Аннотация.
Процесс формирования специальных предметных умений необходимо сделать целенаправленным для этого должна быть разработана система критериев и уровней предметных умений.
В представленной системе оценивания специальных предметных умений в области рисунка и акварельной живописи, предложен уровневый подход. Разработанный комплекс критериев предназначен для оценивания уровня умений в баллах, исходя из стандартов и существующих критериев в области изобразительного искусства .Балльная оценка знаний с уровневым подходом способствует личностно-ориентированному обучению стимулирует к систематической работе, раскрытию творческих способностей .
Разработанная бальная система позволяет определить уровень умений учащихся. Критерии содержат задания базового и повышенного уровней .Предназначено для педагогов изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе, педагогов дополнительного образования.
Выполненная разработка может быть использована при периодическом контроле усвоения учебных тем, разделов программы обучения применяемых в практике,знание уровней дает возможность выстраивания индивидуальной траектории обучения. Разработано для авторской образовательной программы ‘Мир искусства акварели.’
Содержание.
Раздел №1. Компоновка изображения.
Раздел № 2. Владение техникой акварельной живописи.
Раздел № 3. Художественно-графические умения.
Раздел № 4. Цветовые отношения в живописи.
Система оценивания.
Оценка осуществляется на основе критериального и уровневого подхода. Каждое успешно выполненное задание или учебное действие оценивается в баллах, исходя из которых определяется уровень специальных предметных умений .
Под специальными предметными умениями будем понимать усвоенные способы и приемы предметной изобразительной деятельности учащихся, которая осуществляется самостоятельно, и необходима для выполнения учебных заданий и получения готового творческого продукта.
Под уровнем усвоения предметных умений будем понимать степень мастерства овладения учебными действиями направленными на практическое применение способов и приемов изобразительной деятельности, которая достигнута учащимися в результате обучения .
Объекты для оценивания уровня умений:
- Продукты практической художественной деятельности учащихся.
- Процесс практической изобразительно-выразительной деятельности учащихся.
- Учебные действия и задания.
Инструментарий для оценки: таблица с критериями и показателями умений
Система оценивания в баллах:
5 Баллов – задание выполнено полностью, безошибочно и самостоятельно ; в полном объеме.
4 Балла – задание выполнено полностью, учебные действия однако не носят осмысленный полностью и уверенный характер, возможно требуется теоретическая дополнительная подготовка, есть небольшие погрешности, есть 1 ошибка.
3 Балла – задание выполнено есть небольшие ошибки (1 или 2) не влияющие в целом на верность выполнения задания.
2 Балла – задание выполнено частично.
1 Балл – задание выполнено слабо, при выполнении допущено несколько ошибок, для выполнения требуется помощь преподавателя.
Дополнительные баллы:
Прилежание, выполнено аккуратно – 1 балл.
Активность при выполнении – 1 балл.
Идентификация уровней:
I уровень низкий – выполнятся отдельные учебные действия и умения, последовательность действий при выполнении заданий хаотична, учебные действия при выполнении способов и приемов изображения в целом плохо осознаны, большинство заданий могут выполнить с помощью учителя.
II уровень базовый (репродуктивно-продуктивный ) – действия по воспроизведению умений в решении типовых учебных задач, применение умений при выполнении заданий по образцу, затруднения при выполнении отдельных умений.
III уровень средний (продуктивный) – уровень понимания, осмысления и применения умений для решения практико-ориентированных задач, освоен весь объем умений, предусмотренных программой за конкретный период
IV уровень повышенный (творческий ) владеет умениями позволяющими выполнять продуктивно-творческую деятельность, решать нестандартные задачи, применение предметных умений в новых ситуациях, умения переходят в навыки, действия при выполнении приемов и способов необходимых для изображения носят автоматизированный характер ,выполняются безошибочно.
Раздел № 1. Компоновка изображения. Таблица № 1.
Критерии | Показатель | Балл оценка |
Уровень |
а) Размер изображения предметов определен верно в формате листа, изображение не маленькое и не слишком большое. | |||
б) Изображение размещено пропорционально размеру листа: не слишком близко или далеко от края листа. | |||
в) Размещение цветовых пятен и оттенков поддерживает композиционное построение. | |||
г) Наблюдается единство и взаимосвязь между предметами и элементами изображения, формируется целостная система восприятия изображаемого объекта. | |||
д) Верное определение композиционного центра геометрического и сюжетно-смыслового. | |||
е) Передача движения, динамики. | |||
ж) Пропорции предметов передаются верно близки к реальным. | |||
з) Отчетливо выражены три пространственных плана с передачей перспективы предметов и объектов. | |||
и) Общее пространственное положение предметов, их форма переданы верно, учтены правила пространственного расположения элементов. | |||
к) Умение выделить и передать в композиции наиболее важное и главное. | |||
л) В композиции передано разнообразие и в тоже время есть некоторый объединяющий элемент. | |||
м) В композиции использован ритм пятен, линий, точек. | |||
н) Композиция построена на нюансе (цвета, света, размера формы). | |||
о) Композиция не перегружена смысловыми и пластическими составляющими. | |||
п) Найдены пропорциональные соотношения между изобразительными пятнами и плоскостью листа. | |||
р) Имеется соответствие в графической, тональной и цветовой нагрузке элементов. | |||
с) Оригинальность подхода к теме, полнота ее раскрытия. |
Определение уровня с помощью баллов для таблицы № 1.
I уровень низкий 17–33 баллов.
II уровень базовый 34–50 баллов.
III уровень средний 51–67 баллов.
IV уровень высокий 68–85 баллов.
Раздел № 2. Владение техникой акварели Таблица № 2.
Критерии | Показатель | Балл оценка |
Уровень |
Художественно-графический | а) Акварель нанесена ровным прозрачным слоем, слои краски просвечиваются. | ||
б) Использованы разнообразные приемы при выполнении заливок. | |||
в) Изображение предметов, их контуров не обведено краской. | |||
г) Использованы живописные мазки, подчеркивающие форму предметов. | |||
д) Нет перегрузки изображения краской, дающей ощущение в некоторых местах грязности. | |||
е) Использованы цвета предметов близкие к цветам натуры. | |||
ж) Есть попытки найти живописные переходы цветов при изображении предметов. | |||
з) Владение технологией -лессировки. | |||
и) Выполнение мазков не выходящих за границы предметов. | |||
к) Выполнение узнаваемого изображения объектов при выполнении живописи методом по сырому. | |||
л) Выбор и выполнение горизонтальных, вертикальных, диагональных и др.мазков в зависимости от формы предмета или объекта. |
Определение уровня с помощью баллов для таблицы № 2.
I уровень низкий 11–21 баллов.
II уровень базовый 22–31 баллов.
III уровень средний 32–43 баллов.
IV уровень высокий 44–55 баллов.
Раздел № 3. Художественно-графические умения Таблица № 3.
Критерии | Показатель | Балл оценка |
Уровень |
Художественно-графический | а) Сохранение направленности движения карандаша при штриховки или кисточки при наложении мазков своевременная остановка движения, регуляция размаха движения. | ||
б) Рисование линий и криволинейных форм карандашом. | |||
в) Умение обмакивать кисть в краску, регулировать и накапливать необходимое количество краски. | |||
г) Рисование прямых и криволинейных линий кисточкой. | |||
д) Умение держать карандаш в разных позициях. | |||
е) Выполнение и регуляция нажима,при выполнении различного вида линий и штрихов. | |||
ж) Формирование нужного объема краски на кисточки при выполнении изображения. | |||
з) Смешивать цвета на палитре, приготовление необходимого объема смеси краски для заливки. | |||
и) Объем предметов лепится живописным мазком. | |||
к) Четко определены и прорисованы мелкие детали предметов. | |||
л) Использованы разнообразные штрихи на разных планах. | |||
м) Наблюдаются плавные переходы градаций тона. |
Определение уровня с помощью баллов для таблицы № 3.
I уровень низкий 12–23 баллов.
II уровень базовый 24–35 баллов.
III уровень средний 36–47 баллов.
IV уровень высокий 60–48 баллов.
Раздел № 4. Соблюдение цветовых отношений Таблица № 4.
Критерии | Показатель | Балл оценка |
Уровень |
а) Цвет предметов передается в соответствии с освещением. | |||
б) Есть сочетания теплого и холодного цветов. | |||
в) Найдено соответствие цветовых акцентов общей организации изображения. | |||
г) Цвет между предметами по тепло-холодности найден пропорционально к цвету окружения. | |||
д) Определен колорит работы и найдена цветовая гармония. | |||
е) Верное соотношение между насыщенными и ненасыщенными цветами. | |||
ж) Использованы цветовые контрасты. | |||
з) Цветовое решение каждого плана композиции хорошо различается. | |||
и) Цветовые отношения в живописи соответствуют действительным соотношениям цвета в натуре. | |||
к) Цветовой строй изображения соответствует основной теме и замыслу. | |||
л) Есть декоративность и работа цветовых пятен. |
Определение уровня с помощью баллов для таблицы № 4.
I уровень низкий 11–21 баллов.
II уровень базовый 22–32 баллов.
III уровень средний 33–43баллов.
IV уровень высокий 44–55 баллов.