Цель: Обобщение, систематизация знаний и тренировка умений дифференцировать звуки С- Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей слухо-произносительной дифференциации звуков С- Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- учить детей звуковому анализу слов, учить определять наличие звука в словах.
- учить разгадывать ребусы;
- совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже;
- учить составлять предложения по сюжетным картинкам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать произносительные навыки у детей;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать у детей фонематический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, тактильный контроль;
- развивать абстрактное мышление, основные мыслительные операций;
- развивать у детей мимику и пантомимику;
- способствовать развитию умения координировать речь с движением;
- обогащать и актуализировать словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уверенности, взаимопонимания, доброжелательности, воспитывать интерес к занятиям;
- формировать умение конструктивного взаимодействия в группе;
- воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков
- создавать ситуацию успеха,
- стимулировать речевую активность.
Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря через введение понятий (сундук, шкатулка, берестяной).
Предварительная работа: постановка и автоматизация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях, дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах; игры-презентации и упражнения на ПК.
Оборудование: компьютер, авторский медиапродукт - презентация Microsoft Office Power Point “Дифференциация звуков С-Ш”, индивидуальные зеркала, картинки для загадок (Сова, Уши, Шапка, Кошка, Игрушки); настольная ширма, кукла Бабушка-Загадушка, угощение – сушки;
Тип занятия: обобщающее логопедическое занятие для детей с ФФНР с использованием ЭОР
Индивидуальная работа: постановка, автоматизация звука С в словах, предложениях – Лера С., Аня Л., Костя С.; постановка, автоматизация звука Ш в словах, предложениях – Тимур К., Лёня И., Илья С.
Форма проведения: игра.
Форма организации: индивидуально-групповая.
Место проведения: кабинет логопедического пункта.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Методические приемы: наглядность (демонстрация слайдов презентации, индивидуальных зеркал, картинок для загадок, настольной ширмы, куклы Бабушки-Загадушки, угощения – сушки ), словесные приёмы обучения (объяснение, беседа, создание проблемных ситуаций и т.д.) совместная деятельность, работа в парах при выполнении некоторых упражнений, использование элементов театрализации и игровых ситуаций, творческая работа (составление загадок, составление предложений по картинкам).
Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль
Ход занятия
Части занятия | Содержание | Предполагаемые ответы детей | Дидактическое обеспечение и теоретическое обоснование (технологии, методы, приемы, формы организации деятельности воспитанников, средства обучения) | Прогнозируемый результат и возможные затруднения | Примерное время | |
I. Вводная часть | Дети входят в группу, встают в круг. Л. – Дети, сегодня на занятии мы узнаем, чему вы научились, как подготовились к школе. - Итак, начинаем занятие. Представьте, что вы на лесной полянке. Посмотрите на слайд 2 Улыбнитесь как хитрая лиса; Нахмурьтесь как осенняя туча; Испугайтесь как заяц, увидевший волка; Покажите уставшего муравья, который притащил большую муху; Изобразите ребёнка, который много потрудился, помог маме и отдыхает; Позлитесь как два барана на мосту; Изобразите цветок, на который подул тихий нежный ветерок в жаркий летний день; Улыбнитесь как ласковое солнышко, согревающее всех на земле. - Молодцы! Садитесь. |
Оргмомент Психогимнастиче-ский этюд на выражение основных эмоций Работа в группе |
Дети с заданием справляются | 1 мин. | ||
Л.- Посмотрите на экран (слайд 3)
Что это? Это сундук, а это - шкатулка. Повторите за мной эти слова. - Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга? Л. – В чем их сходство? Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка – небольшой, закрывающийся ящик для мелких вещей). |
Д. – Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок… Д. – Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят. |
Создание проблемной ситуации. Словарная работа. |
Дети повторяют. | 2 мин. | ||
Л. – Произнесите слово сундук и
выделите первый звук. С-С-С. Л. – Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук. Ш-Ш-Ш. |
Упражнение на звуковой анализ слов |
|||||
- Сейчас мы изображенный предметы на картнках распределим в шкатулку и сундук. Если в слове слышится звук С, то картинку отправляем в сундук. Если слышите звук Ш, то – в шкатулку. Проговаривание ответов детей сопровождается движением картинки по щелчку в сундук или шкатулку на экране | Предполагаемый образец ответа детей: Я положу носки в сундук, потому что в слове носки есть звук С | Индивидуальная работа |
Дети различают на слух слова со звуками Си Ш |
|||
II. Основная часть | Л. – Какие звуки мы выделяли в своих
словах? Л. – Сегодня мы будем различать звуки С – Ш на слух и учиться правильно произносить их. |
Д. – С и Ш. | Сообщение темы занятия. | |||
Л. – Что делают наши губы, зубы, язык,
когда мы произносим звук С? Посмотрите в
зеркала, а потом на экран (слайд 4) Произнесем звук С. Л. – Как работают губы, язык, зубы при произнесении звука Ш? На что похож звук Ш? Произнесем звук Ш. Л. – Что ещё мы можем сказать про эти звуки? Л. – Почему вы так считаете? Л. – Докажите, что эти звуки глухие. Дети прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки С, Ш. Ответы детей обобщаются. |
Д. – Когда мы произносим звук С, наши
губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка
упирается в нижние зубы. Воздух холодный, похож
на водичку из крана. Д. – При произнесении звука Ш наши губы вытягиваются в “трубочку”, зубы сближены, язык поднят “чашечкой” к нёбу. На картинке справа нарисована змея – она высунула язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. Д. – Эти звуки согласные, глухие. Д. – Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. |
Актуализация имеющихся знаний у детей, упражнение на уточнение по артикуляционным и акустическим признакам звуков С, Ш | Дети имеют представление о механизме образования звуков С и Ш, знают артикуляционную характеристику звуков справляются с заданием, опираясь на схемы-символы | 2 мин. | ||
Л. – Сегодня, когда утром вам отравлен
кузовок от Бабушки – Загадушки. Скажите, из
какого материала он сделан? (слайд 5) Л. – Значит он какой? Л. – Как вы думаете, что в кузовке бабушки - Загадушки? Л. – Давайте посмотрим, что в берестяном кузовке (появляется картинка письма) Логопед читает письмо. (слайд 6) Здравствуйте, детишки! Пишет вам Бабушка – Загадушка. Я очень много слышала про ваш детский сад и вашу группу. Говорят, что вы очень умные, сообразительные и уже готовы к школе. Я хочу это проверить и посылаю вам свои нелёгкие задания в кузовке. Думаю, что вы справитесь? Вот первое задание. (появляется картинка “солнышка”). (слайд 7) Дети проговаривают название картинки. Логопед читает задание |
Д. – Из коры дерева или из верхнего слоя коры берёзы. Из бересты. Д. - Берестяной кузовок. Д. – Там могут быть игрушки, загадки. |
Словарная работа. |
Дети правильно выполняют заданием | 2 мин. | ||
Л. – Нужно идти по кругу, взявшись за
руки. Когда вы услышите в произнесённых мной
словах звук С, нужно остановится, а когда
услышите звук Ш – подпрыгнуть на месте. Готовы? Сом, ком, дом, оса, столовая, шапка, душ, бинт, нос, шуба, самолёт, кошелёк, шлем, пушка, сук, кошка, хлеб, киоск, ракушки, сковорода, мышеловка, попугай, свистеть. |
Д. – Да |
Подвижная игра “Узнай звук”. | Дети правильно выполняют упражнения. | 3 мин. | ||
Л. – Давайте посмотрим, что ещё в
берестяном кузовке, смотрим на экран. (слайд 8)
Появляется картинка Соловушки с письмом в
коготках. Л. – Представьте, что ваша рука – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со…), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо..) Помогут произносить звуки С и III опорные стрелки на экране.
Проговаривание слоговых рядов сопровождают движениями кистей рук и движением по щелчку на экране стрелок вверх-вниз. |
Дети называют птицу и выполняют задание | Упражнение на развитие мелкой моторики
рук, координацию речи с движением
Игра “Эхо” на дифференциацию звуков С-Ш в слогах |
Дети правильно произносят за логопедом слоговые ряды, но выполняют движения кистями рук с затруднениями | 3 мин. | ||
Л. – Посмотрим, что ещё приготовила нам
Бабушка-Загадушка, смотрим на экран. (слайд 9)
Появляется слайд, на котором изображены
грустные мальчик и девочка. Рядом с каждым из них
— набором картинок. У девочки — машинка, шлем,
пушка, клюшка, у мальчика — коляска, совок, сумка,
собачка. Л. - Бабушка-Загадушка просит придумать имя мальчику, в котором были бы звук Ш. - А какое же имя мы придумаем девочке со звуком С? Л. - Как вы думаете, почему Миша и Соня грустные? Л. - А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их? Л. - Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише? Л. - А что отдаст Миша Соне? Проговаривание ответов детей сопровождается движением игрушки по щелчку Соне или Мише Л.- Чтобы лучше выполнять дальше задания, давайте отдохнём и представим, что мы игрушки. |
Д. – Шура, Саня, и т.д. Выбрали имена детям Соня и Миша. Д. - У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел. Д. - Им нужно поменяться игрушками. Д. - Соня должна отдать Мише машину, шлем, пушку и клюшку. Д. - Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку. Каждый ребёнок называет картинку по порядку и составляет предложение “Я беру машинку и отдаю её Мише”. |
Игра “Угадай имя” на дифференциацию
звуков С-Ш в словах
Создание проблемной ситуации
|
Дети справляются с заданием
Дети различают на слух звуки С и Ш в словах, справляются с заданием |
3 мин | ||
Слайд 10. Звучит музыка. Л. - Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным. На полочке нашей Смешные игрушки: Смешные.ежи Дети бегают мелкими шагами. И смешные.лягушки. Прыгают, как лягушки. Смешные медведи, Ходят, как медведи. Смешные олени, Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты. Смешные моржи, Двигаются боком. Смешные тюлени. Бегут с подскоком. Музыка смолкает. - Скажите, каким животным вы подражали? Дети садятся. |
Д. - Смешным ежатам, смешным лягушатам. Хоровые и индивидуальные ответы. |
Физ.минутка. Пантомимический этюд на воспитание взаимопонимания, доброжелательности друг к другу Упражнение на воображение |
Дети активно выполняют движения | 2 мин. | ||
Л. – Посмотрим, какое следующее задание приготовила нам Бабушка-Загадушка. На слайде 11 появляется игровое поле. Нам нужно закрыть картинки, в названии которых есть звук С картинкой крана с холодной водой, а картинки, в названии которых есть звук Ш – шипящей змёй. | Дети называют картинку, выделяют звук и называют чем они её закроют. “В слове лист есть звук С, я закрою её краном с холодной водой” По щелчку картинка перемещается на игровое поле. | Игровое поле на дифференциацию звуков С-Ш в словах | Дети справляются с заданием | 2 мин | ||
Л. – Посмотрим, какое следующее задание
в берестяном кузовке? Слайд 12. Появляются
чистоговорки. Ша-ша-ша, Саша моет малыша. Су-су-су, воздушный шарик я несу. Ши-ши-ши, спать ложатся малыши. Шу-шу-шу, я письмо пишу. Су-су-су, лукошко ягод я несу. Ша-ша-ша, у нас Саша хороша. Ас-ас-ас, дедушка коровушку пас. Ши-ши-ши, Саша в школу поспеши. |
Дети повторяют чистоговорки с четким проговариванием всех звуков. | Индивидуальное упражнение на дифференциацию звуков С-Ш в предложениях | Дети справляются с заданием | 2 мин | ||
Слайд 13. Л. – Бабушка-Загадушка
просит придумать предложения по картинкам, где
были бы звуки С и Ш. У Саши машинки. Кошка играет с мышкой. У Сашеньки босоножки. Красная Шапочка шла к бабушке-старушке. Шесть пушистых котят есть хотят. Пушистая кошка сидит на окошке и греется на солнышке. Сквозь цветное стёклышко я взгляну на солнышко. По шоссе с шумом несутся машины. На полке в магазине стоят игрушки: машинки, пушки, лиса… |
Дети по сюжетным картинкам составляют предложение | Упражнение на дифференциацию звуков С-Ш
в предложениях Упражнение на воображение |
Дети составляют предложения с помощью логопеда | 3 мин | ||
Л. – Бабушка – Загадушка приготовила
вам сюрприз. Она любит загадывать загадки и хочет
проверить, как вы умеете их загадывать и
отгадывать. Сейчас выйдет сюда Настя, возьмёт
первую картинку и загадает про предмет или
животное, смотря что там нарисовано, загадку. А мы
вместе отгадаем, и посмотрим, что же за слово
получится у нас из первых звуков слов. Появляется
слайд 14 с картинками – отгадками. - Молодцы, со всеми заданиями Бабушки-Загадушки справились, берестяной кузовок наш пуст. Появляется картинка сушек. |
По картинкам дети сочиняют загадки.
Например: “Обувь, бывает женская, мужская,
детская”
Дети выделяют первые звуки в словах и составляют слово СУШКИ. |
Упражнение на развитие абстрактного
мышления
Сюрприз от Бабушки-Загадушки.
|
Дети подбирают к словам-предметам слова-признаки с помощью логопеда | 4 мин | ||
III. Заключительная часть | Слайд 15. Звучит музыка “В гостях у
сказки”. Из-за ширмы появляется кукла
Бабушка-Загадушка с корзинкой сушек. Б-З. – Здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы отлично справились со всеми моими загадками, я очень довольна. А вам понравились мои задания? Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным? Молодцы, вы хотели бы, чтоб я к вам ещё пришла? Тогда я с вами не прощаюсь и в следующий раз мы отправимся в Сказочную страну Звуков и Букв - За активную работу я угощаю вас сушками. До новой встречи! Дети угощаются сушками. Звучит музыка |
Итог занятия Появление сказочного героя Поощрение |
1 мин. |
Список литературы
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. – М., 2006.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Автоматизация шипящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. – М., 2006.
- Е.А.Борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ “Сфера”. 2008.
- Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008.
- Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008.