Коррекционно-развивающее занятие "Дифференциация звуков С–Ш"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Цель: Обобщение, систематизация знаний и тренировка умений дифференцировать звуки С- Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить детей слухо-произносительной дифференциации звуков С- Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;

- учить детей звуковому анализу слов, учить определять наличие звука в словах.

- учить разгадывать ребусы;

- совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже;

- учить составлять предложения по сюжетным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать произносительные навыки у детей;

- развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать у детей фонематический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, тактильный контроль;

- развивать абстрактное мышление, основные мыслительные операций;

- развивать у детей мимику и пантомимику;

- способствовать развитию умения координировать речь с движением;

- обогащать и актуализировать словарь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уверенности, взаимопонимания, доброжелательности, воспитывать интерес к занятиям;

- формировать умение конструктивного взаимодействия в группе;

- воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков

- создавать ситуацию успеха,

- стимулировать речевую активность.

Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря через введение понятий (сундук, шкатулка, берестяной).

Предварительная работа: постановка и автоматизация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях, дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах; игры-презентации и упражнения на ПК.

Оборудование: компьютер, авторский медиапродукт - презентация Microsoft Office Power Point “Дифференциация звуков С-Ш”, индивидуальные зеркала, картинки для загадок (Сова, Уши, Шапка, Кошка, Игрушки); настольная ширма, кукла Бабушка-Загадушка, угощение – сушки;

Тип занятия: обобщающее логопедическое занятие для детей с ФФНР с использованием ЭОР

Индивидуальная работа: постановка, автоматизация звука С в словах, предложениях – Лера С., Аня Л., Костя С.; постановка, автоматизация звука Ш в словах, предложениях – Тимур К., Лёня И., Илья С.

Форма проведения: игра.

Форма организации: индивидуально-групповая.

Место проведения: кабинет логопедического пункта.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Методические приемы: наглядность (демонстрация слайдов презентации, индивидуальных зеркал, картинок для загадок, настольной ширмы, куклы Бабушки-Загадушки, угощения – сушки ), словесные приёмы обучения (объяснение, беседа, создание проблемных ситуаций и т.д.) совместная деятельность, работа в парах при выполнении некоторых упражнений, использование элементов театрализации и игровых ситуаций, творческая работа (составление загадок, составление предложений по картинкам).

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль

Ход занятия

Части занятия Содержание Предполагаемые ответы детей Дидактическое обеспечение и теоретическое обоснование (технологии, методы, приемы, формы организации деятельности воспитанников, средства обучения) Прогнозируемый результат и возможные затруднения Примерное время
I. Вводная часть Дети входят в группу, встают в круг.

Л. – Дети, сегодня на занятии мы узнаем, чему вы научились, как подготовились к школе.

- Итак, начинаем занятие. Представьте, что вы на лесной полянке. Посмотрите на слайд 2

Улыбнитесь как хитрая лиса;

Нахмурьтесь как осенняя туча;

Испугайтесь как заяц, увидевший волка;

Покажите уставшего муравья, который притащил большую муху;

Изобразите ребёнка, который много потрудился, помог маме и отдыхает;

Позлитесь как два барана на мосту;

Изобразите цветок, на который подул тихий нежный ветерок в жаркий летний день;

Улыбнитесь как ласковое солнышко, согревающее всех на земле.

- Молодцы! Садитесь.

  Оргмомент

Психогимнастиче-ский этюд на выражение основных эмоций

Работа в группе

Дети с заданием справляются 1 мин.
Л.- Посмотрите на экран (слайд 3) Что это? Это сундук, а это - шкатулка.

Повторите за мной эти слова.

- Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?

Л. – В чем их сходство?

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка – небольшой, закрывающийся ящик для мелких вещей).

 

Д. – Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок

Д. – Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

 

Создание проблемной ситуации.

Словарная работа.

Дети повторяют. 2 мин.
Л. – Произнесите слово сундук и выделите первый звук. С-С-С.

Л. – Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук. Ш-Ш-Ш.

   

 

Упражнение на звуковой анализ слов

   
- Сейчас мы изображенный предметы на картнках распределим в шкатулку и сундук. Если в слове слышится звук С, то картинку отправляем в сундук. Если слышите звук Ш, то – в шкатулку. Проговаривание ответов детей сопровождается движением картинки по щелчку в сундук или шкатулку на экране Предполагаемый образец ответа детей: Я положу носки в сундук, потому что в слове носки есть звук С  

Индивидуальная работа

 

Дети различают на слух слова со звуками Си Ш

 
II. Основная часть Л. – Какие звуки мы выделяли в своих словах?

Л. – Сегодня мы будем различать звуки С – Ш на слух и учиться правильно произносить их.

Д. – С и Ш. Сообщение темы занятия.    
Л. – Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С? Посмотрите в зеркала, а потом на экран (слайд 4)

Произнесем звук С.

Л. – Как работают губы, язык, зубы при произнесении звука Ш? На что похож звук Ш?

Произнесем звук Ш.

Л. – Что ещё мы можем сказать про эти звуки?

Л. – Почему вы так считаете?

Л. – Докажите, что эти звуки глухие.

Дети прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки С, Ш. Ответы детей обобщаются.

Д. – Когда мы произносим звук С, наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух холодный, похож на водичку из крана.

Д. – При произнесении звука Ш наши губы вытягиваются в “трубочку”, зубы сближены, язык поднят “чашечкой” к нёбу. На картинке справа нарисована змея – она высунула язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Д. – Эти звуки согласные, глухие.

Д. – Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Актуализация имеющихся знаний у детей, упражнение на уточнение по артикуляционным и акустическим признакам звуков С, Ш Дети имеют представление о механизме образования звуков С и Ш, знают артикуляционную характеристику звуков справляются с заданием, опираясь на схемы-символы 2 мин.
Л. – Сегодня, когда утром вам отравлен кузовок от Бабушки – Загадушки. Скажите, из какого материала он сделан? (слайд 5)

Л. – Значит он какой?

Л. – Как вы думаете, что в кузовке бабушки - Загадушки?

Л. – Давайте посмотрим, что в берестяном кузовке (появляется картинка письма) Логопед читает письмо. (слайд 6) Здравствуйте, детишки! Пишет вам Бабушка – Загадушка. Я очень много слышала про ваш детский сад и вашу группу. Говорят, что вы очень умные, сообразительные и уже готовы к школе. Я хочу это проверить и посылаю вам свои нелёгкие задания в кузовке. Думаю, что вы справитесь? Вот первое задание.

(появляется картинка “солнышка”). (слайд 7)

Дети проговаривают название картинки. Логопед читает задание

 

Д. – Из коры дерева или из верхнего слоя коры берёзы. Из бересты.

Д. - Берестяной кузовок.

Д. – Там могут быть игрушки, загадки.

 

 

 

Словарная работа.

Дети правильно выполняют заданием 2 мин.
Л. – Нужно идти по кругу, взявшись за руки. Когда вы услышите в произнесённых мной словах звук С, нужно остановится, а когда услышите звук Ш – подпрыгнуть на месте. Готовы?

Сом, ком, дом, оса, столовая, шапка, душ, бинт, нос, шуба, самолёт, кошелёк, шлем, пушка, сук, кошка, хлеб, киоск, ракушки, сковорода, мышеловка, попугай, свистеть.

 

 

 

Д. – Да

Подвижная игра “Узнай звук”. Дети правильно выполняют упражнения. 3 мин.
Л. – Давайте посмотрим, что ещё в берестяном кузовке, смотрим на экран. (слайд 8) Появляется картинка Соловушки с письмом в коготках.

Л. – Представьте, что ваша рука – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со…), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо..) Помогут произносить звуки С и III опорные стрелки на экране.

са – ша
со – шо 
сы – ши 
ас – аш
ос – ош
шу-су
ши-сы
ста-шта
шта-ста
аст-ашт

Проговаривание слоговых рядов сопровождают движениями кистей рук и движением по щелчку на экране стрелок вверх-вниз.

Дети называют птицу и выполняют задание Упражнение на развитие мелкой моторики рук, координацию речи с движением

 

 

Игра “Эхо” на дифференциацию звуков С-Ш в слогах

Дети правильно произносят за логопедом слоговые ряды, но выполняют движения кистями рук с затруднениями 3 мин.
Л. – Посмотрим, что ещё приготовила нам Бабушка-Загадушка, смотрим на экран. (слайд 9) Появляется слайд, на котором изображены грустные мальчик и девочка. Рядом с каждым из них — набором картинок. У девочки — машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика — коляска, совок, сумка, собачка.

Л. - Бабушка-Загадушка просит придумать имя мальчику, в котором были бы звук Ш.

- А какое же имя мы придумаем девочке со звуком С?

Л. - Как вы думаете, почему Миша и Соня грустные?

Л. - А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?

Л. - Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?

Л. - А что отдаст Миша Соне?

Проговаривание ответов детей сопровождается движением игрушки по щелчку Соне или Мише

Л.- Чтобы лучше выполнять дальше задания, давайте отдохнём и представим, что мы игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

Д. – Шура, Саня, и т.д.

Выбрали имена детям Соня и Миша.

Д. - У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел.

Д. - Им нужно поменяться игрушками.

Д. - Соня должна отдать Мише машину, шлем, пушку и клюшку.

Д. - Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку.

Каждый ребёнок называет картинку по порядку и составляет предложение “Я беру машинку и отдаю её Мише”.

Игра “Угадай имя” на дифференциацию звуков С-Ш в словах

 

 

 

Создание проблемной ситуации

 

 

 

Дети справляются с заданием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети различают на слух звуки С и Ш в словах, справляются с заданием

3 мин
Слайд 10. Звучит музыка.

Л. - Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей Смешные игрушки:

Смешные.ежи Дети бегают мелкими шагами.

И смешные.лягушки. Прыгают, как лягушки.

Смешные медведи, Ходят, как медведи.

Смешные олени, Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты.

Смешные моржи, Двигаются боком.

Смешные тюлени. Бегут с подскоком. Музыка смолкает.

- Скажите, каким животным вы подражали?

Дети садятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. - Смешным ежатам, смешным лягушатам. Хоровые и индивидуальные ответы.

Физ.минутка.

Пантомимический этюд на воспитание взаимопонимания, доброжелательности друг к другу

Упражнение на воображение

Дети активно выполняют движения 2 мин.
Л. – Посмотрим, какое следующее задание приготовила нам Бабушка-Загадушка. На слайде 11 появляется игровое поле. Нам нужно закрыть картинки, в названии которых есть звук С картинкой крана с холодной водой, а картинки, в названии которых есть звук Ш – шипящей змёй. Дети называют картинку, выделяют звук и называют чем они её закроют. “В слове лист есть звук С, я закрою её краном с холодной водой” По щелчку картинка перемещается на игровое поле. Игровое поле на дифференциацию звуков С-Ш в словах Дети справляются с заданием 2 мин
Л. – Посмотрим, какое следующее задание в берестяном кузовке? Слайд 12. Появляются чистоговорки.

Ша-ша-ша, Саша моет малыша.

Су-су-су, воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши, спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу, я письмо пишу.

Су-су-су, лукошко ягод я несу.

Ша-ша-ша, у нас Саша хороша.

Ас-ас-ас, дедушка коровушку пас.

Ши-ши-ши, Саша в школу поспеши.

Дети повторяют чистоговорки с четким проговариванием всех звуков. Индивидуальное упражнение на дифференциацию звуков С-Ш в предложениях Дети справляются с заданием 2 мин
Слайд 13. Л. – Бабушка-Загадушка просит придумать предложения по картинкам, где были бы звуки С и Ш.

У Саши машинки.

Кошка играет с мышкой.

У Сашеньки босоножки.

Красная Шапочка шла к бабушке-старушке.

Шесть пушистых котят есть хотят.

Пушистая кошка сидит на окошке и греется на солнышке.

Сквозь цветное стёклышко я взгляну на солнышко.

По шоссе с шумом несутся машины.

На полке в магазине стоят игрушки: машинки, пушки, лиса…

Дети по сюжетным картинкам составляют предложение Упражнение на дифференциацию звуков С-Ш в предложениях

Упражнение на воображение

Дети составляют предложения с помощью логопеда 3 мин
Л. – Бабушка – Загадушка приготовила вам сюрприз. Она любит загадывать загадки и хочет проверить, как вы умеете их загадывать и отгадывать. Сейчас выйдет сюда Настя, возьмёт первую картинку и загадает про предмет или животное, смотря что там нарисовано, загадку. А мы вместе отгадаем, и посмотрим, что же за слово получится у нас из первых звуков слов. Появляется слайд 14 с картинками – отгадками.

- Молодцы, со всеми заданиями Бабушки-Загадушки справились, берестяной кузовок наш пуст. Появляется картинка сушек.

По картинкам дети сочиняют загадки. Например: “Обувь, бывает женская, мужская, детская”

 

 

 

 

Дети выделяют первые звуки в словах и составляют слово СУШКИ.

Упражнение на развитие абстрактного мышления

 

 

Сюрприз от Бабушки-Загадушки.

 

 

Дети подбирают к словам-предметам слова-признаки с помощью логопеда 4 мин
III. Заключительная часть Слайд 15. Звучит музыка “В гостях у сказки”. Из-за ширмы появляется кукла Бабушка-Загадушка с корзинкой сушек.

Б-З. – Здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы отлично справились со всеми моими загадками, я очень довольна. А вам понравились мои задания? Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным? Молодцы, вы хотели бы, чтоб я к вам ещё пришла? Тогда я с вами не прощаюсь и в следующий раз мы отправимся в Сказочную страну Звуков и Букв

- За активную работу я угощаю вас сушками. До новой встречи!

Дети угощаются сушками. Звучит музыка

  Итог занятия

Появление сказочного героя

Поощрение

  1 мин.

Список литературы

  1. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. – М., 2006.
  2. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Автоматизация шипящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. – М., 2006.
  3. Е.А.Борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ “Сфера”. 2008.
  4. Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008.
  5. Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008.