1. Орг. момент.
- Прочитайте тему урока.
Слайд №1.
- Чему вы будете сегодня учиться?
- Правильно, сегодня вы научитесь изменять имена существительные по числам. Мы вспомним, как определять род имен существительных. Повторим написание строчной буквы к.
- А помогут нам в этом наши любимые Смешарики.
Слайд №2.
Крош, Нюша, Лосяш и Карыч захотели поиграть в школу, но они никак не могут решить, кто будет учителем. Поэтому учителями они будут по-очереди, а учить будут вас.
- Лосяш очень любит точность. Он составил план урока, который мы должны в точности соблюдать. И первый пункт: “Вспоминаем то, что знаем”
2. Повторение.
Слайд №3.
- Снегопад – это не глагол, а …?
- У имени существительного “мальчик” окончание не –чик, а …?
- Существительное “доброта” не мужского рода, а …?
- В слове “дружба” -а не суффикс, а …?
- Существительное “ветер” не женского рода, а …?
- Существительное “солнышко” не мужского рода, а …?
- Как вы определили, что слово “снегопад” - это имя существительное?
- Как вы определили, что имя существительное “доброта” женского рода?
- Молодцы!
3. Чистописание.
- Следующий пункт нашего плана “Мы писали, мы писали…”.
Слайд №4.
- Это задание приготовила Нюша.
- Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? ( -Кот, кролик, козленок, крокодил.)
- К какой части речи относятся эти слова?
- Это одушевленные или неодушевленные существительные?
- Найдите одинаковый звук в словах.
- Это согласный звук или гласный?
- Звонкий или глухой?
- Какой буквой на письме обозначается звук [к]?
- Пропишите строчную букву к.
- Отгадайте, какие слова мы будем прописывать:
1. Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он не знает. ( Крот).
2. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла. (Корова).
- Пропишите эти слова.
4. Словарная работа.
Слайд №5
- Следующий пункт плана “Заглянем в словарик”
- Слушайте задание Карыча. Я медленно читаю пары слов, вы их запоминаете. Затем я показываю картинку к первому слову, вы вспоминаете и записываете второе слово.
Кукла - девочка, машинка - мальчик, береза - ворона, медвежонок - медведица.
5. Физминутка
Слайд №6
- Следующий этап “Отдохнем”.
- Как живешь?
- Вот так!
- Как идешь?
- Вот так!
- Как бежишь?
- Вот так!
- Как летишь?
- Вот так?
- Как плывешь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!
- Как сидишь?
- Вот так!
6. Отработка материала по теме “Имя существительное”
- Следующий пункт плана “Что новенького?”
Слайд №7.
- Задание дал Карыч. Прочитайте задание. (Изменение имен существительных по числам”)
- Чему вы будете сегодня учиться?
- Правильно, вы будете учиться изменять по числам имена существительные.
Слайд №8.
- девочка - девочки
- мальчик - ?
- ворона - ?
- медведица - ?
- Сколько предметов обозначают существительные первого столбика?
- Как называются существительные, обозначающие один предмет?
- Сколько предметов обозначают существительные второго столбика?
- Как называются существительные, обозначающие несколько предметов?
- Сравните существительные первого и второго столбиков. Какой частью слова они различаются?
- Назовите окончания существительных.
- При изменении существительных по числам какая часть слова изменяется?
Вывод: - Как изменяются имена существительные?
- Сколько предметов обозначаю имена существительные в единственном числе?
- Сколько предметов обозначаю имена существительные во множественном числе?
- Какая часть слова изменяется при изменении существительного по числам?
7. Работа с учебником.
Работа с правилом.
8. Закрепление изученного.
Слайд №9.
- Следующий пункт нашего плана “ Закрепляем то, что знаем”
- Вы посмотрите фрагмент мультфильма “Смешарики. Событие века”. Запомните слова, обозначающие имена существительные, отвечающие на вопрос что? В единственном числе.
-Эти существительные вам надо будет изменить по числам.
Просмотр фрагмента мультфильма.
- Назовите существительные в единственном числе, отвечающие на вопрос что?
- Разделите шесть строчек на два столбика. В первый столбик вы будете записывать существительные единственного числа, во второй – множественного. Выделите окончания. Какая часть слова изменилась при изменении существительных по числам?
9. Физминутка.
Слайд №10.
- Смешарики предлагают отдохнуть. Я буду произносить слова. Если слово относится к существительным в единственном числе, вы приседаете. Если слово относится к существительным во множественном числе, вы хлопаете в ладоши. Если слово относится к другой части речи, вы подпрыгиваете.
Рука, облака, кисти, кисточка, сидеть, морозы, косточка, полочка, быстрая, машина, домики, работай.
10. Составление текста по иллюстрации.
Слайд 11.
- Бараш предлагает поиграть в писателей. Вам необходимо составить рассказ по иллюстрации.
Слайд 12.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
- Где сидит Нюша?
- Что Крош держит в руках?
- Кому он принес этот букет?
- Почему Крош подарил Нюше цветы?
- Какое настроение у обоих героев?
- Озаглавьте свой рассказ и запишите в тетрадь.
- Прочитайте свои рассказы вслух.
- Как вы думаете, чей рассказ понравится Нюше? Почему?
11. Итог урока.
- По-моему, Лосяш чем-то недоволен. Мы забыли последний пункт нашего плана.
Слайд 13.
- Мы забыли подвести итог урока. Что же вы узнали об имени существительном?
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Как называются существительные, обозначающие один предмет?
- Как называются существительные, обозначающие несколько предметов?
- Какого рода могут быть имена существительные?
12. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок.
Слайд 14.