Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.Носова; развивать навык выразительного чтения, логическое мышление, память, творческие способности; прививать интерес к чтению
Оборудование: учебник “Родная речь”, “Толковый словарь”, таблица “Главные герои”, карточки со словами, индивидуальные карточки, костюм Незнайки, портрет Н.Н.Носова.
Ход урока
I. Организация класса.
- Здравствуйте, ребята!
- У нас сегодня гости, поздоровайтесь!
- Сегодня на уроке чтения мы будем работать в группах.
- Прочитайте памятку “Работа в группах”.
II. Вступительная беседа.
(стук в дверь)
- Ребята, а кто это к нам опоздал на урок? ( входит Незнайка)
Незнайка . – Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки!
- Сразу заявляю: книжек я не читаю!
- Некогда мне! У меня других дел забот полно!
- Ребята, кто это? (Незнайка)
-Незнайка, проходи, мы тебя приглашаем к нам на урок. Может тебе понравится у нас на уроке и ты захочешь больше читать.
- Ребята, из какой сказки наш гость?
- Вспомните, ребята, кто сочинил эту сказку?
(Учитель открывает портрет Н.Носова)
-Сегодня на уроке мы знакомимся еще с одним произведением этого писателя.
III. Работа по теме урока.
1) Знакомство с текстом.
- Откройте учебники на с. 50!
- Прочитайте заглавие1
- Внимательно рассмотрите иллюстрации к рассказу!
- Как вы думаете, ребята, о чем будет этот рассказ? (о детях, играх, забавах...)
- Ребята, а потому как написано заглавие, можно предположить какой это рассказ?( да, веселый)
- А что значит слово “затейники”?
- Прочитайте 2 предложения!
- Что значит “затеяли игру”?
- Ребята, а где можно уточнить значение этого слова? (Толковый словарь)
Рассказ “Затейники” был написан в 1938 году. Это первый детский рассказ писателя.
- А теперь надо проверить правильно ли мы думали о чем этот рассказ.
2) Первичное чтение.
1 часть читает ученик
2-4 части читает учитель.
- Угадали ли мы о чем рассказ? ( да, о детях)
3) Характеристика героев.
- Возьмите красный конверт, откройте его.
- Прочитайте шифровку и найдите в ней зашифрованные имена героев.
- Нашли?
- Назовите их! (Валя, Петя)
Прикрепить к доске таблички с именами.
У Каждого героя есть свой характер.
- Возьмите желтый конверт, найдите табличку и впишите черты характера, которыми наделены наши герои.
- Ребята, назовите слова, которыми вы описали Валю! (команды по очереди называют слова, не повторяясь, учитель прикрепляет карточки со словами на доску)
- А какими словами вы описали Петю?
- Ребята, а какая черта считается отрицательной? (трусость)
- Можем ли мы обвинять детей в том, что они пугливы?
(да, потому, что...; нет, потому, что...)
4) Физминутка.
5) Выборочное чтение.
- Ребята на доске записаны слова-действия:
Читали
- Найдите в тексте, что читали герои рассказа”
Сделали
- Прочитайте, как ребята сделали домик!
Говорили
- Найдите и прочитайте, о чем говорили ребята в домике!
Выскочил
- Почему мальчик выскочил из-под стола? Прочитайте.
Схватил
- Найдите в тексте предложение с этим словом.
Испугались
Найдите и прочитайте отрывок, как дети испугались!
Открыли
- Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь!
Боимся
- Прочитайте отрывок, где сказано, как боялись дети!
Обрадовались
- Найдите и прочитайте, чему обрадовались дети!
Починить
- Почему дети стали чинить домик? Прочитайте!
Итог
- Найдите действия ребят, которые указывают на то, что пережили дети!
Да, эти действия показывают главные переживания, которые испытали дети.
- Ребята, а вам было страшно? ( да, было...; нет, не было...)
6) Деление рассказа на части.
- Авторы учебника разделили наш рассказ на 4 части.
- Посмотрите на доску, прочитайте название частей!
План (на доске)
- Мы читали сказку.
- Делаем себе домик.
- Может это серый волк?
- Не стали играть.
- О чем говорится в 1 части?
- О чем говорится во 2 части?
-О чем говорится в 3 части?
О чем говорится в 4 части?
- Прочитайте 1 часть!
А вот 2-4 части рассыпались.
Закройте учебники, возьмите конверты синего цвета, откройте!
Задание командам: командам нужно собрать свою часть текста.
Прочитайте свои части по очереди (2-4 части)
- Молодцы! Легко ли было вам выполнить это задание? (да, потому, что...; нет, потому, что...)
7) Конкурс иллюстраторов.
Наш учебник иллюстрировали художники-иллюстраторы.
- А как бы вы нарисовали главных героев?
- Какие бы краски взяли?
- Возьмите цветные карандаши и лист, нарисуйте их (работа на 3-4 минуты)
К доске прикрепить рисунки команд.
Молодцы, все рисунки яркие, значит вам понравился рассказ и его герои.
IV. Закрепление.
На доске пословицы(таблички)
- Прочитайте пословицы!
- Робкого и тень страшится.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- На смелого собака лает, а трусливого кусает.
- Какая из пословиц больше подходит к нашему рассказу? Почему?
V. Итог урока.
- Незнайка, тебе понравилось на уроке?
- Интересно ли тебе было читать, работать над текстом?
(Мне было интересно читать, отвечать на вопросы, и я теперь буду больше читать книг)
На следующих уроках мы продолжим чтение рассказов Н.Носова.
Кто захочет познакомится с другими произведениями, их можно взять в библиотеке (показать книги).
VI. Домашнее задание: дома читать рассказ вместе с родителями по ролям.