Каждый ребёнок талантлив изначально. Совершенно естественна способность ребёнка играть, фантазировать, заниматься творчеством. Однако такая активность детей развивается постоянно, в процессе целенаправленного обучения и является результатом расширения театрального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.
Маленький ребёнок с диагнозами ЗПР И ОНР, находясь в дошкольном коллективе замечает, что он не такой, как другие дети: он много не умеет, у него не всё получается. Кроме того, дети, имеют очень непрочные, расплывчатые представления о мимике, жестах, пантомимике, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения. А чтобы дети с такими диагнозами чувствовали себя комфортно, могли больше времени заниматься с дефектологами, их переводят в специальные группы(логопедические). В связи с этим появляется комплекс неполноценности. Он может проявиться у детей по-разному: кто-то очень застенчив, а кто-то наоборот становится агрессивным.Однако есть одна общая черта у всех – неуверенность в себе. И преодолеть ее детям самостоятельно невозможно,значит, есть необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному использованию жестов, мимики и пантомимики во всех сферах жизни. Поскольку при выполнении различных движений в танцах, постановочных театральных спектаклях, цирковых номерах неуверенность их исчезает. Театрализованные занятия с детьми и их участие в драматизациях помогают сформировать у них умение осознанно применять средства образной выразительности ( интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), помогают перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), соединять речь с движением, вести ролевой диалог и т.д. Чтобы добиться лучших результатов в развитии речи, пополнить словарный запас, развить фантазию, творчество такие дети по мере возможностей должны заниматься с педагогом дополнительного образования. Посещение театрального кружка принесётбольшую пользу всем детям.
Педагог научит, как правильно надо использовать жесты, мимику, пантомимику. Очень часто дошкольники, читая или рассказывая, либо вообще не используют такие специфические для устной речи средства выразительности, как жесты и мимика, либо используютих неумело. Например: рассказывают о весёлом, но с “каменным” лицом, равнодушным выражением лица, илинаоборот, о грустном, печальном – с усмешкой на лице. Представления о выразительных движениях имеют менее обобщённый, ситуативный характер и находятся на низком уровне, так как привязываются к выполнению определённых, конкретных действий. У детей с ЗПР и ОНР плохая координация движений. Для начала мы вспомним основные понятия.
Что такое жест? Что такое мимика? Что такое пантомимика?
Жесты, являясь элементами экспрессивного поведения, формируются одними из первых среди неречевых визуальных систем. Жесты делятся: на условные, указывающие, подчёркивающие, ритмические, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть: живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной. Жест может и отсутствовать.
Мимика - выразительное движение мышц лица. Мимика без слов говорит о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит,он радуется. Сдвинутые брови и вертикальные складки на лбусвидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может рассказать взгляд человека. Он можетбыть: ласковым, хмурым, вопрошающим,испуганным, прямым, открытым, потупленным, застывшим, невыразительным, блуждающим. Мимика может быть: живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия.
Пантомимика – выразительные движения всего тела.Выразительные движения изредка складываются из жестов, часто из мимики и всегда из поз. Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Общий вид человека характеризуется как напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, величественный, приниженный, подавленный, развязный, разболтанный, распрямлённый, сутулый, сгорбленный, стройный, без резких особенностей силуэт. Поза, как элемент экспрессивного поведения человека, несущего большую информативную нагрузку, имеет важноезначение в процессе общения.
На первый взгляд кажется, что дети с ограниченными возможностями здоровья и развитие сценических способностей – понятия несовместимые. Однако это возможно. С чего начинается эта работа?
Прежде всего, она начинается с преодоления барьеров в общении, снятия психического напряжения, создания условий для самовыражения, овладения азами невербальных средств общения. В этом мне помогают упражнения по психогимнастике и логоритмике, которые учат детей азбуке вербального и невербального выражения эмоций, выразительным движениям, которые являются предпосылками к будущим театрализованным праздникам и музыкальным спектаклям.
Однако с помощью пантомимики, психогимнастики решить задачи развития сценических способностей детей невозможно, так как дошкольникам свойственно и речевое выражение собственных эмоций и переживаний. Значит, работа над интонационной выразительностью речи и ритмодекламацией является следующим этапом в работе над развитием творческих способностей детей.
Ритмодекламация- это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, это упражнения для исполнения. Она способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относится к различным проявлениям интонации: её тембру, динамике, регистру, артикуляции, темпу, акцентуации и др. Используя на театрализованных занятиях стихи, я, убедилась в том, что ритмизованный текст может быть весьма полезен для работы с дошкольниками.
Начинаю эту работу с потешек, прибауток, считалок и ролевой гимнастики. Необходимо не только прочестьпотешку в заданном ритме, нои воспроизвести речевую и интонационную линию со всеми оттенками и нюансами, которые помогают точнее раскрыть ее содержание. В ролевой гимнастике требуется рассказать двустишие и скороговорку: шепотом, максимально громко, со скоростью улитки, с “пулемётной” скоростью, как робот, как иностранец и т.д. При работе над выразительностью речи, дети учатся произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, грусть, удивление,страх и т.д.). Цель этой работы добиться выразительности и естественности речи.
Детям нравится этюдная работа. Следующим шагом, приближающим мою работу к финалу, являются этюды. Этюды можно рассматривать, как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, используемые группой детей и индивидуально. Этюд – это набросок, импровизация. Повторение этюдов даёт детям возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее использовать детали, совершенствовать движений с музыкой. Повторение этюдов также является полезным упражнением, способствующим развитию воображения, а увлечённость игровыми образами способствует дальнейшему развитию творческой активности, так как в ней они могут проявить творчество, найти самостоятельно выразительные особенности сказочного героя.
В результате совместной работы и детей и взрослых появляются на свет чудесные музыкальные спектакли, театрализованные игры и представления. Особенно важно заметить то, что в нашей работе взрослые являются тем центром, вокруг которого вращается всё действие. Взрослые являются той эмоциональной поддержкой,благодаря которой дети чувствуют себя уверенней, свободней и раскрепощённей. Даже самые стеснительные вовлекаются в интересный творческий процесс; проявляют выдумку и находчивость; речь их становится выразительнее; движения – более пластичными. Дети творят и выдумывают с необыкновенной увлечённостью. Они чувствуют себя настоящими артистами.