В детском саду уделяется внимание развитию интереса у воспитанников к культуре марийского народа: создан мини – музей марийского быта с элементами внутреннего убранства марийской избы, марийское искусство представлено вышивками, изделиями из дерева. В группах имеется фото – материал на бумажных и электронных носителях об истории нашего поселка. Используя марийский фольклор, картины писателей, поэтов, художников знакомим с особенностями родной природы, с историей и культурой, а участие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности успешно развивают интерес к культуре народа мари, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи. Исполняемая роль ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В детском саду функционирует театральный кружок “Сказочка”. Цель работы кружка: развивать интерес к культуре марийского народа в театрализованной деятельности. Дошкольники посещают театральный кружок, в котором воспитанников знакомят с марийским фольклором. Фольклор оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте, поэтому мы ставим спектакли, используя марийские сказки. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что позволяет на деле повысить интерес к культуре марийского народа в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Основным условием успешного внедрения марийских сказок в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам.
Задачи театрализованного кружка: продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через сказку, песни, танцы); познакомить детей с марийским фольклором: используя марийские сказки, побуждать проявлять интерес к драматизации сказки под руководством взрослого; учить детей петь выразительно, правильно передавая мелодию; исполнять танцевальные движения луговых мари, ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки; развивать стремление самостоятельно исполнять марийские песни.
Работа над спектаклем проходит поэтапно: на первом этапе подготовки к показу сказки совместно со взрослыми и детьми проходит выбор сказки. Подготовка костюмов для героев, декораций, используется материал этнографического мини-музея детского сада и активное сотрудничество с родителями воспитанников. Детей знакомим с марийским орнаментом.
2 этап. Деление сказки на эпизоды, пересказ, детьми эпизодов, дополняя друг друга, придумывая названия эпизодам.
3 этап. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.
4 этап. Игра-драматизация марийской сказки включает в себя пение, разговорные фрагменты и танцы. Для выразительного исполнения необходимо отдельно проработать каждый из этих видов деятельности. Например, песенка петуха, зайца. Педагог объясняет ребенку, что петь нужно эмоционально, так, чтобы все слова хорошо были слышны зрителю. Во время исполнения можно слегка пританцовывать. Над разговорными фрагментами педагог работает лично: добивается четкого произнесения слов, яркой эмоциональной тональности речи, выразительной “актерской игры”. К эмоциональной выразительности следует стремиться и в пении, танцах, актерских этюдах.
5 этап. Повтор одного и того же отрывка разными исполнителями, что позволяет детям быстро выучить свою роль.
6 этап. Добиваться выразительности и четкости речи, а также ее характерности: например, говорить одному герою плавно, другому сердито и т.д.
7 этап. Учим детей размещаться на пространстве выступления в музыкальном зале (не сбиваться в кучу, не загораживать друг друга, поворачиваться к зрителям лицом).
8 этап. Репетиция сказки целиком, с использованием декораций.
9 этап. Премьера сказки для детей детского сада в костюмах.
10 этап. Заключительный. Повторный показ сказки для родителей. Во время последующих показов сказки часто происходят замены артистов, и дети с успехом справляются со своей ролью. С воспитанниками детского сада были поставлены марийские сказки “Любопытный заяц” (2011 год), “Смоляной бычок” (2012 год), “Куда пропала Весна” (2013 год).
Таким образом, созданные условия для совместной творческой деятельности, способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительные отношения друг к другу. Знакомство детей с народной культурой способствует развитию интегративных качеств, так необходимых при обучении в школе. Марийский фольклор помогает дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности.
Библиографический список
1. Акцорин В.А. Марийские народные сказки. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1984. – 288 стр.
2. Муравьев В. Б. Марийские народные сказки. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 352 стр.
3. Меджитова, Э. О. Марийское народное искусство. Марий калык искусство. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1985. – 270 стр.
4. Соловьёва В.К. Марийские народные сказки в детском саду: Методические разработки. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С “Марийский институт образования”, 2007. – 64 стр.