Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).
Нравственное воспитание детей – одна из важнейших составляющих государства.
Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка.
Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Детям важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают.
Основные проблемы , связанные с нравственным воспитанием – это формирование коллективных взаимоотношений (и культуры общения, как части этих взаимоотношений), дружелюбия, гуманности, трудолюбия, активности. Решению вопросов по формированию взаимоотношений и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста способствуют как непосредственно образовательная деятельность, так и образовательная деятельность в режимных моментах. В наибольшей степени способствует игра, которая является основным видом деятельности детей.
Сюжетно-отобразительная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста. В игре ребенок получает знания об окружающем мире, в ней ярко развиваются потребности детей в общении. Она оказывает большое влияние на развитие способности взаимодействовать с другими людьми, воспитывает культуру общения.
Воспитание культуры общения способствуют дидактические игры с куклой: “Напоим Катю чаем”, “Уложим Катю спать”, “Оденем Катю на прогулку” и т.д. Проводя такие игры-занятия, мы формируем умение вежливо разговаривать с куклой, дети приобретают эмоционально-нравственный опыт: “Пожалей Катю, обними ее”, Скажи: “Не плачь Катя!”
Эффективным приемом для воспитания культуры общения является игра взрослого в паре с ребенком-партнером, где взрослый принимает на себя основную роль, например “доктор”.
“Здравствуйте, я доктор. Полечу мишку, поставлю ему градусник, дам лекарство...” Если игра заинтересовала детей, спрашиваем: “Лиза, твой зайчик тоже заболел? Я доктор, я полечу его...” Потом можно “полечить” ребенка (обращаться к нему нужно не как к Максиму, а как к пациенту): “Здравствуйте больной. Я - доктор. Что у вас болит?”. Говорим, как нужно вежливо обращаться к больному: “Покажите, пожалуйста, горлышко. Будьте добры, возьмите градусник.” и т.д.
В другой раз предлагаем роль врача ребенку, который хочет стать врачом и лечить. Напоминаем, что с больным нужно разговаривать спокойно, вежливо, доброжелательно. Если ребенок самостоятельно, не зависимо от всех, начинает свою игру, мы подключаемся к игре ребенка, используя дополнительную по смыслу роль. Например, ребенок берет атрибуты к игре “Парикмахерская” и бесцельно перебирает инструменты. Присоединяемся к игре: “Даша, ты парикмахер? Подстриги, пожалуйста, мою дочку.” Здесь основную роль выполняет ребенок, педагог носитель дополнительной роли, но действуя “изнутри этой роли, помогает развернуть ролевое действие ролевой диалог показывая образец культурного общения.
Для воспитания культуры общения эффективна сюжетно-отобразительная игра “Телефонный разговор” смысл которой заключается в коммуникации персонажей не требующей предметных игровых действий. Детям нравится говорить по телефону, они охотно вступают в контакт. Мы стараемся подбодрить ребенка, подсказываем содержание вопросов, ответов. С замкнутыми, застенчивыми детьми разговариваем по телефону один на один, без присутствия сверстников. Научившись говорить по телефону, дети не только учатся культурно общаться, но и становятся общительнее, свободнее вступают в игровые контакты и развертывают ролевое взаимодействие друг с другом.
Культуру общения воспитываем не только в сюжетно-отобразительных играх (“Семья”, “Магазин”, “Автобус” и т.п.) но и во время игр с дидактическим материалом, в повседневной жизни. Учим детей вежливо обращаться с просьбой, благодарить за оказанную помощь, говорить “здравствуйте”, “до свидания”, уступать девочкам, не обижать малышей, не отбирать игрушки, обращаться друг к другу по имени.
Читаем детям книги: “Вежливые слова” В.Лиходер, “Вежливые слова” О.Корнеевой, “Медвежонок-невежа” А.Барто и др.
Большую роль в воспитании играет организация непосредственно образовательной деятельности. В образовательной деятельности мы рассматриваем сюжетные картины (“Друзья”, “В песочнице”, “Делаем машину”), включаем такие игровые занятия как: “Как машина зверят катала”, “Что хорошо, что плохо”, “Добрый вечер мамочка”, “Передай куклу Катю”, читаем рассказы (“Был у Пети и Миши конь” Л.Н.Толстого). В них мы ставим задачи: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми,, умение делиться игрушками, вежливо обращаться с просьбой, запомнить имена детей (в т.ч. произнесенных взрослым по разному: Саша, Сашенька, Сашуля), воспитывать культуру общения.
Мы наладили работу с родителями. Родители объективно воспринимают все рекомендации, что очень помогает в работе.
Многие родители с удовольствием помогают в обновлении развивающей среды, в изготовлении атрибутов к играм, в общесадичных мероприятиях.
Мы оформили консультации для родителей: “Учите детей общаться”, “Учите детей общаться (словесно-дидактические игры), “Самоуважение и как его воспитывать”, “Роль семьи в воспитании ребенка”, “Четыре заповеди мудрого родителя” и др.
Итак, благодаря проводимой работе по воспитанию культуры общения у детей младшего дошкольного возраста, ребята стали вести себя спокойнее, дружелюбнее со сверстниками: называют друг друга по имени, реже отбирают игрушки, когда просят игрушки, книжки многие говорят “пожалуйста” (Ксюша М, Яна Г., Даша Е и др.), говорят “спасибо” за оказанную помощь (с напоминанием), “здравствуйте” “до свидания”.
Дети дошкольного возраста только приобщаются к культуре общения и им еще многому предстоит научиться и наша задача помочь им в этом. Необходимо больше уделять внимание тому, что не все дети умеют спокойно разговаривать, кричат, отбирают игрушки. Продолжать работу с родителями. Подготовить консультацию “Правила хорошего тона”.
ПЕРЕДАЙ КУКЛУ КАТЮ
Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи
(формирование культуры общения у детей 1-й младшей группы).
Цель: формировать умение отчетливо и ясно произносить отдельные слова и фразы, вежливо просить у товарища игрушку; вызвать симпатию к сверстникам, помочь запомнить имена товарищей ( в т.ч. произнесенные взрослым по разному: Саша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость; учить внимательно слушать и отгадывать загадки.
Задачи: учить вежливо просить у товарища игрушку, внимательно слушать и отгадывать несложные загадка; упражнять отчетливо и ясно произносить отдельные слова и фразы, развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях; воспитывать культуру общения, усидчивость, бережное отношение к игрушкам.
Материал: кукла, игрушки: корова, кот, петух.
Предварительная работа: чтение рассказа Л.Н.Толстого “Был у Пети и Миши конь”, рассматривание картин “Друзья”, “Не дает коляску” (автор серии В.В.Гербова)
Организация и методика проведения: В группу под музыку вношу нарядную куклу и красивый сундучок (коробку): “Посмотрите, какую я принесла куклу. Ее зовут Катя. Как ее зовут? (Хоровой и 2-3 индивидуальных ответа). Посмотрите, какая Катя нарядная, какой она принесла красивый сундучок. (Дети рассматривают куклу и сундучок). Сегодня мы будем играть с Катей. Ксюша, возьми Катю, покачай ее. Лиза, попроси у Ксюши куклу, скажи: Ксюша, дай мне, пожалуйста, Катю. (Лиза просит у Ксюши куклу, я слежу, чтобы она четко называла имена, отчетливо произносила отдельные слова и фразы в целом). Лиза поиграла с куклой, теперь Яна попроси у Лизы Катю. Скажи: Лиза, дай мне, пожалуйста Катю”.
Дети просят куклу друг у друга, благодарят, учатся просить вежливо.
Игра: “Кто у нас хороший, кто у нас пригожий”.
Дети сидят на стульчиках. Я вызываю. Ребенка, обнимаю и говорю:
- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Яна хорошая, Яночка пригожая. Яночка светловолосая, с голубыми глазками, красивая и не плакса. Садись Яна на место. (Ребенок садится на место, я вызываю другого ребенка).
- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ксюша хорошая, Ксюшенька пригожая, веселая, своего мишку любит, песенки ему поет. Ксюшенька и нам песенку споет. Садись Ксюша на стульчик.
- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Максим хороший, Максимочка пригожий. Максимушка сильный, не дерется, умеет рыбку ловить. Садись Максимочка.
Расхваливаю 5 – 6 детей, затем приглашаю всех детей к себе и прошу взять себе в пару ребенка, который особенно нравится. Детям составившим пару предлагаю обняться. Детей, которые не сумели ( не захотели) найти себе пару обнимаю по очереди:
- Замечательные у меня дети, красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю. Ребята, садитесь на стульчики, посмотрите, какой кукла Катя сундучок
Принесла. Друзья – это те, кого ты любишь, без кого скучаешь и кому ты рад. Катя вам сейчас загадает загадки о своих друзьях а вы отгадаете их и узнаете кто “живет” в сундучке.
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Молочка пьет, “Мяу-мяу” поет.
После правильного ответа я достаю игрушку – кота.
- Какой красивый кот. Белый, пушистый. Давайте скажем киске: “Здравствуй , киска”. Дети здороваются с котом. Кукла загадывает следующую загадку.
Полем идет, травку жует,
Мычит “Му-у-му-у”, кто это, не пойму?
Дети отвечают, я достаю игрушку – корову.
- Здравствуй добрая коровушка. Ребята, коровка нам вкусное молочко дает, давайте скажем ей спасибо. Дети благодарят корову за вкусное молоко, говорят ей ласковые слова (коровка, коровушка, Буренушка...).
Хвост с узорами
Сапоги со шпорами
Рано встает
“Ку-ка-ре-ку” поет.
Дети отгадывают загадку, я заглядываю в сундучок – там никого нет. Кукла горюет: “Нет моего любимого дружка – петушка. Он такой красивый – красный гребешок, шелкова бородка, статная походка , хвост дугой, перышки разноцветные. Петушок так громко поет. Как петушок поет? (Дети отвечают)”.
- Не грусти Катенька, ты наверно не сказала петушку какой он красивый и он обиделся. Давайте , ребятки, позовем петушка. Петя-Петя- петушок. (Дети зовут петушка и он появляется).
- Ребятки, куколке понравилось с вами играть, потому что вы добрые, воспитанные. Катя хочет чтобы вы с ней и с ее друзьями поигра. Дети идут играть с игрушками.
ОДЕНЕМ КУКЛУ КАТЮ НА ПРОГУЛКУ
Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в группе детей младшего дошкольного возраста.
Программное содержание: познакомить детей со словами обозначающими одежду (пальто, сапоги, шапка, шарф, рукавички), учить запоминать последовательность одевания на прогулку, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь. Учить детей отвечать краткой фразой на понятные вопросы воспитателя.
Развивать активную речь детей, упражнять в назывании предметов одежды, закреплять понятие “большие – маленькие”.
Воспитывать бережное отношение к одежде, заботу об игрушках, культуру общения.
Материал: куклу, кукольная зимняя одежда, игрушка зайчик, корзина с рукавичками (по количеству детей).
Предварительная работа: рассматривание альбомов “Мужская одежда”, “Женская одежда”, “Обувь”, наблюдение на прогулке за тем, как одеты люди на улице, чтение потешек “Наша Маша маленька...”, “Шапка да шубка...”.
Организация и методика проведения. На стульчике сидит кукла. Раздается стук в дверь, появляется зайчик (вносит пом. воспитателя).
Воспитатель. Ребятки, смотрите, к нам зайчик пришел. Здравствуй зайчик! (дети здороваются с зайчиком).
Заинька, зайка. Маленький зайка.
Длинные ушки, быстрые ножки.
Прыгает ловко, любит морковку!
Зайчик пушистый, у него длинные ушки и короткий хвост. Ребятки, какие у зайчика ушки (“Длинные ушки”. Хоровой ответ). Ксюша, какие у зайчика ушки? (“У зайчика длинные ушки”. 2-3 индивидуальных ответа). А хвостик у зайчика какой (“Короткий хвостик”. Хоровой ответ). Правильно. Миша, какой у зайчика хвостик? (“У зайчика короткий хвостик”. 2-3 индивидуальных ответа). (Воспитатель напоминает детям, что отвечать нужно полным предложением, если дети затрудняются, то дает образец правильного ответа или спрашивает ребенка, который может ответить 2-3 словным предложением).
Ребятки, зайчику в лесу стало скучно и он пришел к нам в детский сад пригласить куклу Катю на прогулку. Катя, пойдешь с зайчиком на прогулку? “Спасибо зайчик, я пойду на прогулку”. (Воспитатель говорит от имени куклы, берет ее, а зайчика усаживает на стульчик) Воспитатель: На улице холодно, много снега намело, поэтому надо тепло одеваться. Давайте, ребятки, наденем на куколку штанишки, сапожки. Скажите, что сначала будем надевать Кате? (“Наденем штанишки”. Хоровой ответ. Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает). Молодцы ребятки. Юля, что сначала наденем куколке Кате (“Наденем Кате штанишки”.2-3 индивидуальных ответа). Что теперь наденем Кате? (“Наденем сапожки”. Хоровой ответ). Правильно, что Данил куколке надеваем? (“Сапожки надеваем”. 2-3 индивидуальных ответа). Давайте наденем на Катю пальто. Ксюша, помоги надеть на куколку пальто. Ребятки, что Ксюша надевает на куколку? (“Ксюша надевает пальто”. Хоровой ответ). Андрей, что Ксюша надела куколке (“Ксюша надела пальто”.1-2 индивидуальных ответа). Скажи, Ксюша, что ты надела на куколку? (“Я надела пальто”). Правильно, молодец Ксюша.
Затем дети с помощью воспитателя надевают на куколку шапку, шарф, рукавички и называют эти предметы одежды, воспитатель следит, чтобы дети отвечали 2-3 словными предложениями, помогает и подбадривает робких детей.
Воспитатель говорит за куклу: “Спасибо, ребятки, помогли мне одеться на прогулку”.
Воспитатель берет в руки зайчика: Ребятки, посмотрите, зайчик нам что-то принес. Зайчик, что ты принес в корзине? (Говорит за зайчика: “Это рукавички!”).
Проводится “Игра с рукавичками”.
Воспитатель: У куколки тоже есть рукавички (обращает внимание детей на руки куклы). Куколка маленькая, ручки у нее маленькие, поэтому и рукавички у нее маленькие. А зайчик приготовил большие рукавички для Никиты, для Даши, большие рукавички для Поли ( назвать имена нескольких детей или всех, если их немного). Давайте наденем рукавички на руки (воспитатель помогает надеть детям рукавички на руки). Покажите зайчику ручки в рукавичках. А теперь снимите рукавички и положите в корзину. Вот какие ребятки молодцы! (Зайчик хвалит детей за то, что они умеют надевать и снимать рукавички).
Воспитатель: А сейчас куколка Катя и зайчик пойдут на прогулку. Давайте скажем им: “До свидания”.
Куколка и зайчик прощаются с ребятами и “уходят” на прогулку.
Библиография.
- Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. М. 2005.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М. 2005.
- Занятия по развитию речи в первой младшей группы детского сада. В.В.Гербова. М. 2010.
- Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. В.В.Гербова, А.И.Максаков. М.1986.