Пояснительная записка
Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей, чувства гордости за свою малую Родину через знакомство с героями республики Марий Эл.
Задачи:
- Расширять кругозор учащихся;
- Воспитывать патриотические чувства у детей и юношества на примере жизни героев республики.
- Формировать сценическую культуру, развивать творческие способности учащихся.
Категория участников: 5-6 класс
Для оформления сцены можно использовать символику республики Марий Эл, портреты героев РМЭ.
Сценарий мероприятия
Ведущий 1:
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Ведущий 2:
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
Ведущий 1:
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни —
Радость работы на мирной, счастливой земле.
Выходит ученик
Звучит марийская мелодия на ее фоне стихи
Марийский край – Земля Онара –
Ты часть страны моей большой!
Для сердца гордостью ты стала,
Я преклоняюсь пред тобой!
Четыре века с половиной
С Россией об руку ты шла,
Надежды, радости, печали
Ты с нею вместе пронесла!
Поля, леса, озера, реки...
Твоих богатств не перечесть!
Люблю тебя, мой край, навеки
И принимаю все, как есть.
Сережа: Наша республика имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения... и прошлое “оживет” перед вашими глазами.
Песня: “Аваем”, марийская народная
Ведущий 1: Да, хороши марийские песни, Однако предки наши умели не только песни петь, но и землю свою от ворогов защищать, а их-то у нашего народа было немало.
Кукольный театр:
2 ребят держат “занвес”
Ученик(достает куклу): Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не Ученица 1: (приклеивает) самые высокие дубы были ему, как трава, по колено, самые обширные и глубокие топи – как лужицы.
Ученица 2: Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами (приклеивает); там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. (приклеивает)
Ученица 1: Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.
(уходят)
Ведущий 2: В летопись Великой Победы навечно вписаны имена тысяч славных сыновей и дочерей нашей марийской республики. 36 уроженцев Марийской АССР удостоились высокого звания Героя Советского Союза
Включается музыкальное сопровождение.
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса...
Это все только завтра случится,
Через 24 часа...
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки...
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось...
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось...
Выходят дети с лентами. Каждое действие ученики “обыгрывают лентой”
Ученик 1: В Витебске партизанское ополчение было создано уже в конце июня - начале июля 1941-го: партизанский отряд организовал директор Витебской картонной фабрики Михаил Шмырев.
Ученица 1: В составе этой бригады воевала наша землячка Ольга Тихомирова. В 1-й Белорусской партизанской бригаде Ольга Тихомирова не хотела быть только медсестрой и добилась зачисления в разведку.
Ученик 2: В тылу врага Тихомирова, переодеваясь в крестьянскую одежду, не раз ходила в деревни собирать сведения о противнике. Риск был громадный, но девушка не останавливалась ни перед чем, чтобы обеспечить своим товарищам выполнение боевой задачи.
Ученица 2: В феврале 1943-го немцы предприняли крупную карательную экспедицию, направив против витебских партизан две дивизии, танки, артиллерию и авиацию. Партизанам пришлось маневрировать, отступая все дальше в леса. Подошли к концу боеприпасы, продукты, медикаменты. Кольцо окружения все больше сжималось.
Ученик 1: Храбрецы из групп прорыва ценой своей жизни отвлекали на себя силы врага, спасая основные партизанские отряды с ранеными и мирных жителей, ушедших вместе с партизанами в леса.
Ученица 1: В одной из групп прорыва была и наша отважная землячка. Для нее это был последний бой. Когда ранило командира, Ольга взяла на себя командование группой. Девушку ранили в правую руку, затем в левую. Группа продолжала идти под минами и снарядами, ведомая бесстрашной комсомолкой, которой не было еще и двадцати. Разорвавшимся снарядом Ольге перебило обе ноги. Отважная разведчица скончалась на руках у товарищей.
Песня: От героев былых времен
Выходят ученики, слова ведущего сопровождается презентацией.
Ведущий 1: Шарпатов Владимир Ильич - пилот самолета Ил-76. Родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской республики в семье шофёра. После школы поступал в летное училище, но не прошел. Работал столяром, шофером, поступил в Казанский авиационный институт на вечернее отделение.
Ведущий 2: 2 августа 1995 года самолет Ил-76 выполнял транспортный рейс из Арабских Эмиратов в Баграм (Северный Афганистан). Во время пролета над территорий Республики Афганистан, контролируемой исламским движением "Талибан", самолет под угрозой открытия огня, был посажен на аэродроме в Кандагаре. Это была провокация, направленная против России.
Ведущий 1: Но груз на борту, 1304 ящика с патронами калибра 7,62, был закуплен в Албании, имел китайскую маркировку и доставлялся из Арабских Эмиратов. Из российского на борту был только наемный экипаж. Провокация не достигла результата. Экипаж оставался в плену у "талибов" больше года.
Ведущий 2: Усилия дипломатов и посредников с целью освобождения российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с летчиками. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими "Ила". Что он требует регулярного технического обслуживания. Силами экипажа. В полном составе...
Ведущий 1: 16 августа 1996 года во время очередной профилактики самолета, простоявшего почти год без техобслуживания, экипаж совершил дерзкий побег. Командир корабля Шарпатов, прогревая поочередно двигатели вывел их на взлетный режим и под огнем охраны поднял самолет в воздух. Чтобы обмануть преследователей, пилот направил машину не на север, в сторону России, а на запад. По заранее согласованному с Ираном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелет в Арабские Эмираты. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители российского посольства.
Ведущий 2: Указом Президента Российской Федерации № 1225 от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Владимиру Ильичу Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".
Песня: Офицеры
Ведущий 1:
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Ведущий 2:
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
Ведущий 1:
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни —
Радость работы на мирной, счастливой земле.
Песня: “Марий Эл”
Использованный материал:
- Стихотворение Марийский край. Лилия Зинатуллина
- В.В. Беленко “Нам дороги эти позабыть нельзя...”, М., 2005 г.