Комплексный анализ текста на основе произведений разных жанров

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Исследовать пушкинский текст, основываясь на произведения разных жанров: сказки, баллады, романа.
  • Приобщать детей к навыкам лингвистического и культуроведческого анализа.
  • Развивать интерес к языковым явлениям. Воспитывать литературный вкус, навыки коллективной работы

Задачи:

  • Научить детей слышать и понимать пушкинские строки.
  • Выявлять основные орфографические и пунктуационные правила.
  • Отрабатывать навыки сопоставительного анализа текста.
  • Разграничивать произведения разных жанров на основе специфики литературных фактов

Тип урока: Урок комбинированного типа (русский язык и литература)

Методические приемы: опережающее обучение на основе “Песни о вещем Олеге”, методика развивающего обучения

Использование ИКТ: презентация, аудиохрестоматия

Класс: 6 – А

План урока

  1. Организационный момент: мотивация на планируемый результат, личностно формирующая направленность урока
  2. Постановка целей и задач урока
  3. Проверка домашнего задания
  4. Подготовка к активной учебной деятельности
  5. 1 этап – лингвистический анализ “Сказки о рыбаке и рыбке”
  6. 2 этап – культуроведческий анализ “Песни о вещем Олеге”
  7. 3 этап – Игра “Что? Где? Когда?”
  8. Подведение итогов
  9. Домашнее задание творческого характера –придумать продолжение романа “Дубровский”
  10. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент: мотивация на планируемый результат, личностно формирующая направленность урока

(Слайд №1-2)Вас приветствуют школа №353 им. А. С. Пушкина и 6 – А класс. Наша школа знаменита тем. Что на ее месте когда- то находился дом Пушкина, в котором он родился. Перед входом в нашу школу висит Мемориальная доска с надписью: “Здесь 26 мая (6 июня) 1799 года родился А.С. Пушкин”. А напротив входа школы в садике был установлен в 1949 году, в честь 150-летия поэта памятник Пушкину – лицеисту скульптором Е.Ф. Балашовой и архитектором Ю.О. Соколовым. Сам домик не сохранился. Зато память о поэте наша школа поддерживает за счет создания музея с экспозицией “Края Москвы, края родные...”. В музее хранятся “школьные сокровища”, рассказывающие об учениках и учителях нашей школы, о тех пушкинистах, которые побывали у нас в гостях; представлена работа школьного театра, декорации к спектаклям, фотоальбомы – все то, что повествует о пушкинской направленности работы школы. Школа является коллективным членом Всероссийского и международного Пушкинского сообщества. Участвует в Пушкинских ассамблеях.

Мы храним пушкинские традиции, много читаем, ставим спектакли и показываем открытые уроки по творчеству знаменитого поэта.

(Слайд №3. Тема урока) Сегодня тема нашего урока “Комплексный анализ текста на основе произведений разныхжанров”. За основу мы произведения А.С. Пушкина: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Песнь о вещем Олеге” и роман “Дубровский” (Запись в тетради темы урока)

Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости.

(Слайд №4. Портрет Пушкина) Перед вами портрет А.С. Пушкина работы В.А. Тропинина. Этот портрет у Тропинина заказал друг Пушкина С.А. Соболевский. Но, заказывая, выразил желание изобразить поэта не возвышенно, а просто: в домашнем халате, в непринужденной обстановке. Художник выполнил эту просьбу. Пушкин позировал в домашнем халате. Но главное, что смог отразить художник – это гордый и независимый взгляд в будущее.

Недаром Н.В. Гоголь писал: Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Сегодня мы покажем знания русского языка и литературы, систематизируем основные изученные темы, сопоставим исторические, литературные факты, проведем игру.

2. Постановка целей и задач урока

(Слайд №5) Мы сегодня займемся исследованием произведений разных жанров. Все эти произведения вы знаете. “Сказку о рыбаке и рыбке” вы читали в начальной школе, с “Песней о вещем Олеге” познакомились еще в прошлом году и поставили целый спектакль, а роман “Дубровский” был прочитан недавно.

Поэтому целью нашего урока является процесс исследования текста с разных точек зрения: внимательного прочтения текста, нахождение исторического отпечатка времени, лингвистического и лексического анализа. Развитие интереса к языковым и литературным явлениям. Воспитание литературного вкуса.

Задачами урока является отработка основных орфографических и пунктуационных правил, умение сопоставительного анализа, разграничение произведений разных жанров на основе специфики исторических фактов

3. Проверка домашнего задания

В качестве домашнего задания было: прочитать тексты к уроку; сочинить стихотворения, используя строки из произведений А.С. Пушкина

- прослушивание собственных стихотворений учащихся

4. Подготовка к активной учебной деятельности

Нашу работу разделим на 3 этапа – лингвистический анализ сказки, культурологический анализ баллады, текстовой анализ романа “Дубровский” в форме игры. После каждого этапа у нас ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Обращаясь к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним:

- Что такое жанр? (тип художественной литературы)

- Какие жанры литературы вы знаете? (сказка, песнь, баллада, роман, повесть, поэма и т.д.).

(Слайд №6 “Жанры литературы”)

Пушкин был знаток русской культуры, народного творчества и традиций. Так он создает сказки.

- Сколько у Пушкина сказок? (7)

- Назовите их. (Слайд №7 “Сказки Пушкина”)

(Жених (1825), Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) , Сказка о медведихе (1830—1831)

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) , Сказка о рыбаке и рыбке (1833), Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833) , Сказка о золотом петушке (1834)

- Что значит жанр СКАЗКА? (Сказка –это жанр УНТ, эпическое повествование с установкой на вымысел)

- Каких героев из сказок Пушкина вы помните?

- Отгадайте откуда эти строки? (звучат строки из “Сказки о рыбаке и рыбке”-аудиохрестоматия)

(Слайд №8 №9 Рисунок)“ Сказка о рыбаке и рыбке” была написана в 1833 году. Мы помним, что сказки в разное время были написаны в Болдино. Эти периоды посещения имения Болдино называют Болдинской осенью. Эту сказку вы читали много раз. Сейчас мы не будем ее перечитывать, а обратимся лишь к лингвистическому анализу:

5. 1 этап - лингвистический анализ “Сказки о рыбаке и рыбке”

Прежде, чем взять пушкинский текст, давайте вспомним что такое текст? На какие виды и типы он делится? Каким бывает по форме?

А) Работа учебнику

Откройте стр 34 учебника, прочитайте статью “Текст и его особенности”

Вывод: по форме – устный и письменный, по виду – монологический и диалогический, по типу – повествование, описание рассуждение. По стилю – художественный, научный, разговорный, официально – деловой и публицистический.

Итак, перед нами “Сказка о рыбаке и рыбке”.

- Определите текст по типу речи (повествование с элементами описания).

- Найдите пример рассуждения. (“Уж не хочет быть дворянкой, хочет быть вольною царицей”; “Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою”)

- По стилю, какой это текст? (художественный)

Б) Вопросы на знание текста

- Перечислите всех персонажей “Сказки о рыбаке и рыбке”

- Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)

- Какую рыбку поймал старик? (золотую)

- Что попросил старик у рыбки в первый раз? (корыто) Во второй? (избу) В третий (стать дворянкой столбовой)

- За что была наказана старуха? (За жадность, за то, что захотела стать владычицей морскою, чтоб сама рыбка была у нее в посылках)

В) Работа в тетради

- Выпишите 2 предложения с обращением. Что такое обращение?

- Выпишите предложение с прямой речью. Что такое прямая речь?

Известно, что многие пушкинские строки стали крылатыми.

- Найдите крылатые выражения, которые прочно вошли в язык и их можно назвать фразеологизмами.

- Что такое фразеологизмы?(“разбитое корыто”- говорят “останешься у разбитого корыта”, “золотая рыбка” - говорят “поймал золотую рыбку”, “гуляй себе на просторе”, “великое чудо”, “ступай себе с богом”, “не дает мне покою”)

- Какие слова вы бы взяли в качестве лексического диктанта? Выпишите их. А помогут вам в работе слова Пушкина: “Изучайте значение слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений”.(Слайд №10 . “Высказывание Пушкина”)

-Как вы понимаете эти слова? (значение слов нужно смотреть по словарям, слова надо растолковывать, чтобы понять смысл)

- Если бы вы составляли лексический диктант, то какие бы вы слова выписали? (дети выписывают слова)

- Выпишите 2 примера слов, которые для вас новы из представленного слайда (Слайд№11 “Лексический диктант”)

  • Землянка – дом из земли
  • Невод – рыболовная сеть
  • Тина – водоросли, морская трава
  • Откуп – дар, подарок
  • Браниться - ругаться
  • Пряжа – шерсть
  • Дворяне – люди высшего сословия
  • Столбовая дворянка – древний род, записанный в списках-столбцах (списки-документ, доказывающий истину)

Г) Вывод по 1 этапу работы: Чему мы научились?

Д) Показ сценки- фрагмент сказки

Е) Поэтическая минутка (стихотворения Пушкина наизусть)

6. 2 этап – культуроведческий анализ баллады “Песнь о вещем Олеге”

(Слайд №12-13)Культуроведческий анализ – это внимание на ключевые слова, опора на текст,на исторические факты, на характерные признаки текста.

Поэта всегда интересовала история. Он много времени изучал летописи, чтобы лучше представить историю своей страны. Его поразила “Львовская летопись”, в которой он встретил предание о князе Олеге. Вот что писал он Бестужеву, своему другу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".

В основу произведения положен текст древнерусских летописей.

С “Песней о вещем Олеге” вы познакомились в прошлом году, поставив спектакль.

Дома вы его перечитали, поработали над словарем.

- Давайте вспомним, о чем это повествует баллада? (О смерти Олега от укуса змеи, выползшей из черепа мертвого коня)

- Кто такой Олег? (Киевский князь, правивший в 10 веке)

- Чем прославился Олег?(Слайд №14)

(Победоносный поход князя Олега в 907 году прославил его тем, что побежденный Константинополь признал князя за его рыцарское отношение к народу. Люди были признательны князю за то.что Константинополь не был разграблен и унмчтожен. Прибивая свой щит на вратах Царьграда (Константинополя, Стамбула), князь избавляет его от разграбления. Впервые город признал такое поражение. Князь остается в глазах народа истинным рыцарем).

А)(Слайд №15) Знакомство с литературными понятиями “баллада”, “летопись”

Обратимся к жанру “Песни о вещем Олеге”

-А почему баллада названа песнью? (песня- это лирическое произведение. Пушкин хотел подчеркнуть лиризм баллады)

(Автор дал произведению старинное жанровое определение “Песнь”, чтобы подчеркнуть реальность описываемых событий , но баллада не просто сообщает нам о том или ином историческомсобытии, но и создаёт живой,наделённый индивидуальными чертами образ героя, это древний способ прославления)

- Докажите, что “Песнь о вещем Олеге”- это баллада?(в балладе всегда есть вступление, основная часть и концовка. Вступление-это пейзажный зачин “князь по полю едет на верном коне”, основная часть, концовка – пирующая на брегу дружина)

  • Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
  • Летопись – погодовой, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.

- Чем отличается летопись от баллады? (летопись- прозаическое произведение, баллада-поэтический текст)

Б) (Слайд№16-17)Словарная работа

- Какие слова вы бы выписали ? (дети записывают)

  • Хазары – племя, обитавшее на юге Росси в x веке
  • Царьград – ныне Стамбул
  • Кудесник, волхв – волшебник, чародей
  • Перун – Бог грома и молнии
  • Жребий – судьба, участь (устар.)
  • Курган – могильный холм устар.)
  • Тризна – обрядовые действия и пиршество в память умершего
  • Вещий – предвидящий будущее.
  • Волхв - мудрец

В) (Слайд №18)Вопросы по тексту.

- Образ князя Олега вступает в “Песню...” торжественно, величаво. Как здесь назван Олег? (вещий)

- Как назван кудесник? (мудрый старец)

- Подберите синонимы к слову “кудесник”? (“заветов грядущего вестник2, “мудрый старец”, “любимец богов”, “волхв”

Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.

– На чьей стороне автор, кому ближе по духу? (Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт)

– Какую правду открыл кудесник князю? (смерть от коня своего)

- Как отнесся Олег к предсказанию? (серьезно)

Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов.

- Почему Олег так любил коня? (“прощай мой товарищ.Мой верный слуга”)

Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?

О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже “кудри их белы, как утренний снег”. Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: “Могучий Олег головою поник...”.

Г) Проблемные вопросы:

Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Д) Вывод по 2 этапу работы

Е) Сценка

Ж) Поэтическая минутка

7. 3 этап – Игра “Что? Где? Когда?” по роману А.С. Пушкина “Дубровский”

А) Проверка знания текста (Cлайд 19-20-21)

8. Подведение итогов

9. Домашнее задание творческого характера – придумать продолжение романа “Дубровский”

10. Рефлексия

  • Я узнал (а)__________________________________________________
  • Я научился (лась)____________________________________________
  • Я понял (а), что могу _________________________________________
  • У меня получилось __________________________________________
  • Мне захотелось _____________________________________________