Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
- систематизировать знания о глаголе, как части речи;
- формировать умение определять грамматические признаки глагола,
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров).
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
- развитие самостоятельности;
- развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.
- Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (Дружба, взаимовыручка)
- Правильно только вместе, только дружно можно всё преодолеть.
- Прочитайте девиз нашего урока:
Ничто нам не трудно,
Ничто нам не страшно
Горячим сердцам молодым.
Не боимся мы ошибок
Вместе мы исправим их”.
- Наш урок начнём с небольшого выступления детей.
“Интервью - шутка”
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
Что вы больше всего не любите?
Не люблю предлоги и известную всем частицу.
Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята.
На "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе)
- Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?
- Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
- Тема нашего урока “Портрет глагола”.
- “Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи”. Это слова известного писателя, литературоведа 20 века Алексея Кузьмича Югова (1902–1972).
- Обратимся к вашему домашнему заданию. "Толковый словарь" Владимира Ивановича Даля открывает значение слова "глагол". Кто посмотрел в словарь и расскажет об этом нам (слово, речь).
- А знаете ли вы, что название части речи образовалось от русского слова “глаголити” – говорить, оказывается слово “глагол” это - стилистический синоним таких слов, как “ слово, речь ”, у А.С. Пушкина есть такие прекрасные слова: “...но лишь божественный глагол до уха чуткого коснется…”.
- Но у А.С. Пушкина есть и другое выражение “Глаголом жги сердца людей”.
- Что означает это выражение? (Словом)
- Как можно назвать глагол? (Необыкновенной частью речи)
- Необыкновенна она тем, что обозначает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность, если все глаголы убрать,то исчезнет эмоциональность действия.
Работа в группах
- На каком месте по употреблению стоит глагол? (На втором, после им.сущ.)
- А знаете ли вы! Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:
- мочь,
- сказать,
- говорить,
- знать,
- стать,
- видеть.
2. А сейчас внимание на экран. Теоретическая минутка. Работа в группах. Игра называется “Продолжи фразу”. Сейчас вы получите задания и внимательно прочитаете все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.
Работа по слайду.
Игра “Продолжи фразу”.
1) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам).
2) Не с глаголами пишется (отдельно).
3) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?).
4) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь).
5) В предложении глагол является (сказуемым).
6) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
7) Глагол обозначает (действие предмета).
3. Чистописание. (На доске)
- А сейчас внимание на доску.
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
- Что это за соединения?
- Как называются эти окончания? (Личные)
- Почему? (Глаголы изменяются по лицам)
- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр.)
- А второй? (Когда глагол 2 спр.)
Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.
Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.
- Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)
Запишите этот фразеологизм.
- Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.
- Жить по глаголу. Запишите этот фразеологизм.
Дома посмотреть в толковом словаре Владимира Ивановича Даля.
- Что означает это выражение? (Жить в мире,согласии и дружбе)
4. Мастерская Дятла.
Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов, но у Дятла очередь! Кого же он пригласит к себе?! Посмотрите, он выбрал нашего старого знакомого – глагол сверкать. Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам своё мастерство показать. Будьте внимательны, следите за забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.
1) Дятел ударил по суффиксу неопределённой формы (сверкать) и заменил его окончанием 3-го лица мн.ч. наст.вр., получился глагол … (сверкают).
2) Добавил мастер к глаголу приставку за- , получилось слово… (засверкают).
3) А теперь мастер-волшебник заменил окончание -ют окончанием -и, а между суффиксом и окончанием вставил ещё суффикс -л-, получился глагол …(засверкали).
4) Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов ж.р. в пр.вр., получилось слово… (сверкала).
5) Мастер-умелец заменил в глаголе суффикс -а- суффиксом -ну-, получился глагол .. (сверкнул).
- В какую форму “оделись” глаголы? (Грам.признаки:время, спряжение, лицо, число, род (у глаголов в прош.вр.))
Игра в таблице. “Найди глагол”
- Винни-Пух и Пятачок спрятали в таблице слова. Найдите глаголы. Определите время, число, лицо, спряжение.
- Молодцы, ребята вы показали прекрасные знания по теме глагол, а теперь давайте расскажем всем присутствующим, каким образом мы достигли таких результатов.
Подведение итогов.
Инсценировка стихотворения.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…..
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
“Кричать” - кричу,
“Вертеть” - верчу,
“Двигать” - двигаю
“Прыгать” - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!…
Открываю: наш сосед….
(Он живет под нами).
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет,
Я пришёл из школы
И учу глаголы….
- Вот каким тяжёлым трудом достаются знания. Наш урок подходит к концу. Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.
- И в заключении давайте подведём итог.
Рефлексия.
- Чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы.
Дети: Думали, играли, смеялись, трудились… .
На этом уроке…
- Я всё понял.
- Было интересно.
- Было скучно.
- Запомню надолго.
- Ничего не понял.
Учитель: Хвалю, благодарю, отдыхайте!