Обобщение знаний о признаках глагола как части речи. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • формировать умение определять грамматические признаки глагола,
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров).

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.

- Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.

- Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (Дружба, взаимовыручка)

- Правильно только вместе, только дружно можно всё преодолеть.

- Прочитайте девиз нашего урока:

Ничто нам не трудно,
Ничто нам не страшно
Горячим сердцам молодым.
Не боимся мы ошибок
Вместе мы исправим их”.

- Наш урок начнём с небольшого выступления детей.

“Интервью - шутка”

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
Что вы больше всего не любите?
Не люблю предлоги и известную всем частицу.
Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята.
На "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе)

- Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?

- Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

- Тема нашего урока “Портрет глагола”.

- “Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи”. Это слова известного писателя, литературоведа 20 века Алексея Кузьмича Югова (1902–1972).

- Обратимся к вашему домашнему заданию. "Толковый словарь" Владимира Ивановича Даля открывает значение слова "глагол". Кто посмотрел в словарь и расскажет об этом нам (слово, речь).

- А знаете ли вы, что название части речи образовалось от русского слова “глаголити” – говорить, оказывается слово “глагол” это - стилистический синоним таких слов, как “ слово, речь ”, у А.С. Пушкина есть такие прекрасные слова: “...но лишь божественный глагол до уха чуткого коснется…”.

- Но у А.С. Пушкина есть и другое выражение “Глаголом жги сердца людей”.

- Что означает это выражение? (Словом)

- Как можно назвать глагол? (Необыкновенной частью речи)

- Необыкновенна она тем, что обозначает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность, если все глаголы убрать,то исчезнет эмоциональность действия.

Работа в группах

- На каком месте по употреблению стоит глагол? (На втором, после им.сущ.)

- А знаете ли вы! Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:

  • мочь,
  • сказать,
  • говорить,
  • знать,
  • стать,
  • видеть.

2. А сейчас внимание на экран. Теоретическая минутка. Работа в группах. Игра называется “Продолжи фразу”. Сейчас вы получите задания и внимательно прочитаете все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.

Работа по слайду.

Игра “Продолжи фразу”.

1) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам).

2) Не с глаголами пишется (отдельно).

3) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?).

4) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь).

5) В предложении глагол является (сказуемым).

6) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

7) Глагол обозначает (действие предмета).

3. Чистописание. (На доске)

- А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

- Что это за соединения?

- Как называются эти окончания? (Личные)

- Почему? (Глаголы изменяются по лицам)

- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр.)

- А второй? (Когда глагол 2 спр.)

Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.

Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.

- Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)

Запишите этот фразеологизм.

- Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.

- Жить по глаголу. Запишите этот фразеологизм.

Дома посмотреть в толковом словаре Владимира Ивановича Даля.

- Что означает это выражение? (Жить в мире,согласии и дружбе)

4. Мастерская Дятла.

Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов, но у Дятла очередь! Кого же он пригласит к себе?! Посмотрите, он выбрал нашего старого знакомого – глагол сверкать. Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам своё мастерство показать. Будьте внимательны, следите за забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.

1) Дятел ударил по суффиксу неопределённой формы (сверкать) и заменил его окончанием 3-го лица мн.ч. наст.вр., получился глагол … (сверкают).

2) Добавил мастер к глаголу приставку за- , получилось слово… (засверкают).

3) А теперь мастер-волшебник заменил окончание -ют окончанием -и, а между суффиксом и окончанием вставил ещё суффикс -л-, получился глагол …(засверкали).

4) Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов ж.р. в пр.вр., получилось слово… (сверкала).

5) Мастер-умелец заменил в глаголе суффикс -а- суффиксом -ну-, получился глагол .. (сверкнул).

- В какую форму “оделись” глаголы? (Грам.признаки:время, спряжение, лицо, число, род (у глаголов в прош.вр.))

Игра в таблице. “Найди глагол”

- Винни-Пух и Пятачок спрятали в таблице слова. Найдите глаголы. Определите время, число, лицо, спряжение.

- Молодцы, ребята вы показали прекрасные знания по теме глагол, а теперь давайте расскажем всем присутствующим, каким образом мы достигли таких результатов.

Подведение итогов.

Инсценировка стихотворения.

Я пришел из школы,
Я учу глаголы…..
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:

“Кричать” - кричу,
“Вертеть” - верчу,
“Двигать” - двигаю
“Прыгать” - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!…
Открываю: наш сосед….
(Он живет под нами).

Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!

- Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет,
Я пришёл из школы
И учу глаголы….

- Вот каким тяжёлым трудом достаются знания. Наш урок подходит к концу. Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.

- И в заключении давайте подведём итог.

Рефлексия.

- Чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы.

Дети: Думали, играли, смеялись, трудились… .

На этом уроке…

  1. Я всё понял.
  2. Было интересно.
  3. Было скучно.
  4. Запомню надолго.
  5. Ничего не понял.

Учитель: Хвалю, благодарю, отдыхайте!