Работа с пятиклассниками всегда сопряжена со школьными трудностями. В психологической поддержке и помощи нуждаются не только дети, но и учителя, испытывающие педагогические коллизии, особенно в первые месяцы нового учебного года. Предлагаемый материал призван помочь коллегам-учителям легализовать свои профессиональные трудности и мобилизоваться для решения учебно-воспитательных задач.
Цель: качественные изменения в мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфере учителей путём позитивного воздействия и разработка модели профессиональной компетентности в работе с пятиклассниками.
Задачи:
- создание благоприятной атмосферы для взаимодействия и улучшения межличностных отношений, сплочение педагогического коллектива;
- освоение способов снятия профессионального эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
- побуждение участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
- развитие позитивного самоотношения, профессиональной самооценки;
- актуализация личностных ресурсов стрессоустойчивости педагогов.
Методы и приёмы: визуализация образов через изотерапию, релаксация, самодиагностика, метафоризация, игры.
Ожидаемый результат: хорошее настроение коллег, способствующее повышению эффективности в профессиональной работе; профилактика эмоционального выгорания; формирование состояния психологического комфорта, сохранение этого состояния в повседневной педагогической деятельности.
Оборудование:
- бланки для упражнения “Посмотри на себя” / листы и ручки;
- музыка для релаксации;
- цветные карандаши, листы;
- памятка для учителя пятиклассников.
Время проведения: 1-1,5 часа.
Дорогие коллеги!
Пусть сегодняшняя встреча наполнит вас созидательной энергией, новыми идеями и способствует хорошему самочувствию в работе с пятиклассниками.
Добро пожаловать на тренинг “Предлагаем вам полюбить их!”.
1. Приветствие (время – 5 мин.)
Цель: включение в работу; поднятие эмоционального тонуса, создание группового доверия и принятия.
Я, Лена, очень хочу, чтобы вы хоть на мгновенье забыли о профессиональном статусе учителя и перевоплотились в молодых и привлекательных просто девушек и юношей. Назовите свои имена + прилагательное, указывающее самое значимое ваше качество (по кругу коллеги называют свои имена и качества).
А сейчас назовите свои фамилии (по кругу каждый называет свою фамилию).
Скажите, что приятнее слышать: своё имя или фамилию?
Вывод: каждому человеку всегда приятны звуки своего имени. Используйте это в работе с пятиклассниками - называйте всегда детей по имени.
2. Упражнение “Колпак” (время – 3 мин.)
Цель: снять лень, пассивность, продубить интерес к занятию.
“Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, если он не треугольный – это не мой колпак”.
Необходимо проговаривать скороговорку, заменяя поочередно слова движениями.
Вывод: хорошее настроение – залог успеха и детей и учителей.
Используйте релаксацию, медитацию, отдых на своих уроках!
3. Упражнение “Посмотри на себя” (время 7-10 мин.). Приложение №1
Участникам предлагается разделить лист на 4 части:
Я, какой я есть! Я, каким меня видят окружающие!
Я, каким хочу быть! Я, каким меня хотят видеть!
Теперь, глядя на свои ответы, попытайтесь сформулировать цель профессиональной деятельности с пятиклассниками.
Подумайте: ваша цель больше направлена на решение ваших желаний или решение желаний окружающих? О чём это говорит?
4. Упражнение “Потолок, нос, пол” (время – 3-5 мин.)
Цель: концентрация внимания и актуализация познавательных сфер.
Основная часть
Психологический приём метафоры (15-20 мин.). Приложение №2
1. Зачитывается отрывок из книги А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока не вздумают проснуться. Тогда они пускают росток: он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный…
И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
2. Проективная часть.
Задание. Ассоциируйте планету и её содержимое с собой.
Рефлексия.
Если планета – это жизнь, растения — события, то ростки растений, наверное, причины, отдельные поступки, черты характера человека, которые способствуют появлению событий.
Как нам научиться определять по росткам, какое растение вырастет — полезное или вредное?
Вот, например, ростки: Приложение №3
- забыл внести данные урока в электронный журнал;
- не гулял на свежем воздухе и не отдыхал;
- во время разговора плохо отозвался о коллеге;
- во время урока не сдержался и перешёл на крик;
- устранился от креативного проекта;
- с первых уроков наставил “2” в дневник пятиклассника и т.д.
Что из этих ростков может вырасти?
(В форме “мозгового штурма”)
Скажите, а что значит выпалывание ростков?
Алгоритм выпалывания ростков: Приложение №4
- Вспомни, что хорошее себе сделал в последнюю неделю?
- Какие события были приятными и незабываемыми сегодня?
- Какие “ростки баобаба” ты вовремя выполол в себе?
- Какие “ростки баобаба” ты не смог выполоть, запустил?
- Возьми “росток” за корешок (сосредоточься на том, как исправить).
- Выдерни “росток” (придумай, как избавиться от своего недостатка).
- Дети, - говорю я. – Берегитесь баобабов.
Так серьёзно и настойчиво обращается классик к нам, чтобы мы чаще анализировали своё поведение, занимались рефлексией и самосовершенствовались.
(Использованы материалы “ШП” №10/2013. Автор Лариса Кундер, педагог-психолог СОШ д.Согом Ханты-Мансийский район Тюменской области.)
4. Упражнение "Массажная цепь" (5-7 мин.)
Встаньте друг за другом в круг, на расстоянии вытянутой руки. Положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь - массаж. Каждый начинает массировать спину, плечи и шею. Можно говорить друг другу, что вам нравится, а, что нет.
Через некоторое время все поворачиваются на 180 градусов и повторяют процедуру с другим партнером.
5. Упражнение “Дерево” (время 5-7 мин.)
Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.
Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, “выбросить” отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.
Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.
По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравиться, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью.
Задание: создайте рисунок дерева (методика Л.Ясюковой “Рисунок дерева”).
Релаксация. Упражнение “Убежище” (время – 3 мин.)
Необходимые материалы: музыкальное сопровождение, спокойная музыка.
Закройте глаза, представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок… Мысленно опишите это безопасное удобное место, вы можете там отдыхать, поговорить с другом. Войдите в свое убежище, побудьте там немного… Запомните свои ощущения. А теперь откройте глаза.
- Какие образы у вас возникли?
Рефлексия.
Упражнение “Я умница и молодец…”
Вспомните, за что вы можете себя похвалить в работе с пятиклассниками. Назовите не менее трёх примеров…
На прощание, послушайте притчу, автором которой является И. Вачков, главный редактор моего любимого журнала “Школьный психолог”.
Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики и поэтому воспринял их как бурьян. Он тут же вырвал их, но спустя время одуванчики снова появились. Они прятались под обычной травой. Как только человек ни пытался избавиться от них, однако одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти.
Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Подробно перечислил все использованные им методы борьбы с сорняком. А письмо закончил вопросом: “Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?”.
Уважаемые коллеги, ассоциируя метафорические образы притчи с темой тренинга, что вы посоветовали бы этому человеку?
?!
Вскоре он получил ответ: “Предлагаем вам полюбить их”.
Пусть предлагаемый совет станет девизом в профессиональной деятельности для каждого из ВАС.
Пусть будет больше теплоты!
Пусть каждый день начинается с доброты!
Пусть дни наполняются приятными делами! Улыбайтесь чаще! И важно быть самим собой, ведь завтра будет день иной!
А чтобы вы всегда могли воспользоваться необходимыми материалами, я предлагаю Вам памятки по профилактике дезадаптации пятиклассников (Приложение 5), надеюсь, предложенная информация будет вам полезна.
Будьте здоровы! Спасибо Вам за активное участие в тренинге!
Использованная литература
- Лариса Кундер “Удача своими руками”/“Школьный психолог” № 10/2013 г./ с.25-28.
- Игорь Вачков /“Школьный психолог” № 9/2013 г./ с.3.
- Ясюкова Л.А. Диагностический комплекс. Прогноз и профилактика проблем обучения в школе (1-3 части); 2006 г.
- Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Актерский тренинг: М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2009.