ЦЕЛЬ: Выявить и объяснить различия в густоте путей сообщения по стране.
Задачи:
- Дать определению понятию “густота путей сообщения”
- Сравнить густоту дорог по регионам.
- Назвать причины определяющие показатель густоты.
- Выявить влияние разных видов транспорта на окружающую среду.
Используемое оборудование:
- Интерактивная карта “Транспорт России”.
- Учебники и атласы.
- Статистические таблицы.
Данный урок является вторым в теме “Транспорт России” и заключительным в разделе “География межотраслевых комплексов”.
Ход урока
Организационный момент.
На столах распечатки с темой и целью урока. Учащиеся озвучивают цель, дают своё определение понятию “густота транспортных магистралей”. Учитель конкретизирует задачи на урок.
1) Используя представленные на экране фрагменты карты – назовите фактор размещения данных промышленных предприятий. (Приложение 1). Определяющим фактором является – транспортный фактор.
Сопоставьте две карты РФ - “Транспорт” и “Плотность населения”, сделайте вывод. - Основные направления транспортных магистралей соответствуют размещению населения.
Визуально выделите и назовите территории с максимальной и минимальной густотой транспортных путей.
- Центр, юго-запад, Поволжье, Урал – высокая густота, Сибирь, Дальний Восток минимальная.
4) Используя интерактивную карту учитель “удаляет” по очереди ж/д и автодороги.
- Какой вывод – дороги параллельны. Почему? – Разные виды грузов - разные виды транспорта.
5) Используя карту “Транспорт” определите, какими видами в основном могут пользоваться ваши ровесники в Якутии, Красноярском крае? – водный и воздушный, на юге ж/д.
6) Класс делится на две группы (по усмотрению учителя):
Первая, используя статистическую таблицу, определяет густоту ж/д в предложенных субъектах, сравнивает показатели и называет причины.
Регион | Площадь территории тыс. км2 | Эксплуатационная длина ж/д общего пользования, км (2010 год) |
Омская область | 141 | 752 |
Республика Хакасия | 62 | 667 |
- Расчёт ведётся по формуле - длину: на площадь (формулу выводят самостоятельно).
- факторы: размер территории, длина дорог.
Дайте определение понятию “густота дорог” на основе сделанной работы. Это соотношение длины путей сообщения к площади территории.
На работу выделяется около 10 мин., затем устный ответ у доски. Класс записывает в тетрадях определение и факторы густоты дорог.
Что могут испытывать жители Омской области? (Высокая загруженность путей и их быстрый износ.)
Вторая группа, используя знания предшествующих занятий, называет степень влияния видов транспорта на окружающую среду по предложенной схеме: ++ - сильное, + слабое, 0 отсутствие влияния.
Виды влияния | ж/д | автомобильный | водный | электронный | Трубопроводный |
Загрязнение атмосферы выхлопными газами | |||||
Загрязнение водных объектов | |||||
Степень влияния на рельеф |
Устный ответ у доски. Называется степень влияния и определяется самый “опасный” вид транспорта.
7) Двое учащихся представляют практическую работу “Индекс связанность ж/д сети в Центрально-Чернозёмном и Северном экономическом районах”. Работа выполнялась на дополнительных занятиях по предмету. Основная задача работы: расширить представление о характеристике транспортных сетей путём формирования понятия “уровень связанности транспортной сети”. Работа представлена в виде презентации по программе PowerPoint. (Приложение 2).
8) Сформулируйте и назовите основные выводы (сначала письменно):
- Размещение транспортной сети соответствует размещению населения.
- Факторы густоты: плотность населения, длина путей, площадь территории.
- Регионы РФ различаются по густоте путей сообщения.
- В европейской части РФ степень густоты высокая, в азиатской низкая.
- Максимальная густота в столичном регионе (“Все дороги ведут в Москву)
- Транспорт оказывает влияние на окружающую среду.
9) Домашнее задание: используя параграф учебника, карты атласа и дополнительные источники дайте характеристику понятию “Транспортный узел”.
Практическая работа “Знакомство с характеристиками уровня развития транспортных сетей”.
Задачи:
1. Познакомится с понятием “уровень связанности транспортной сети”.
2. Выяснить, как влияет сложность конфигурации транспортной сети на развитие хозяйства района и жизнь населения.
Порядок работы:
1. Вычертить упрощённые графические схемы основных ж-д районов.
2. Дороги – прямые линии, места их пересечения с границами района и друг с другом – точки. Точки – это вершины, дроги – рёбра.
3. Определить и сравнить индекс связанности дорог по формуле: Ис = Чв / Чр,
где Ис – индекс связанности, Чв – число вершин, Чр – число рёбер.
4. Оценить полученные результаты, если Ис меньше 1 - сеть слабо связана, Ис равен 1 сеть имеет один связанный контур, Ис больше 1 – сеть сложная. (Вариант выполнения – Приложение 2.)
Используемая литература.
1. География России: Учеб. для 8-9 кл./Под. Ред.А.И. Алексеева: кН.2 Хозяйство и географические районы. - М.:Дрофа, 2002.
2. Ром В.Я., Дронов В.П. Школьный практикум. География России: Население и хозяйство. 9 кл. - М.:Дрофа,1999.