В мероприятии принимают участие учащиеся 7 классов. От каждого класса выбирается команда 10 человек, остальные учащиеся выступают в роли болельщиков.
Продолжительность мероприятия – 1 час.
Цель: организовать внеклассное мероприятие проблемно – развивающего характера, направленного на интеграцию таких учебных дисциплин, как математика и физика с привлечением информационных технологий.
Задачи:
- Развить интеллектуальные качества учащихся и их творческие способности.
- Оказать положительное влияние на формирование положительной мотивации учащихся к изучению математики и физики.
- Сплотить детский коллектив.
- Формировать такие личностные качества, как ответственность, внимательность, аккуратность, сознательность.
Образовательные технологии: групповая, проблемная, игровая, информационная.
Средства: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: (Слайд 2) Добрый день, дорогие
друзья! Мы ведем свой репортаж из города N.
Сегодня необычный день – в городе открываются
сразу четыре детективных агентства. Они берутся
распутать самые сложные дела и помочь горожанам,
ведь помощь необходима многим.
Но четыре детективных агентства слишком много
для такого маленького города, и в мэрии решили,
что должно остаться самое лучшее агентство. И
справиться с этим нам помогут профессионалы в
своем деле. Давайте поприветствуем наше
уважаемое жюри. (Знакомство с жюри).
Ни одно детективное агентство не может хорошо
функционировать без помощников. Давайте
поприветствуем болельщиков, которые на
протяжении всей игры будут поддерживать свои
агентства.
Итак, переходим непосредственно к борьбе.
Первый конкурс называется «Рекламная
пауза». Как известно, театр начинается с вешалки,
тогда, как детективное агентство начинается с
вывески и рекламного объявления. Сейчас каждое
агентство продемонстрирует нам вывеску,
объявление, размещенное в газете, и кратко
охарактеризует своих детективов. (Жюри
оценивает содержательность объявления, вывеску,
девиз агентства и внешний вид детективов).
(Слайд 3)
Ну а теперь, переходим непосредственно к
основному конкурсу, связанного с раскрытием
различных запутанных случаев.
(Слайд 4) Первая ситуация:
Ведущий: На прием в детективные агентства приходит владелец магазина.
Владелец магазина: Здравствуйте,
детективы. Я владелец самых точных весов в мире.
Каждый год ко мне приходит дама с собачкой и
ребенком. Для того чтобы сэкономить, она встает
на весы вместе с собакой и ребенком. И при этом
точно определяет вес собаки, ребенка и даже свой
собственный.
В этом году мое любопытство превысило все
возможные границы, и я спросил ее, как при таком
взвешивании она может знать точные значения. И
вот, что она ответила: «Я вешу на 100 фунтов больше,
чем собака и ребенок вместе взятые, а собака
весит на 60% меньше, чем ребенок» [1]. Из ее
объяснений я все равно ничего не понял. Помогите
мне, пожалуйста, разрешить эту загадку и узнать,
кто сколько весит.
Задание: Сколько весит дама, собачка и ребенок,
если общий вес 170 фунтов.
(Слайды 5-7)
Ответ: Ребенок – 25 фунтов, собака – 10 фунтов, женщина – 135 фунтов.
Слово жюри: максимум 7 баллов.
(Слайд 8) Вторая ситуация:
Ведущий: в детективные агентства обратился школьник.
Школьник: Здравствуйте, уважаемые детективы. Я учусь в 7 классе и у меня очень изобретательная мама. Она любит выдавать мне различные головоломки для развития моих мыслительных способностей. И при этом, пока я не решу эти задачки, она не отпускает меня гулять. И вот, в очередной раз, мама дала мне задачку, в решении которой необходимо обнаружить ошибку. Помогите мне, пожалуйста, я никак не могу ее решить. А гулять то хочется!
Задание: (Слайды 9-11) «4=5». Доказательство: 4 : 4 = 5 : 5. Вынесем общий множитель за скобку: 4 (1 : 1) = 5 (1 : 1), 1 : 1 = 1, следовательно, 4 = 5 [3].
Ответ: Ошибка допущена при вынесении общего множителя. Так выносить нельзя.
Слово жюри: максимум 5 баллов.
(Слайд 12) Третья ситуация:
Ведущий: Уважаемые агентства, к вам пришла покупательница одного из магазинов города. У нее проблема. Сейчас она все расскажет.
Покупательница: Вчера ходила по магазинам, накупила много сладкого. Целый килограмм конфет, да таких вкусных! Но вот беда, дома решила взвесить их и, оказалось, что конфет всего 850 грамм. Я вернулась в магазин, но продавец мне сказала, что весы новые и не обманывают. Как же мне добиться правды, и выяснить, сколько на самом деле весят конфеты?
(Слайды 13-14)
(Для выполнения задания учащимся предлагается набор гирек, весы и конфеты. Они должны рассчитать массу конфет, записать ответ на бумаге и передать жюри).
Слово жюри: максимум 5 баллов.
(Слайд 15) Четвертая ситуация:
Ведущий: К нам пожаловал один из работников главного офиса. Давайте узнаем, в чем его проблема.
Работник: Дорогие детективы, больше не к кому обратиться, только вы можете мне помочь. В моем офисе поставили новый сейф, кодом от которого является слово. (Слайд 16) Но вот беда, забыл я это слово. Как же мне быть?
Ведущий: Для того чтобы помочь бедолаге, вы должны отгадать загадки, записанные у вас на карточке (Слайд 17)
Загадки:
1. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод)2. Две сестрицы качались,
Правды добивались.
И когда добились,
То остановились. (Весы) [6]3. Я подмышкой посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник) [6]4. Он не ёжик и не ёлка.
У него одна иголка,
Не танцор, а танцует
И окружности рисует. (Циркуль)5. Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова – «голубцы»,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый.
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике получишь ты раздел такой. (Тригонометрия) [4]6. Часть первая – громко поет,
Вторая – согласье дает.
А целое слово отрезком бывает,
Две точки окружности соединяет. (Хорда) [4]
(Слайды 18-19) Ответ: Циркуль
Слово жюри: максимум 7 баллов.
(Слайд 20) Пятая ситуация:
Ведущий: Встреча двух соседей.
1-й сосед: Привет, сосед! Как твои
дела?
2-й сосед: Привет! Да, не очень.
1-й сосед: А что случилось?
2-й сосед: Вчера пришли счета оплаты…
1-й сосед: А-а, мне тоже пришли. Сейчас
такие цены!
2-й сосед: Да я не по этому поводу
расстроен. Мне пришло сразу два счета. А по какому
надо платить, не знаю. Один из них, скорее всего,
от мошенников.
1-й сосед: Я слышал об этом. Надо
обратиться к детективам. Они точно помогут.
Ведущий: Вам даются два конверта с ответами (Слайд 21) и конверт с заданиями (Слайд 22). Ваша задача, определить, в каком конверте лежит лист с правильными ответами.
(Слайды 23-24) Ответ: 1800, 180, 23, 52 (второй конверт).
Слово жюри: максимум 5 баллов.
(Слайд 25) Шестая ситуация:
Ведущий: К нам за помощью обратился директор детского оздоровительного лагеря.
Директор: Ох, беда, беда! Пока был на больничном, все в лагере встало с ног на голову.
(Слайд 26) Ничего найти не могу. Помогите, пожалуйста!
Ведущий: Вам дается конверт с карточками. Необходимо установить собрать формулы из карточек в конверте. (Слайды 27-29)
Слово жюри: максимум 5 баллов.
(Слайд 30) Седьмая ситуация:
Ведущий: К вам за помощью обращается один рассеянный человек.
Рассеянный: Уважаемые детективы, я по своей рассеянности где-то потерял свой планшет. У меня там содержится очень много важной информации. И вот сегодня утром я получил сообщение следующего содержания
(Слайд 31) «Определи закономерность и продолжи ряд
и тогда мы вернем тебе планшет» [2].
И у меня возникла проблема: я никак не могу его
разгадать. Спасите меня.
(Слайды 32-33) Ответ: индекс
Ведущий: Вот и подошел к концу наш
репортаж. Каждое детективное агентство
проделало огромную работу, с их помощью столько
необычных и интересных дел распутано. Давайте
подведем итоги и определим достойных называться
«Юные последователи Шерлока Холмса».
Слово предоставляется жюри.
(Слайд 34) Награждение.
Список литературы:
1. Таунзенд Ч. «Самые сложные головоломки».
– М. АСТ. Астрель, 2004.
2. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по
математике. – М. Просвещение, 2002.
3. Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические
софизмы. – М. Просвещение, 2003.
4. Математика в стихах: задачи, сказки,
рифмованные правила. 5-11 классы/ сост.
О.В.Панищева. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи
на смекалку. – М. Просвещение, 2000.
6. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл. /
Авт.-сост. А.И. Сёмке. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.