Физико-математическая игра "Детективное агентство"

Разделы: Математика, Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


В мероприятии принимают участие учащиеся 7 классов. От каждого класса выбирается команда 10 человек, остальные учащиеся выступают в роли болельщиков.

Продолжительность мероприятия – 1 час.

Цель: организовать внеклассное мероприятие проблемно – развивающего характера, направленного на интеграцию таких учебных дисциплин, как математика и физика с привлечением информационных технологий.

Задачи:

  • Развить интеллектуальные качества учащихся и их творческие способности.
  • Оказать положительное влияние на формирование положительной мотивации учащихся к изучению математики и физики.
  • Сплотить детский коллектив.
  • Формировать такие личностные качества, как ответственность, внимательность, аккуратность, сознательность.

Образовательные технологии: групповая, проблемная, игровая, информационная.

Средства: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: (Слайд 2) Добрый день, дорогие друзья! Мы ведем свой репортаж из города N. Сегодня необычный день – в городе открываются сразу четыре детективных агентства. Они берутся распутать самые сложные дела и помочь горожанам, ведь помощь необходима многим.
Но четыре детективных агентства слишком много для такого маленького города, и в мэрии решили, что должно остаться самое лучшее агентство. И справиться с этим нам помогут профессионалы в своем деле. Давайте поприветствуем наше уважаемое жюри. (Знакомство с жюри).
Ни одно детективное агентство не может хорошо функционировать без помощников. Давайте поприветствуем болельщиков, которые на протяжении всей игры будут поддерживать свои агентства.
Итак, переходим непосредственно к борьбе.

Первый конкурс называется «Рекламная пауза». Как известно, театр начинается с вешалки, тогда, как детективное агентство начинается с вывески и рекламного объявления. Сейчас каждое агентство продемонстрирует нам вывеску, объявление, размещенное в газете, и кратко охарактеризует своих детективов. (Жюри оценивает содержательность объявления, вывеску, девиз агентства и внешний вид детективов). (Слайд 3)
Ну а теперь, переходим непосредственно к основному конкурсу, связанного с раскрытием различных запутанных случаев.

(Слайд 4) Первая ситуация:

Ведущий: На прием в детективные агентства приходит владелец магазина.

Владелец магазина: Здравствуйте, детективы. Я владелец самых точных весов в мире. Каждый год ко мне приходит дама с собачкой и ребенком. Для того чтобы сэкономить, она встает на весы вместе с собакой и ребенком. И при этом точно определяет вес собаки, ребенка и даже свой собственный.
В этом году мое любопытство превысило все возможные границы, и я спросил ее, как при таком взвешивании она может знать точные значения. И вот, что она ответила: «Я вешу на 100 фунтов больше, чем собака и ребенок вместе взятые, а собака весит на 60% меньше, чем ребенок» [1]. Из ее объяснений я все равно ничего не понял. Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту загадку и узнать, кто сколько весит.
Задание: Сколько весит дама, собачка и ребенок, если общий вес 170 фунтов.

(Слайды 5-7)

Ответ: Ребенок – 25 фунтов, собака – 10 фунтов, женщина – 135 фунтов.

Слово жюри: максимум 7 баллов.   

(Слайд 8) Вторая ситуация:

Ведущий: в детективные агентства обратился школьник.

Школьник: Здравствуйте, уважаемые детективы. Я учусь в 7 классе и у меня очень изобретательная мама. Она любит выдавать мне различные головоломки для развития моих мыслительных способностей. И при этом, пока я не решу эти задачки, она не отпускает меня гулять. И вот, в очередной раз, мама дала мне задачку, в решении которой необходимо обнаружить ошибку. Помогите мне, пожалуйста, я никак не могу ее решить. А гулять то хочется!

Задание: (Слайды 9-11) «4=5». Доказательство: 4 : 4 = 5 : 5. Вынесем общий множитель за скобку: 4 (1 : 1) = 5 (1 : 1), 1 : 1 = 1, следовательно, 4 = 5 [3].

Ответ: Ошибка допущена при вынесении общего множителя. Так выносить нельзя.

Слово жюри: максимум 5 баллов.

(Слайд 12) Третья ситуация:

Ведущий: Уважаемые агентства, к вам пришла покупательница одного из магазинов города. У нее проблема. Сейчас она все расскажет.

Покупательница: Вчера ходила по магазинам, накупила много сладкого. Целый килограмм конфет, да таких вкусных! Но вот беда, дома решила взвесить их и, оказалось, что конфет всего 850 грамм. Я вернулась в магазин, но продавец мне сказала, что весы новые и не обманывают. Как же мне добиться правды, и выяснить, сколько на самом деле весят конфеты?

(Слайды 13-14)

(Для выполнения задания учащимся предлагается набор гирек, весы и конфеты. Они должны рассчитать массу конфет, записать ответ на бумаге и передать жюри).

Слово жюри: максимум 5 баллов.

(Слайд 15) Четвертая ситуация:

Ведущий: К нам пожаловал один из работников главного офиса. Давайте узнаем, в чем его проблема.

Работник: Дорогие детективы, больше не к кому обратиться, только вы можете мне помочь. В моем офисе поставили новый сейф, кодом от которого является слово. (Слайд 16) Но вот беда, забыл я это слово. Как же мне быть?

Ведущий: Для того чтобы помочь бедолаге, вы должны отгадать загадки, записанные у вас на карточке (Слайд 17)

Загадки:

1. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод)

2. Две сестрицы качались,
Правды добивались.
И когда добились,
То остановились. (Весы) [6]

3. Я подмышкой посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.  (Градусник) [6]

4. Он не ёжик и не ёлка.
У него одна иголка,
Не танцор, а танцует
И окружности рисует. (Циркуль)

5. Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова – «голубцы»,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый.
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике получишь ты раздел такой. (Тригонометрия) [4]

6. Часть первая – громко поет,
Вторая – согласье дает.
А целое слово отрезком бывает,
Две точки окружности соединяет. (Хорда) [4]

(Слайды 18-19) Ответ: Циркуль

Слово жюри: максимум 7 баллов.

(Слайд 20) Пятая ситуация:

Ведущий: Встреча двух соседей.
1-й  сосед: Привет, сосед! Как твои дела?
2-й  сосед: Привет! Да, не очень.
1-й сосед: А что случилось?
2-й сосед: Вчера пришли счета оплаты…
1-й сосед: А-а, мне тоже пришли. Сейчас такие цены!
2-й сосед: Да я не по этому поводу расстроен. Мне пришло сразу два счета. А по какому надо платить, не знаю. Один из них, скорее всего, от мошенников.
1-й сосед: Я слышал об этом. Надо обратиться к детективам. Они точно помогут.

Ведущий: Вам даются два конверта с ответами (Слайд 21) и конверт с заданиями (Слайд 22). Ваша задача, определить, в каком конверте лежит лист с правильными ответами.

(Слайды 23-24) Ответ: 1800, 180, 23, 52 (второй конверт).

Слово жюри: максимум 5 баллов.

(Слайд 25) Шестая ситуация:

Ведущий: К нам за помощью обратился директор детского оздоровительного лагеря.

Директор: Ох, беда, беда! Пока был на больничном, все в лагере встало с ног на голову.

(Слайд 26) Ничего найти не могу. Помогите, пожалуйста!

Ведущий: Вам дается конверт с карточками. Необходимо установить собрать формулы из карточек в конверте. (Слайды 27-29)

Слово жюри: максимум 5 баллов.

(Слайд 30) Седьмая ситуация:

Ведущий: К вам за помощью обращается один рассеянный человек.

Рассеянный: Уважаемые детективы, я по своей рассеянности где-то потерял свой планшет. У меня там содержится очень много важной информации. И вот сегодня утром я получил сообщение следующего содержания

(Слайд 31) «Определи закономерность и продолжи ряд

и тогда мы вернем тебе планшет» [2].
И у меня возникла проблема: я никак не могу его разгадать. Спасите меня.

(Слайды 32-33) Ответ: индекс

Ведущий: Вот и подошел к концу наш репортаж. Каждое детективное агентство проделало огромную работу, с их помощью столько необычных и интересных дел распутано. Давайте подведем итоги и определим достойных называться «Юные последователи Шерлока Холмса».
Слово предоставляется жюри.

(Слайд 34) Награждение.

Список литературы:

1. Таунзенд Ч. «Самые сложные головоломки». – М. АСТ. Астрель, 2004.
2. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. – М. Просвещение, 2002.
3. Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические софизмы. – М. Просвещение, 2003.
4. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/ сост. О.В.Панищева. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. – М. Просвещение, 2000.
6. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл. / Авт.-сост. А.И. Сёмке. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.