Использование элементов педагогической технологии "Диалога культур" на внеклассном мероприятии по английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


В начале ХХ века возникла новая философия Диалога культур, представленная в работах В.С. Библера и М.М. Бахтина. На этой основе учеными- педагогами и психологами была разработана педагогическая технология Диалога культур, основой которой является понятие “культура” и взаимодействие с ней. Трехгранное понятие этой системы включает в себя:

1) простой диалог

2) связь между личностью и культурой и более глубинное понятие,

3) взаимодействие культур, так как личность тоже в свою очередь является представителем определенной культуры. Такое единство неразрывно связано с развитием творческих способностей. В 80-х годах прошлого столетия педагогами – новаторами были созданы Школы Диалога культур в Харькове, Новосибирске. Процесс обучения в ШДК имел свою иерархию и процесс обучения выстраивался с античных времен. Каждому классу соответствовала своя эпоха. Процесс познания в ШДК строится на основе взаимодействия ученика и культуры через проблемные точки – Точки удивления. Через осознание и реализуется процесс познания. Полученный опыт имел свои положительные результаты, но в связи с переменами в стране, к сожалению, про педагогическую технологию Диалога культур надолго забыли.

В настоящее время основы педагогической технологии ДК можно найти в интернет-олимпиадах, где задания разрабатываются так, что учащиеся, как представители своей культуры, взаимодействуют с представленной проблемой, ищут решение, анализируют. Происходит собственное “рождение знаний” и личное образовательное приращение.

Иностранные языки, в основе которых всегда лежит культура, являются той областью, где применение элементов технологии культур именно сейчас необходимо. К сожалению, до сих пор на уроках иностранного языка часто используется устаревший материал, который не является подлинным аутентичным. Часто нереальные, оторванные от жизни ситуации представляются учащимся. Не используются аутентичные аудиотексты и актуальная информация, с учетом возраста и интересов учащихся. На уроках преобладают громоздкие объяснения грамматики с дальнейшим выполнением больших упражнений, с надеждой что, когда-то учащиеся заговорят на иностранном языке. Такой подход больше невозможен в современной школе. Только через взаимодействие с культурой, с носителями языка как представителями этой культуры, создание реальной языковой ситуации можно создать условия для усвоения иностранного языка. Такой подход неразрывно связан с развитием творчества, так как результатом такого взаимодействия с иноязычной культурой всегда являются творческие продукты самих учащихся. В настоящее время учитель иностранного языка при желании и внутреннем стремлении всегда может найти подлинный языковой материал. Подготовка учащихся для работы в этом направлении должна начинаться уже с первого класса.

Так, в первом классе в начальной школе ученики знакомились на уроках чтения с образом русской матрешки. Изучали ее появление в России, рассматривали разные стили. Результатом такой деятельности были собственные разработанные матрешки. На уроке английского языка мы взяли образ плюшевого мишки (мишки Тедди). Ученики рассматривали историю его возникновения, анализировали все версии, высказывали свои предположения, наблюдали, как роль игрушечного мишки начинает меняться. Его проникновение в искусство – кино, книги, рисунки, песни и в дальнейшем прикладное творчество. Наблюдали, как через образ мишки была представлена вся эпоха ХХ века. В конце такой работы учащимся было предложено задание разработать собственные открытки с использованием образа мишки Тедди. Представив себя художниками – теддистами, ребята изобразили свои открытки, сделали подписи на английском языке в соответствии с представленным изображением. Таким образом, учащиеся рассмотрели реально существующий образ популярной игрушки в Европе, представляли себя владельцами крупных игрушечных компаний, пытавшимися запатентовать этот образ; разрабатывали собственные образы на открытках. Все это готовит к более сложной работе в будущем, вырабатывает способности творчески относиться к обучению, чувствовать себя участником реальных событий. Такой деятельностный подход формирует мотивацию у учеников 1 класса к дальнейшему изучению английского языка, учит нестандартно мыслить и быть готовым к взаимодействию с иноязычной культурой.

В заключение нужно отметить, что уроки с элементами педагогической технологии диалога культур помогают учащимся чувствовать себя участниками реальных событий, осознавать прикладную значимость предмета, помогают воспитывать потребность в практическом применении языка и в изучении культуры иноязычных стран.

Презентация.

Приложение 1