Интеграция образовательных областей:
- “Социализация”
- “Труд” (труд в природе)
- “Познание” (ознакомление с природой)
- “Коммуникация” (формирование словаря)
- “Музыка”
Программные задачи:
- расширение и уточнение представлений детей о растениях сада;
- формирование навыков культуры поведения в природе;
- развитие творческого воображения, способности совместно развертывать игру;
- воспитание доброжелательности, трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к природе.
Словарная работа: Скафандр, космический корабль (космический аппарат), парашютисты, благоприятное время, однолетнее растение, воронкообразный цветок.
Оборудование:
- Мультимедийная установка. Магнитофон, диск с записью муз. произведений:
- Глазунов А. из балета “Времена года”, Весна. Оркестр Парижской консерватории. Дирижер А.Вольф;
- И.Штраус Вальс “Весенние голоса”, соч. 216 Фестивальный штраусовский оркестр. Дирижер А.Ленард.
Демонстрационный материал: видеоролики: “Старт ракеты”, “Земля, вид из космоса”, “Парашютист”. Слайды: “Клумба”, “Цветы настурции”.
Раздаточный материал: стаканчики с землей, палочки для посадки, лейки с водой, влажные салфетки, фартуки, семена настурции (сухие и проросшие).
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций на тему “Космонавтика”.
- Рассматривание географических карт, глобуса.
- Чтение книги “Почемучка” под ред. А.Дитрих, Г. Юрмин, Р.Кошурникова.
- “Зачем лететь в космос?”
- “Почему в космос летают на ракете?”
- “Как устроена ракета?”
- “Зачем космонавту скафандр?”
- “Почему космонавтов называют героями?”
- Наблюдение за посевом цветов “лобелия”; подготовка стаканчиков к посеву семян; рассказы детей из личного опыта: “Как мы ухаживали за цветами на клумбе”. “Как мы ухаживаем за комнатными растениями”.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, 12 апреля – День космонавтики, а не отправиться ли и нам в космическое путешествие.
- На чем мы отправимся в космос? (на ракете)
- Что одевают космонавты, отправляясь в космическое пространство? (скафандр)
- Давайте наденем скафандры и отправимся на космодром. (имитация одевания скафандра)
- Вот наша ракета.
(стулья полукругом перед экраном – имитация космического корабля)
- Присаживайтесь на стульчики – это наши кресла.
- Проверить скафандр!
- Пристегнуть ремни!
- Начинаем отчет!
- 10; 9; 8; 7; 6; 5; 4; 3; 2; 1 – старт!
Включается видеоролик – запуск ракеты (20 сек.)
- И вот мы с вами уже в космическом пространстве.
Включается видеоролик – Земля, вид из космоса. (3.20 мин.)
- Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (наша планета)
- Как называется наша планета? (Земля)
- Как звали первого космонавта, побывавшего в космосе? ( Юрий Алексеевич Гагарин)
- Когда Ю.А.Гагарин поднялся в космос, он сказал: “Я вижу Землю. Она очень красивая!”
Что украшает нашу планету? (реки, моря, океаны, леса, поля, цветы...)
- А вы хотите побывать в открытом космосе? Только учтите, там нет земного притяжения.
(Дети встают со стульчиков и плавно под музыку движутся, имитируя движения в космосе). Во время движения общаюсь с детьми:
- Вот это высота!...
- Ребята, у вас не кружится голова?...
- Вам не страшно в открытом космосе?...
- Ну, что же нам пора возвращаться, занимайте свои кресла.
- Вот и мы с вами увидели, как красива наша планета.
- Наш космический аппарат возвращается в зону притяжения земли. Спускаться на землю мы будем на парашютах.
- Приготовились к прыжку! Прыжок!
Включается видеоролик – “парашютист”(20сек.).
- Мы совершили посадку и ступили на землю. Все ли удачно приземлились? Теперь можно снять скафандр.
Слайд: клумба д/с.
- Ой, ребята, что это за место такое знакомое и родное?
- Да ведь это наш детский сад, наша клумба, которая так украшает территорию летом.
- Какое сейчас время года? (весна)
- Какой месяц весны? (апрель)
- Апрель – самое благоприятное время сеять семена цветов на рассаду, чтобы с наступлением лета, наша клумба радовала нас яркими цветами.
- Как вы думаете, почему время благоприятное? (весной день становится длиннее, солнце поднимается выше и дольше задерживается на небе).
- Какие условия необходимы для роста и развития растений? (свет, тепло, вода).
Я приготовила семена цветов настурции. Чтобы было удобно, давайте сядем за столы, где дежурные приготовили все необходимое для работы. Фартуки, которые вы видите на стульчиках, надо одеть, чтобы случайно не испачкаться.
(Дети садятся за столы, где все готово для работы: стаканчики с землей, палочки, лейки с водой, влажные тряпочки, семена настурции)
Слайд: цветы настурции.
Настурция - это яркий, красивый воронкообразный цветок (цветок похож на воронку). Очень теплолюбивое, светолюбивое однолетнее растение с яркими бархатистыми цветками (от бледно – желтого до темно – бордового). Цветы простые и махровые, душистые. Растение напоминает древнее вооружение воина – листья похожи на щиты, а цветки на шлемы. Используется для украшения веранд, стен, цветников. Цветет до поздней осени. (Слайды - презентация цветы настурции).
- Давайте рассмотрим семена. Какие они? (большие, округлые, с бороздками, светло – коричневого цвета).
А, вот у меня проросшие семена (показать детям проросшие на вате семена настурции). На экране слайд с проросшими семенами.
В семечке пробуждается жизнь, стоит лишь дать ему влагу и тепло. Семечко набухает, вбирая воду, затем его кожура трескается и из нее проклевывается белый росточек корня, а за ним выйдет стебелек, он будет тянуться к свету, а корешок разветвляться и уходить в землю.
Показ посадки семян настурции.
Сажать семена нужно во влажную землю. Палочкой сделать лунку на глубину отметки вперед – назад, влево – вправо. Положить по одному семечку в лунку, большим и указательным пальцами прикрыть ее землей, слегка вдавливая.
Вытереть руки салфеткой. Полить. Чтобы не вымыть семена из земли, на конце мысика надето ситечко. Если случится, что некоторые семена окажутся на поверхности, нужно засыпать их землей. После полива поставить этикетку с изображением настурции.
При посеве надо быть очень внимательным и аккуратным, чтобы нечаянно не толкнуть друг друга и не просыпать землю. Из этих маленьких семян вырастут красивые цветы.
- Ребята, кто запомнил название цветов, семена которых я приготовила для посадки? (настурция)
- Что мы сделаем сначала? (лунку)
- Как мы будем делать лунку? (палочкой на глубину отметки вперед – назад, влево – вправо)
- Сколько семечек будем класть в лунку? (по одному)
- Как вы думаете, для чего мы будем поливать землю после посадки? (дать дополнительную влагу).
(Поощрять детей за полные “красивые” ответы).
Прежде, чем приступить к работе, давайте подготовим пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
Наши алые цветки Ладони соединены в форме тюльпана. Распускают лепестки. Пальцы медленно раскрываются, Ветерок чуть дышит, плавно покачиваются. Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Затем они медленно закрываются. Тихо засыпают, Кисти рук покачиваются. Головками качают.
Самостоятельная деятельность детей.
Во время самостоятельной работы детей звучит музыка:
Глазунов А. из балета “Времена года”, Весна. Оркестр Парижской консерватории. Дирижер А.Вольф;
Детям, которые быстро справились с работой, предложить посадить дополнительно семена в отдельные стаканчики.
- Дети, вы очень хорошо потрудились. Мы будем ежедневно наблюдать и по необходимости поливать наши посадки, а когда вырастет рассада еще и рыхлить. Цветы украшают нашу жизнь, делают ее радостной.
Женя П. знает хорошее стихотворение и сейчас вам его прочитает.
(Ребенок читает стихотворение на фоне музыки И.Штраус Вальс “Весенние голоса”, соч. 216 Фестивальный штраусовский оркестр. Дирижер А.Ленард.)
Слайд: “Земля в цвету”.
Если ты сорвешь цветок...
Если я сорву цветок,
Если ВСЕ: и я и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
Слайд: “Пустая земля”.
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
Без надобности цветы рвать нельзя! Нужно беречь природу!
Слайд: “Цветочная поляна”.
Давайте поставим наши посадки на подоконник, ближе к солнышку, а дежурные помогут навести мне порядок на столах.