Классный час на тему "Человек, который светится изнутри". 7-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 7


Оборудование: слайд-проектор, плакат- на котором изображено звездное небо(звездочки снимаются, а на обратной стороне написаны пожелания родителями этого класса); бумага, ручки, карандаши, открытки.

Сценки

1. Пожилая женщина и подросток.

2. Старый индеец и его внук.

Цель: вспомнить о важном человеческом качестве “доброжелательность”; воспитать умение выражать своё доброе отношение друг к другу, близким и родным, старшему поколению; помочь разобраться в сложном многообразном мире людей; воспитание внутреннего стимула стать лучше.

“ …через тернии к звездам”.
К.Э. Циолковский

Учитель: Добрый день, мои семиклассники! Добрый день, уважаемые гости!

Слайд №1. Презентация

Можно много рассуждать на тему добра и зла, но доброжелательство-это другое. Доброжелательный человек-это человек воспитан высокоморально, именно таких людей видно издалека. К таким людям тянет. Тебе хочется с ними общаться.

Доброжелательность не подделать. Именно такой человек светится изнутри. Таким образом, он выделяется из толпы. Доброжелательность - это не только самоотверженность, но и понимание другого человека.

Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы поговорить о том, как стать доброжелательнее к людям и, в частности, друг к другу. Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружках, секциях. И если у вас общие интересы, симпатии, то вам повезло. Но среди нас есть люди, нуждающиеся в добром отношении к себе.

Ребята, давайте посмотрим сценку, я уверена, что вы встречались с подобной ситуацией:

Участники: женщина с тяжелыми сумками, подросток, два пассажира.

В плотном потоке людей, хлынувших из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками и всякой поклажей.

Подросток: “Давайте вашу корзину”, - тронул ее за руку.

Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал:

- Ох, и прыткий какой! Еще чего, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!

А другой откликнулся:

- Зачем вы так? Мальчик просто помочь хотел.

Учитель: Давайте задумаемся. Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что это была попытка украсть, а второй расценил этот поступок мальчика как предложение помощи. Почему? (Наверно, это зависит от общего отношения к людям. Чего мы от них ждем? Хорошего или плохого? Насколько мы к ним доброжелательны?)

Что это за понятие “доброжелательность”, придумайте синонимы к этому слову (готовый содействовать благополучию других, благожелательный).

Слайд №3

“Доброжелательность” - желание другим добра. Это понятие как бы составлено из двух слов: желание и добро. У поэта Александра Яшина есть строчки:

Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожеланием здоровья,
Пожеланием добра.
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.

Доброжелателен тот человек, который к другим относится с любовью. Нужно верить, что вокруг в большинстве своем люди добрые. Людей нужно любить. Но почему существует такая поговорка: “Человечество легче любить, чем помочь соседу”?

Давайте с вами устроим мини-тренинг:

Упражнение № 1. “Художник”

У нас есть художник и заказчик. Художник смотрит внимательно на своего заказчика. Отворачивается и по памяти описывает внешность заказчика. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес заказчика, фиксирующих какие-либо физические недостатки. Художник должен подчеркнуть только достоинства. (Можно помогать вопросами.)

Слайд №4

Вопросы:

Кто мальчик или девочка?

Какого роста? Высокий или невысокий?

Стройный или полноватый?

Какого цвета волосы? Брюнет, блондин, шатен?

Какая прическа?

Какие глаза? Какой взгляд?

Как всегда выглядит? Опрятно, стильно, аккуратно.

Может, есть характерный излюбленный жест?

Упражнение №2. “Волшебный стул”

Участники называют достоинства человека, который занимает волшебный стул. Правила игры: тот, кто занял стул, предстает перед своими товарищами только в своих достоинствах: волшебный стул высвечивает только положительные качества. Называть недостатки запрещается.

Слайд №5. Помочь ребятам с эпитетами.

Положительные качества: прямота, трудолюбие, сознательность, сила воли, смелость, отвага, скромность, доброта, самостоятельность, собранность, верность слову, простота, честность, активность, доброжелательность, способность к самопожертвованию, альтруизм, любознательность, целеустремленность, человеколюбие.

Доброжелательность проявляется в поступках по отношению к сверстникам, старшим, младшим, самым беззащитным и нуждающимся в помощи, в стремлении помогать людям в несчастье.

Давайте проанализируем ситуацию…

Девочки одного 7 класса поздравляли мальчиков с Днем защитников Отечества. Поздравляли и Колю, подарили ему игрушечный танк. Коля посмотрел на подарок и засмеялся: “Ерундистика!” и выбросил подарок в окно. Учитель ему долго затем объяснял, что он не прав. Но Коля вряд ли что-то понял. Прошел год. Опять наступил этот праздник. И опять девочки дарили мальчикам подарки… Как бы вы поступили с Колей на месте девочек на следующий год в этот праздник? (Идет обсуждение.)

Коля получил огромную коробку, в ней лежала коробка поменьше, в ней еще поменьше. А в самой маленькой вместо подарка – записка: “Вспомни прошлый год”. И Коля, который учился в 8 классе, заплакал от обиды.

Правильно ли поступили девочки? Почему? Почему важно относиться к людям внимательно, чутко?

А вас обижали когда-либо?

Попробуйте выполнить следующее: представить своего обидчика. 1. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид, т.е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать, прежде всего, симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если соскользнули на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. 2. Затем, на втором листе опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, разрешайте описывать себе только положительные свойства его личности. Если описали отрицательные, то при повторном чтении вычеркните их. 3. На третьем литке опишите ситуацию вашего конфликта с ним, опять же опираясь на положительные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать свое собственное поведение. С удивлением вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему…

Учитель: А теперь подумайте, встречались ли похожие моменты в вашей жизни?

1. Воскресенье. По телевизору идет интересный фильм. Но мама просит в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберите?

Слайд №6

- Предложу посмотреть сказку вместе с братом.

- Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.

- Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

- Пойду погулять с братом.

- Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока показывают фильм, чтобы он не захотел гулять.

Почему вы выбрали свой вариант? (Идет осуждение).

2. Классный руководитель объявил о выделении шефами 18 билетов на концерт популярной группы.

“Вас в классе 29 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто решил не пойти, или предложите это сделать другому.”

Слайд №7. Как вы поступите?

- Предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно.

- Предложу решить голосованием, кто достоин.

- Подниму руку и скажу, что не пойду.

- Предложу дать билеты тем, кто заслужил поощрение хорошей учебой.

- Предложу распределить по рядам, а ряд выберет достойных.

Объясни свой выбор.

Учитель: Письменно выберите варианты. А теперь попробуйте поместить выбранное вами решение в колонки: “Для себя”; “Для других”; “Для коллектива”. Подумайте над тем, что у вас получилось.

Слайд №8. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которой, даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле. Однако здесь надо проявить известную терпимость. Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку заключается в том, что высшая награда для сделавшего добро - это сознание сделанного добра.

Наш классный час подходит к концу, и я хочу, чтобы вы посмотрели и послушали притчу:

Слайд №9

Сценка.

Участники: старый индеец и его внук.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

Старый индеец: “В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло- зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро-мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…”.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.

Внук: “А какой волк в конце побеждает?”.

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: Ребята! А теперь я предлагаю вам проявить деятельность: “Шаг к примирению”. Задание: у вас на столе лежат открытки; найдите теплые слова, напишите их на открытке и подарите эту открытку человеку, с которым вы были в ссоре, проявите великодушие - сделайте первый шаг к примирению, шаг- через тернии к звездам добра и благородства.(ребята зачитывают открытки и вручают, кому они предназначены).

Учитель: Приятно было услышать ваши добрые, идущие от сердца слова, которые вы адресовали друг другу.

Ребята читают стихотворение Р. Киплинга “Заповедь”.

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам себе наперекор Вселенной,
А маловерным отпусти их грех.
Пробьет твой час. Ты жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы. Не снисходи до них.
Умей прощать, но мне кажись прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтаний,
И мыслить, мысли не обожествив.
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.
Умей молчать, когда твое не слово
Калечит плут, чтоб обмануть глупцов.
Когда вся жизнь разрушена и снова,
Ты должен воссоздать ее с основ.
Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что нажито с трудом.
Все проиграть: И нищим стать как прежде.
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело.
Тебе служить, когда в твоей душе
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: “…Иди!”
Останься, прост, беседуя с царями.
Останься, честен, говоря с толпой.
Будь смел и прям с врагами и друзьями.
Пусть все в твой час считаются с тобой.

Слайд №10

Учитель:

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,-
Тогда весь мир ты примешь во владенье.
Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Учитель: Не забывай подарить добро воспитателям, учителю и другу. Оно, как истинное волшебство, вернется к вам по кругу.

Позвольте, уважаемые ребята, на этой ноте завершить наш классный час и поблагодарить всех за участие. В память об этом классном часе возьмите звезду с неба с добрым пожеланием от родителей.

Список литературы

1. http://www.proza.ru/diary/izrail/2013-04-17.

2. http://uspehsnami.com/pritcha-starogo-indejca/.

3. Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя (классные часы, игры, викторины, часы общения…). -Брянск: “Курсив”, 2006.

4. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=1&uinfo=ww-
1263-wh-636-fw-1038-fh-448-pd-1&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%
D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B5%20%D0%
BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5&noreask=1
&pos=35&rpt=simage&lr=213&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fresher.ru
%2Fmanager_content%2Fimages%2Ffoto-vyzyvayushhie-umilenie%2F26.jpg