На уроке используется компьютерная презентация. (Приложение 1)
Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
- помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;
- познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;
- способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом.
Ход урока
I. Введение в тему. <Слайд 2>. Презентация
- Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.
За правое дело стой смело.
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
Родина – мать, умей за неё постоять.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? <Слайд 3>
(Защита Отечества)
II. Работа со словарём.
- Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.<Слайд 4>
Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль)
Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский)
III. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”.
Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.
- Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89)
- Какова цель справедливой войны? <Слайд 5>
- Если есть справедливая война, то есть и какая?
- Какова цель несправедливой войны?
IV. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.
Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества? Подберите слова-синонимы к слову “защитник”. <Слайд 6>
- Кого можно считать первыми защитниками нашего Отечества?
- Каких богатырей вы знаете?
Илья Муромец.
(Рассматривание картины В. Васнецова “Богатыри”. <Слайд 7>
- Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них? Где мы можем прочитать об их жизни и подвигах? Что вы уже знаете об Илье Муромце?
(Чтение отрывка из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”)
Из того ли города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к
Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как чёрна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
Птица чёрный ворон не пролётывает,
Серый зверь да не проскакивает.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конём топтать да стал копьём колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
- Каким вы увидели Илью Муромца?
Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – “мощи” - хранятся в Киево-Печерской Лавре.
<Слайд 8>
Александр Невский
Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на картину. <Слайд 9>
- Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали Невским? Где мы можем прочитать о его жизни?
(Чтение отрывка из Житие Александра Невского)
В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского.
- Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?”
После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую фразу. Какую? <Cлайд 9>
Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.
- Как вы понимаете эти слова?
Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так называли? (Учебник стр. 91)
Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в Санкт-Петербурге находится Александра-Невская Лавра, где хранятся “мощи” Александра Невского. В России был учреждён орден Александра Невского. <Слайд 10>
Дмитрий Донской.
Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”. <Слайд 11>
Эти слова хорошо помнили и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя. Вспомните, кто это такие? В дружине какого князя они сражались? Как они попали в дружину князя Дмитрия? Чем прославился князь Дмитрий Донской? (Учебник стр. 89-90)
- К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской? <Слайд 12>
- Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?
Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию донскому победу и дал двух монахов.
- Чем прославился Александр Пересвет? <Слайд 8>
Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с Челубеем”
Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После смерти он тоже был причислен к лику святых.
V. Работа в группах.
Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости.
Поработайте в группах и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.
<Слайд 14>
VI. Рефлексия. Подведение итогов. <Слайд 15>
- Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили? Продолжите предложения:
Я уже знал…
Я узнал…
Мне осталось непонятно…
VII. Задание на дом.
Параграф 28, задание 1, 2 в тетради, найти материал о святых защитниках Отечества.