Тема урока: "Моря, озера и реки России". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

  1. Сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках.
  2. России и познакомить с их местонахождением.
  3. Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, компьютер, проектор, слайды с изображением изучаемых объектов, рабочая тетрадь, учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- У вас на партах лежат карточки с заданием. Переверните карточку и прочитайте задание.

(Соедини стрелками подходящие названиям определения)

Соедини стрелками подходящие названиям определения
Восточно-Европейская

Уральские

Кавказские

Эльбрус

Западно-Сибирская

Ильимский

Среднесибирское

горы

равнина

заповедник

равнина

горы

плоскогорье

гора

- Покажите на карте Среднесибирское плоскогорье.

- Назовите Всемирное природное наследие, которое находится в Среднесибирском плоскогорье.

- Покажите на карте Западно-Сибирскую равнину и скажите, где она находится.

- Покажите Уральские горы.

- Почему их называют “Каменным поясом Земли Русской”?

- Покажите на карте Восточно-Европейскую равнину и скажите, где она находится?

- Покажите на карте Кавказские горы и расскажите, что вы о них знаете?

3. Введение в новую тему.

Отгадайте загадки.

Летом бежит,
Зимой спит,
Весна настала –
Опять побежала. (Река)

Здесь – куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встаёт стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)

Глядятся в него молодые рябинки.
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют причёски.
И месяц и звёзды – всё в нём отражается.
Как зеркало это у нас называется? (Озеро)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины – по морям, рекам и озёрам.

Слайд. Название темы урока.

- А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.

Слайд. Наше путешествие будет проходить по плану:

1) океаны,

2) моря,

3) озёра,

4) реки.

4. Изучение нового материала.

Нам предстоит выяснить: какие моря к какому океану относятся?

Обратимся к карте полушарий.

- Какие океаны омывают берега России на востоке? На севере? На западе? (Ответы детей)

Слайд.

На востоке – Тихий океан

На севере – Северный Ледовитый океан

На западе – Атлантический океан

Посмотрите на карту в учебнике на стр. 64-65 и скажите: какие моря относятся к Тихому океану?

Слайд.

Название морей Тихого океана. (Японское море, Охотское море, Берингово море)

(Дети называют моря, я прикрепляю карточки (крупный шрифт) с названием этих морей на карту).

- Перечислите моря Северного Ледовитого океана.

Слайд.

Моря Северного Ледовитого океана (Белое море, Баренцево Море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

(Дети называют моря, я прикрепляю карточки (крупный шрифт) с названием этих морей на карту).

Какие моря относят к Атлантическому океану?

Слайд.

Моря Атлантического океана (Балтийское море, Чёрное море).

(Дети называют моря, я прикрепляю карточки (крупный шрифт) с названием этих морей на карту).

- Что вы можете сказать о морях Тихого и Северного Ледовитого океана?

Прочитаем о морях Тихого океана Северного ледовитого океана на стр. 72.

- Чем отличаются моря Тихого и Северного Ледовитого океана?

- А о каком море можно сказать так: это море тёплое, большая часть его никогда не замерзает, оно красиво в любую погоду, здесь отдыхает много людей.

- Сколько морей омывают российские берега? (11 морей)

- А какая в них вода? (Соленая)

- А сейчас наш путь лежит к озёрам страны.

- Какие озёра вам знакомы? (Ответы детей)

Озеро Байкал самое глубокое пресное озеро мира. Оно внесено в Список Всемирного наследия.

- Какова наибольшая глубина озера Байкал? Найдите ответ в учебнике на стр. 73.

- Где оно расположено? (Озеро Байкал расположено на Среднесибирском плоскогорье, рядом с Саянами)

Ещё есть озеро-море Каспийское, Ладожское озеро, Онежское озеро. Это не все озёра, их на территории России свыше двух миллионов. (Прикрепляю карточки (крупный шрифт) с названием этих озёр)

Рассказ ученика о Ладожском и Онежском озёрах.

Ладожское и Онежское озёра – крупнейшие озёра Европы. В Ладожском озере берёт своё начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озёра с пресной водой.

Работа по рядам по карте.

Найдите и назовите реки:

1 ряд – Восточно-Европейской равнины.

2 ряд – Западно-Сибирской равнины.

3 ряд – Среднесибирского плоскогорья.

А теперь ученики из каждого ряда назовут и покажут названия рек на карте.

6. Закрепление.

Пользуясь картой выполним в тетради задание №2 на с. 34; №3 на с. 34.

7. Итог урока.

- Что нового и самое интересное вы узнали на уроке?

8. Самооценка

Д/з. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, с. 72-77.