Цели.
- Сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках.
- России и познакомить с их местонахождением.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, компьютер, проектор, слайды с изображением изучаемых объектов, рабочая тетрадь, учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- У вас на партах лежат карточки с заданием. Переверните карточку и прочитайте задание.
(Соедини стрелками подходящие названиям определения)
Соедини стрелками подходящие названиям определения | |
Восточно-Европейская Уральские Кавказские Эльбрус Западно-Сибирская Ильимский Среднесибирское |
горы равнина заповедник равнина горы плоскогорье гора |
- Покажите на карте Среднесибирское плоскогорье.
- Назовите Всемирное природное наследие, которое находится в Среднесибирском плоскогорье.
- Покажите на карте Западно-Сибирскую равнину и скажите, где она находится.
- Покажите Уральские горы.
- Почему их называют “Каменным поясом Земли Русской”?
- Покажите на карте Восточно-Европейскую равнину и скажите, где она находится?
- Покажите на карте Кавказские горы и расскажите, что вы о них знаете?
3. Введение в новую тему.
Отгадайте загадки.
Летом бежит,
Зимой спит,
Весна настала –
Опять побежала. (Река)
Здесь – куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встаёт стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)
Глядятся в него молодые рябинки.
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют причёски.
И месяц и звёзды – всё в нём отражается.
Как зеркало это у нас называется? (Озеро)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины – по морям, рекам и озёрам.
Слайд. Название темы урока.
- А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
Слайд. Наше путешествие будет проходить по плану:
1) океаны,
2) моря,
3) озёра,
4) реки.
4. Изучение нового материала.
Нам предстоит выяснить: какие моря к какому океану относятся?
Обратимся к карте полушарий.
- Какие океаны омывают берега России на востоке? На севере? На западе? (Ответы детей)
Слайд.
На востоке – Тихий океан
На севере – Северный Ледовитый океан
На западе – Атлантический океан
Посмотрите на карту в учебнике на стр. 64-65 и скажите: какие моря относятся к Тихому океану?
Слайд.
Название морей Тихого океана. (Японское море, Охотское море, Берингово море)
(Дети называют моря, я прикрепляю карточки (крупный шрифт) с названием этих морей на карту).
- Перечислите моря Северного Ледовитого океана.
Слайд.
Моря Северного Ледовитого океана (Белое море, Баренцево Море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).
(Дети называют моря, я прикрепляю карточки (крупный шрифт) с названием этих морей на карту).
Какие моря относят к Атлантическому океану?
Слайд.
Моря Атлантического океана (Балтийское море, Чёрное море).
(Дети называют моря, я прикрепляю карточки (крупный шрифт) с названием этих морей на карту).
- Что вы можете сказать о морях Тихого и Северного Ледовитого океана?
Прочитаем о морях Тихого океана Северного ледовитого океана на стр. 72.
- Чем отличаются моря Тихого и Северного Ледовитого океана?
- А о каком море можно сказать так: это море тёплое, большая часть его никогда не замерзает, оно красиво в любую погоду, здесь отдыхает много людей.
- Сколько морей омывают российские берега? (11 морей)
- А какая в них вода? (Соленая)
- А сейчас наш путь лежит к озёрам страны.
- Какие озёра вам знакомы? (Ответы детей)
Озеро Байкал самое глубокое пресное озеро мира. Оно внесено в Список Всемирного наследия.
- Какова наибольшая глубина озера Байкал? Найдите ответ в учебнике на стр. 73.
- Где оно расположено? (Озеро Байкал расположено на Среднесибирском плоскогорье, рядом с Саянами)
Ещё есть озеро-море Каспийское, Ладожское озеро, Онежское озеро. Это не все озёра, их на территории России свыше двух миллионов. (Прикрепляю карточки (крупный шрифт) с названием этих озёр)
Рассказ ученика о Ладожском и Онежском озёрах.
Ладожское и Онежское озёра – крупнейшие озёра Европы. В Ладожском озере берёт своё начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озёра с пресной водой.
Работа по рядам по карте.
Найдите и назовите реки:
1 ряд – Восточно-Европейской равнины.
2 ряд – Западно-Сибирской равнины.
3 ряд – Среднесибирского плоскогорья.
А теперь ученики из каждого ряда назовут и покажут названия рек на карте.
6. Закрепление.
Пользуясь картой выполним в тетради задание №2 на с. 34; №3 на с. 34.
7. Итог урока.
- Что нового и самое интересное вы узнали на уроке?
8. Самооценка
Д/з. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, с. 72-77.