Концепция проекта
Наш детский сад расположен рядом с оживленными улицами: Юбилейная, К. Беляева, пр. Победы и дети вынуждены переходить дороги по пути в детский сад. В следующем году нашим воспитанникам предстоит самим переходить дорогу, так как дети пойдут в школу, расположенную рядом с детским садом. Важно отметить, что с каждым годом на дорогах нашего города увеличивается количество транспортных средств, следовательно, возрастает опасность дорожно-транспортных происшествий. Часто в таких ситуациях оказываются дети.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – это важная проблема, стоящая не только перед государством, ГИБДД, но и образовательными учреждениями, семьей и каждым членом нашего общества. Следует отметить, что за последнее время в г. Череповце увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, которые привели к тяжелым последствиям: травмам различной степени тяжести, а в некоторых случаях и к гибели детей. Так, по данным статистики по г. Череповцу за 11 месяцев 2013 года зарегистрировано 50 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в которых 51 ребенок получил травмы различной степени тяжести, а по неосторожности самих детей произошло 16 ДТП, 17 детей пострадали. Отсюда возникает противоречие: с одной стороны у детей не сформированы навыки осознанного безопасного поведения на дороге, что безусловно волнует родителей и педагогов, с другой детям необходимо самостоятельно переходить дорогу по пути в школу в условиях сложной дорожно-транспортной ситуации сложившейся в городе Череповце. Следовательно, возникает потребность в формировании у детей необходимых умений и навыков, в выработке положительных, устойчивых привычек, осознанного безопасного поведения при переходе улицы.
Анализ рисков
Согласно проведенному опросу среди родителей, одной из причин данной проблемы является то, что родители сами не всегда соблюдают правила дорожного движения при переходе улицы, хотя являются для детей образцом для подражания. Анализируя результаты опроса, можно сделать выводы, что, будучи пешеходами, многие из них стремятся, чего бы это ни стоило, сэкономить время в пути, спешат без оглядки по опасной проезжей части, держа за руку своего ребенка. Иногда, нарушая правила, переходят улицу на красный сигнал светофора и не по пешеходному переходу.
Определение цели и задач
Для эффективного решения данной проблемы выделили цель: формирование знаний детей о правилах безопасного дорожного движения и задачи:
- Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.
- Способствовать осознанию важности выполнения правил дорожного движения, необходимых для обеспечения наибольшей безопасности детей, всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
- Развивать у детей и родителей осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения через актуализацию в их опыте таких качеств, как осторожность, ответственность, самостоятельность.
- Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения (пешеходам, водителям, пассажирам).
- Упражнять детей в умении предвидеть опасность, правильно реагировать и выполнять действия в зависимости от ситуации.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Расчет ресурсного обеспечения
Для реализации проекта мы проанализировали предметно-развивающую среду и выявили, что в детском саду и в семьях наших воспитанников недостаточно информационного, занимательного материала, дидактических игр, методической и художественной литературы, наглядных пособий. В реализуемой нами примерной основной общеобразовательной программе “Детство” выделена образовательная область “Безопасность”, но недостаточно представлено методической литературы, дидактических пособий.
Планирование проекта
Данный проект мы реализовали в 3 этапа. На 1 этапе мы проанализировали среду и участников проекта, риски; провели расчет ресурсного обеспечения; исследовали и проанализировали проблему; определили цель и задачи. Второй этап – реализация проектной деятельности: сбор, анализ и систематизация информации о дорожной грамоте; творческая деятельность детей, родителей и воспитателей. Третий этап - презентация результатов творческой деятельности участников проекта.
Работа воспитателей
Творческая деятельность детей, родителей и воспитателей
Работа с детьми | Работа с родителями |
|
|
3 этап – презентация результатов творческой деятельности участников проекта:
- Оформление выставки рисунков и коллажей “Дорожная азбука”;
- Фотосессия “Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога” (создание фотоальбома);
- Выставка настольно-печатных игр, напольного и настольного макетов;
- Семейный клуб “Домовенок” “Дорожные старты”;
- Театрализованная игра “Уважайте светофор”;
- Презентация стихов вологодского поэта А.В. Первунинского "Азбука дорог".
Исполнение проекта
Данный проект реализован с 1 ноября 2012 года по 25 февраля 2013 года. Презентация проекта состоялась на педсовете 1 марта 2013 года (протокол №4).
Предполагаемый результат – осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.