Цель: cоздать комфортные условия для творческой реализации учащихся по теме: “Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе”.
Задачи.
- Образовательные : повторить понятие “существительное”; правописание падежных окончаний имен существительных; способствовать формированию умения правильно писать их, определять род, число, падеж и склонение имен существительных.
- Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, работать над развитием произвольного внимания, развивать речь учащихся.
- Воспитательные: воспитывать навык самоконтроля, чувство взаимопомощи, интерес к изучению русского языка, воспитывать положительную мотивацию к учению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников. Настрой на работу.
II. Повторение. Актуализация знаний.
а) Игра “Волшебный сундучок”.
(В сундучок помещаются несколько предметов, названия которых дети должны запомнить, а затем назвать).
б) Какой частью речи являются слова, обозначающиеся эти предметы?
(Именем существительным).
в) Что вы знаете об этой части речи?
(Дети дают определение имени существительного)
г) Как изменяются имена существительные?
(По родам, числам и падежам)
д) Работа с сигнальными карточками по определению:
- рода (если возможно).
Карандаш, окно, облака, земля, сон, сказки, школа, класс, здание, указка, учебник.
- падежа
В книге, по коридору, у окна, на линейке, за зданием, над крышей, у доски, подругу.
е) Какую грамматическую категорию не указали?
(Склонение).
ж) Упражнения по развитию тактильного восприятия.
(Определить на ощупь предмет, назвать его и определить склонение имени существительного, обозначающего предмет).
III. Основная часть.
Работа в тетрадях.
1. Синтаксический разбор предложений.
Крепким сном спит лесное царство. Уснул под теплым снежным одеялом медведь.
- Каким членом предложения являются существительные?
2. Морфологический разбор имен существительных.
Сном – существительное, сон, неодушевленное, нарицательное, м.р., единственное число, Т.п., II склонение.
Медведь –
IV. Физминутка для глаз.
V. Работа с учебником.
Cтр. 98, упражнение 129.
Перед выполнением упражнения необходимо повторить правописание безударных окончаний имен существительных.
Бежать по | (поляна) | I склонение | |
(поле) | II склонение | ||
(площадь) | III склонение |
Гостить | (сестра) | I склонение | |
(брат) | II склонение | ||
(дочь) | III склонение |
Самостоятельно выполнить задание.
Играть с | существительное I склонения | |
существительное II склонения | ||
существительное III склонения |
VI. Итог урока.
Домашнее задание. Рефлексия.
- О какой части речи мы сегодня говорили? Я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить небольшой тест. (Работа по карточкам).
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает _______и отвечает на вопросы ______.
Неправильные утверждения зачеркнуть.
2. Имя существительное изменяется:
а) по числам;
б) во множественном числе изменяется по родам;
в) по падежам;
г) имеет I, II, III и IV склонение.
Домашнее задание: стр. 97, упражнение 127.
- Что вы можете сказать об уроке?
Сегодня я:
1. Научился …
2. Было интересно …
3. Было трудно …
Выставление оценок.