Использование ИКТ на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Целью использования ИКТ на уроках английского языка является повышение эффективности и качества обучения учащихся по предмету.

Основными задачами использования ИКТ на своих уроках я считаю:

  • реализовать индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
  • обеспечить визуализацию учебной информации;
  • развивать личность обучаемого, подготовить его к самостоятельной продуктивной деятельности;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • формировать адекватную оценку учащимися результатов их учебной деятельности;
  • развивать творческое мышление и уменьшать долю репродуктивной деятельности;
  • развивать навыки исследовательской деятельности;
  • формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации;
  • развивать коммуникативные способности на основе выполнения совместных проектов.

Я использую компьютерные технологии по следующим направлениям:

  • Тематическое планирование уроков.
  • Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
  • Проведение уроков или элементов уроков
  • Разработка и проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин
  • Участие учеников в Интернет-конкурсах и фестивалях.
  • Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.

Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий неоспорима. ИКТ - это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный школьный учебник. Компьютер на моих уроках выполняет и функции рабочего инструмента, и функции учителя. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как средство подготовки тестов, их хранения, текстовый редактор; графопостроитель, графический редактор; вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); средство моделирования. В функции учителя компьютер представляет собой источник учебной информации; наглядное пособие; индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля.

На этапе подготовки к уроку компьютер помогает мне создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом; максимально целесообразно располагать материал; обеспечивать основной материал дополнительной информацией; подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет экономить время; повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания; оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы; индивидуализировать обучение; концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; в любой момент учащиеся могут возвращаться к уже знакомому материалу; самостоятельно использовать учебный материал. Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний обучающихся.

Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Считаю, что компьютерная программа PowerPoint уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций на уроках английского языка.

Используя данную форму, я представляю материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Я применяю презентации на уроках при изучении нового материала (чаще всего при работе над временами английского глагола), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также при контроле и коррекции знаний.

Преимущества презентации PowerPoint заключаются в:

- сочетании разнообразной текстовой аудио и видеонаглядности;
- возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
- возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала;
- возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
- активизации внимания всего класса;
- поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а так же эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
- осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
- сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Зачастую на уроке возникает необходимость комбинированного набора различных видов средств наглядности. Программа PowerPoint и ее продукт (презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности.

К ним относятся:

- интерактивность - использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
- комплексность представления информации - возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
- дискретность – смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов
- программная совместимость – возможность использовать объекты из других программ, например из приложений MS Office;
- доступность технического инструментария – наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office.
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.

На уроках с применением ИКТ я использую электронные учебники, презентации. Большая часть электронных учебников содержит теоретическую часть, упражнения-тренажеры, тестовые задания. Электронные учебники снабжены трехмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Использование таких учебников на уроках и во внеурочное время позволяет мне достигать оптимального темпа работы учащихся; обучающиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления; диалог с программой приобретает характер учётной игры, что вызывает повышение мотивации к учебной деятельности у большинства обучающихся; смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки. Образовательные программы, являясь мультимедийным пособием, повышают степень самостоятельности обучающихся, я лишь координирую их действия. При необходимости ученик может вернуться назад к непонятной ему теме.

Дидактическая ценность использования ИКТ очевидна. Используя электронные учебники на своих уроках, я решаю следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по английскому языку;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • психологически настроить на атмосферу ЕГЭ, ГИА;
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к английскому языку в частности;
  • подготовить учеников к экзамену, сформировав у них общеучебные навыки.

При подготовке и проведении уроков английского языка я рекомендую использовать информацию следующих сайтов:

http://school-collection.edu.ru; http://www.englishforkids.ru; https://eng.1sept.ru/;

http://www.alleng.ru/english/engl.htm; http://www.native-english.ru/; http://eor.edu.ru.

http://eor.edu.ru/card/7198/a-carnival-in-london-exercise-1-p.html;

http://eor.edu.ru/card/12670/london-dialogue-1-i.html;

http://eor.edu.ru/card/11578/london-dialogue-2-k.html;

http://eor.edu.ru/card/3304/london-exercise-1-p.html;

http://eor.edu.ru/card/935/london-exercise-3-p.html; http://eor.edu.ru/card/14146/london-exercise-4-p.html;

http://eor.edu.ru/card/5066/london-exercise-2-k.html;

http://eor.edu.ru/card/8981/london-text-i.html;

http://eor.edu.ru/card/45/london-puzzle-p.html;

http://rutube.ru/video/31a0b2e8f7d4518ce697a8cc0009964b/

Положительной стороной применения информационно-коммуникационных технологий на уроке является:

  • повышение мотивации учеников к учебной деятельности;
  • активизация деятельности учащихся;
  • расширение возможности дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
  • возможность самостоятельного получения учащимися дополнительных знаний.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами "Концепция модернизации Российского образования" - подготовка разносторонне развитой личности.

Использованная литература

  1. Безручко В.Т. “Презентация Power Point”, Финансы и статистика, 2005 год.
  2. Александров К.В. “Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию”, ИЯШ №5, 2011 год.
  3. Ефременко В.А. “Применение информационных технологий на уроках иностранного языка”, ИЯШ №8, 2007 год.
  4. Конышева А.В. “Современные методы обучения Английскому языку”, Тетра Систем, 2003 год.
  5. Пыхова Е.К. “Советы по созданию ученических компьютерных презентации по английскому языку” http://pedsovet.org/forum/topic499.html
  6. Ястребов Л.И. “Классификация презентаций//Вопросы Интернет образования. – 2007. - №33