Целью использования ИКТ на уроках английского языка является повышение эффективности и качества обучения учащихся по предмету.
Основными задачами использования ИКТ на своих уроках я считаю:
- реализовать индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
- обеспечить визуализацию учебной информации;
- развивать личность обучаемого, подготовить его к самостоятельной продуктивной деятельности;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- формировать адекватную оценку учащимися результатов их учебной деятельности;
- развивать творческое мышление и уменьшать долю репродуктивной деятельности;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации;
- развивать коммуникативные способности на основе выполнения совместных проектов.
Я использую компьютерные технологии по следующим направлениям:
- Тематическое планирование уроков.
- Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
- Проведение уроков или элементов уроков
- Разработка и проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин
- Участие учеников в Интернет-конкурсах и фестивалях.
- Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий неоспорима. ИКТ - это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный школьный учебник. Компьютер на моих уроках выполняет и функции рабочего инструмента, и функции учителя. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как средство подготовки тестов, их хранения, текстовый редактор; графопостроитель, графический редактор; вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); средство моделирования. В функции учителя компьютер представляет собой источник учебной информации; наглядное пособие; индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля.
На этапе подготовки к уроку компьютер помогает мне создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом; максимально целесообразно располагать материал; обеспечивать основной материал дополнительной информацией; подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет экономить время; повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания; оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы; индивидуализировать обучение; концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; в любой момент учащиеся могут возвращаться к уже знакомому материалу; самостоятельно использовать учебный материал. Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний обучающихся.
Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам
Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Считаю, что компьютерная программа PowerPoint уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций на уроках английского языка.
Используя данную форму, я представляю материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Я применяю презентации на уроках при изучении нового материала (чаще всего при работе над временами английского глагола), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также при контроле и коррекции знаний.
Преимущества презентации PowerPoint заключаются в:
- сочетании разнообразной текстовой аудио и
видеонаглядности;
- возможности использования презентации как
своеобразной интерактивной, мультимедийной
доски, которая позволяет более наглядно
семантизировать новый лексический и
грамматический материал, а также осуществлять
опорную поддержку при обучении всем видам
речевой деятельности;
- возможности использования отдельных слайдов в
качестве раздаточного материала;
- возможности управления вниманием учащихся за
счет эффектов анимации и гиперссылок;
- активизации внимания всего класса;
- поддержании познавательного интереса
обучающихся, усилении мотивации учения, а так же
эффективности восприятия и запоминания нового
учебного материала;
- осуществлении контроля за усвоением новых
знаний и систематизации изученного материала;
- сочетании аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы.
Зачастую на уроке возникает необходимость
комбинированного набора различных видов средств
наглядности. Программа PowerPoint и ее продукт
(презентация) обладают рядом свойств, которые
отличают их от традиционных средств
представления наглядности.
К ним относятся:
- интерактивность - использование комплекса
эффектов для представления информации (текст,
звук, графика, мультипликация, видео) одним
техническим средством;
- комплексность представления информации - возможность
управления показом презентации в различном
режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью
гиперссылок);
- дискретность – смысловая завершенность
отдельного слайда или группы слайдов
- программная совместимость – возможность
использовать объекты из других программ,
например из приложений MS Office;
- доступность технического инструментария – наличие
у пользователя элементарных навыков работы с
компьютером, в частности с программным пакетом MS
Office.
Оформительские возможности программы PowerPoint не
противоречат требованиям, предъявляемым к
традиционной наглядности, напротив, дополняют их
специфическими компьютерными тонкостями.
На уроках с применением ИКТ я использую электронные учебники, презентации. Большая часть электронных учебников содержит теоретическую часть, упражнения-тренажеры, тестовые задания. Электронные учебники снабжены трехмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Использование таких учебников на уроках и во внеурочное время позволяет мне достигать оптимального темпа работы учащихся; обучающиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления; диалог с программой приобретает характер учётной игры, что вызывает повышение мотивации к учебной деятельности у большинства обучающихся; смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки. Образовательные программы, являясь мультимедийным пособием, повышают степень самостоятельности обучающихся, я лишь координирую их действия. При необходимости ученик может вернуться назад к непонятной ему теме.
Дидактическая ценность использования ИКТ очевидна. Используя электронные учебники на своих уроках, я решаю следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по английскому языку;
- систематизировать усвоенные знания;
- психологически настроить на атмосферу ЕГЭ, ГИА;
- сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к английскому языку в частности;
- подготовить учеников к экзамену, сформировав у них общеучебные навыки.
При подготовке и проведении уроков английского языка я рекомендую использовать информацию следующих сайтов:
http://school-collection.edu.ru; http://www.englishforkids.ru; https://eng.1sept.ru/;
http://www.alleng.ru/english/engl.htm; http://www.native-english.ru/; http://eor.edu.ru.
http://eor.edu.ru/card/7198/a-carnival-in-london-exercise-1-p.html;
http://eor.edu.ru/card/12670/london-dialogue-1-i.html;
http://eor.edu.ru/card/11578/london-dialogue-2-k.html;
http://eor.edu.ru/card/3304/london-exercise-1-p.html;
http://eor.edu.ru/card/935/london-exercise-3-p.html; http://eor.edu.ru/card/14146/london-exercise-4-p.html;
http://eor.edu.ru/card/5066/london-exercise-2-k.html;
http://eor.edu.ru/card/8981/london-text-i.html;
http://eor.edu.ru/card/45/london-puzzle-p.html;
http://rutube.ru/video/31a0b2e8f7d4518ce697a8cc0009964b/
Положительной стороной применения информационно-коммуникационных технологий на уроке является:
- повышение мотивации учеников к учебной деятельности;
- активизация деятельности учащихся;
- расширение возможности дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
- возможность самостоятельного получения учащимися дополнительных знаний.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами "Концепция модернизации Российского образования" - подготовка разносторонне развитой личности.
Использованная литература
- Безручко В.Т. “Презентация Power Point”, Финансы и статистика, 2005 год.
- Александров К.В. “Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию”, ИЯШ №5, 2011 год.
- Ефременко В.А. “Применение информационных технологий на уроках иностранного языка”, ИЯШ №8, 2007 год.
- Конышева А.В. “Современные методы обучения Английскому языку”, Тетра Систем, 2003 год.
- Пыхова Е.К. “Советы по созданию ученических компьютерных презентации по английскому языку” http://pedsovet.org/forum/topic499.html
- Ястребов Л.И. “Классификация презентаций//Вопросы Интернет образования. – 2007. - №33