Цель темы:
1) изучить химическое строение кислородсодержащих органических веществ на примере альдегидов;
2) актуализировать понятие о гомологии и общей формуле гомологического ряда на примере альдегидов;
3) актуализировать понятие об изомерии углеродного скелета, познакомить с изомерией классов;
4) изучить химические свойства альдегидов, способы их получения и области применения;
5) расширить представление учащихся о полимерах на примере фенопластов.
Задачи темы:
Обучающие:
1) научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда альдегидов и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда;
2) познакомить учащихся с многообразием представителей класса альдегидов, актуализируя понятие о различных видах изомерии, совершенствовать умение учащихся составлять названия представленных ими структурных формул органических веществ;
3) изучить химические свойства альдегидов, основные способы их получения.
Воспитывающие:
1) продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;
2) продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно;
3) формировать навыки грамотного анализа ответов учащихся у доски.
Развивающие:
1) развивать творческую активность учащихся;
2) развивать умение логически мыслить, выделять главное;
3) развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы.
Тип урока: комбинированный, с применением визуальных средств обучения.
Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран.
Название этапа урока | Содержание | № слайда |
Проверка домашнего задания. | Проверка домашнего задания по предыдущей теме. | - |
Тема урока. | Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 1 |
Понятие “альдегиды”. | Введение понятия “альдегиды”. | Слайд 2 |
Гомологический ряд и номенклатура альдегидов. | Работа учащегося у доски по выводу структурных и молекулярных формул гомологического ряда альдегидов и определению общей формулы гомологов. | Слайд 3 |
Гомологический ряд и номенклатура альдегидов. | Контроль ответа учащегося. Расширение знаний о номенклатуре альдегидов. |
Слайд 4 |
Изомерия альдегидов. | Беседа с учащимися о видах изомерии
альдегидов. Просмотр видеоролика о номенклатуре альдегидов разветвлённого строения. Работа учащегося у доски по составлению формул и названий изомеров углеродного скелета. |
Слайд 5 |
Изомерия альдегидов. | Контроль ответа. | Слайд 6 |
Изомерия альдегидов. | Изомерия классов (объяснение учителя). Введение понятия “кетоны”. |
Слайд 7 |
Изомерия альдегидов. | Примеры изомеров классов (альдегиды и кетоны). | Слайд 8 |
Физические свойства альдегидов. | Заголовок слайда. | Слайд 9 |
Физические свойства альдегидов. | Объяснение учителя. | Слайд 10 |
Химические свойства альдегидов. | Реакции окисления альдегидов (объяснение учителя). Просмотр видеороликов. | Слайд 11 |
Химические свойства альдегидов. | Реакция восстановления альдегидов. Реакция поликонденсации. |
Слайд 12 |
Получение альдегидов. | Способы получения альдегидов (объяснение учителя). | Слайд 13 |
Применение альдегидов. | Схема областей применения альдегидов (по гиперссылке – подробно о фенолформальдегидных смолах, ванилине и др. альдегидах) |
Слайд 14 |
Домашнее задание. | Обсуждение домашнего задания. | Слайд 15 |