Цель темы:
1) изучить химическое строение ароматических углеводородов на примере бензола;
2) познакомить учащихся с классификацией аренов;
3) актуализировать понятие о гомологии и общей формуле гомологического ряда на примере ароматических углеводородов;
4) расширить понятие об изомерии на примере изомерии положения заместителей в бензольном кольце, познакомить учащихся с новой номенклатурой органических веществ;
5) изучить химические свойства бензола;
6) изучить влияние заместителя в бензольном кольце на реакционную способность вещества;
7) изучить способы получения и области применения бензола и его гомологов.
Задачи темы:
Обучающие:
1) научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда бензола и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда;
2) познакомить учащихся с многообразием представителей класса аренов, актуализируя понятие о различных видах изомерии, совершенствовать умение учащихся составлять названия представленных ими структурных формул органических веществ;
3) изучить физико-химические свойства ароматических углеводородов, основные способы их получения и области применения.
Воспитывающие:
1) продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;
2) продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно;
3) формировать навыки грамотного анализа ответов учащихся у доски.
Развивающие:
1) развивать творческую активность учащихся;
2) развивать умение логически мыслить, выделять главное;
3) развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы.
Типы уроков: комбинированный, с применением визуальных средств обучения.
Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран, СD “Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы”.
Данный блок рассчитан на 2 урока.
Название урока | Содержание | № слайда |
1. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура аренов. Физические свойства и применение некоторых представителей аренов. | Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 1 |
Понятие “ароматические углеводороды”. | Слайд 2 | |
Строение аренов. Гибридизация и её
характеристики. Схема образования связей в
молекуле бензола. Просмотр видеоролика о строении бензола. Классификация аренов |
Слайд 3 Слайд 4 |
|
Гомологический ряд бензола (ответ учащегося у доски). |
Слайд 5 | |
Контроль ответа учащегося. Расширение номенклатуры аренов на примере толуола. | Слайд 6 | |
Общая формула гомологического ряда
аренов (продолжение ответа учащегося). Контроль ответа. |
Слайд 7 | |
Понятие о фенил-радикале. | Слайд 8 | |
Физкультминутка (3 минуты) | - | |
Изомерия положения заместителей в бензольном кольце (объяснение учителя) |
Слайды 9-10 | |
Закрепление понятия об изомерии
положения заместителей в бензольном кольце (работа учащегося у доски). Контроль ответа. |
Слайды 11-12 | |
Просмотр видеоролика о номенклатуре дизамещённых аренов (с разными заместителями). Выполнение интерактивного задания. | Слайд 13 СD “Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы”. |
|
Физические свойства и применение некоторых представителей аренов. |
Слайд 14 | |
Домашнее задание | Слайд 15 | |
2. Химические свойства бензола и его гомологов. | Проверка домашнего задания. | - |
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 16 (Презентация.PPT) |
|
Обсуждение с классом типа химических
свойств аренов, связанного с их составом. Ответ учащегося у доски: составление уравнений горения бензола и толуола. Обсуждение возможного характера пламени. Просмотр видеоролика. |
Слайд 17 | |
Физкультминутка (3 минуты). | - | |
Осуждение с классом направления типов химических реакций, связанных со строение аренов. | Слайд 18 | |
Реакции замещения по бензольному
кольцу. Ответ учащегося у доски (составление уравнений и названию продуктов реакции бромирования и нитрования бензола). Просмотр видеоролика. |
Слайд 19 | |
Объяснение учителя о влиянии заместителей на подвижность атомов водорода в бензольном кольце | Слайд 20 | |
Закрепление ЗУН: составление уравнения
нитрования толуола (ответ учащегося у доски) Реакция гидрирования бензола. |
Слайд 21 | |
Реакция хлорирования бензола на свету. | Слайд 22 | |
Особенности реакции галогенирования гомологов бензола в зависимости от условий реакции. | Слайд 23 | |
Реакция окисления гомологов бензола. Просмотр видеоролика. | Слайд 24 | |
Получение аренов. | Слайд 25 | |
Домашнее задание. | Слайд 26 |