В условиях интенсификации учебного процесса и сложной экологической
обстановки, детский организм остро нуждается в двигательной активности, которой
он обделён в силу вышеуказанных факторов.
Очевидно, что решение данной проблемы заключается в дальнейшем совершенствовании
коррекционно-профилактических мероприятий, применении современного спортивного и
реабилитационного оборудования.
У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НОДА), если не принять должные меры, формируются патологические двигательные стереотипы, возникает ряд компенсаторных приспособлений, при которых невозможно как поддержание позы, так и любые виды локомоций.
Дети с НОДА имеют различный уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности, разнообразные двигательные нарушения, поэтому при обучении детей не всегда является возможным использовать единые средства и методы обучения.
Целью нашего исследования было выяснить, можно ли в условиях школы, на уроках, используя рефлекторно-нагрузочное устройство (РНУ) “Гравистат”, улучшить функцию равновесия, опорности и координации движений у детей с ДЦП.
Исследования проводились на базе ГБОУ “Центр “Динамика” № 616 Санкт-Петербурга в течение 2011–2013 г.
При реализации процесса обучения в школе “Динамика” уроки АФК обязательными являются занятия в 1–12 классах. В школе дважды в учебный год проводится комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика учащихся, по показателям которой можно судить о физическом состоянии школьника: уровне динамики физического развития, физической и функциональной подготовленности. Для оценки функции равновесия школьников применялся компьютерный стабилограф “Статакинезиметр-стабилан”.
Оценивались выраженность двигательных нарушений в основной вертикальной стойке с открытыми и закрытыми глазами (проба Ромберга), относительно устойчивое положение (отклонение корпуса вперёд, назад или в стороны) и удержание его в этом положении.
Занятия в РНУ “Гравистат” проходили курсами по 20–25 уроков, 2–3 курса в учебном году. Уроки проходили 4-5 раз в неделю по 35-45 минут, согласно расписанию и состояли из подготовительной, основной и заключительной частей урока.
Метод динамической проприоцептивной коррекции с использованием РНУ “Гравистат” предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году. С 2000 года успешно используется в школе-центр “Динамика” для детей с синдромом ДЦП и нарушением ОДА.
Сущность метода заключается в воздействии на мозговые структуры функциональной системы антигравитации (ФСА) потока скорригированной проприоцептивной импульсации, возникающей при выполнении ребёнком произвольных движений в устройстве “Гравистат”. [Семенова. К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича].
“Гравистат” это костюм-тренажер для тренировки мышц в циклическом режиме, который обеспечивает:
- дозированную компрессионную нагрузку, направленную вдоль длинной оси тела;
- коррекцию положения отдельных сегментов локомоторного аппарата;
- снижение тонуса грудных мышц и устранения их рефлекторного влияния на мышцы тазового и плечевого пояса;
- тренировку ослабленных мышц в оптимальном режиме.
В лечебных и социальных учреждениях накоплен большой опыт работы в рну “Гравистат” с детьми с ДЦП, но он существенно отличается от условий школы.
Уроки по физической реабилитации носят коррекционно-оздоровительный характер. Большое время уделяется выработке правильного положения головы, туловища. Согласованного движения верхних и нижних конечностей при ходьбе, обучение навыкам самообслуживания.
В отличие от социальных центров, дошкольных учреждений, в школе нет достаточно времени для проведения подготовительных процедур-укладок, сеансов массажа.
Перед одеванием РНУ “Гравистат” ребёнок выполняет комплекс корригирующей гимнастики (подготовительная часть урока) у гимнастической стенки. Упражнения направлены на одно из ведущих звеньев патологического стереотипа – большую грудную мышцу и те группы мышц, которые при своём сокращении могут стимулировать её последующее напряжение.
Занятия в костюме начинают с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от урока к уроку, в зависимости от состояния ученика. Длительность занятий увеличивается постепенно от 10–15 минут в начале курса до 50–90 минут в конце (включая перерывы на отдых).
Занятия в костюме “Гравистат” направлены на решение следующих основных задач:
- нормализация тонуса мышц, коррекция позо-тонических рефлексов;
- коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);
- увеличение подвижности в суставах;
- тренировка ослабленных мышц в оптимальном режиме;
- формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия и ориентировки в пространстве);
- улучшение мышечно-суставного чувства;
- улучшение общей опорности конечностей и их отдельных сегментов;
- улучшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма.
В основной части урока используют различные виды ходьбы: в быстром, медленном темпе; приставными шагами левым-правым боком; спиной вперёд со страховкой; перешагивание через предметы разного объема и высоты; спуски и подъемы по лестнице и по пандусу; по беговой дорожке; на степпере. Ребёнок должен всё время двигаться: ходить, производить различные движения в верхних и нижних конечностях; выполнять упражнения у гимнастической стенки; на гимнастической скамейке; ОРУ с предметами (мячи разного объёма и массы, гимнастические палки).
Согласно исследованиям А.А. Ухтомского, Л, А.Орбели, П.К. Анохина, “движение воспитывается движением”.
В заключительной части урока использовались упражнения на релаксацию в сочетании с дыхательными упражнениями.
В конце учебного года результаты стабиграфического исследования, медико-психолого-педагогическая диагностика, подтвердили наше предположение, что применение РНУ “Гравистат” на уроках в течение учебного года даёт несомненно положительный эффект у 60–70% детей с ДЦП. Степень выраженности положительного эффекта занятий в рну зависит от степени тяжести заболевания, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), патологических синергий.
У учащихся, прошедших несколько курсов занятий в РНУ “Гравистат” улучшение проявляется в следующем: приобретение новых двигательных навыков; увеличение объема движений в суставах; улучшение координации; улучшение кинематического рисунка шага; развитие психических и социальных функций.
Объективные данные свидетельствуют о достоверном улучшении произвольных движений у детей с различными формами при применении метода афферентной коррекции (РНУ “Гравистат”). Стойкость достигнутых результатов подтверждена катамнезом в 2–3 года.