Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала.
Цели урока:
- обобщение и систематизация теоретических знаний и практических умений по применению методов решения показательных уравнений и неравенств;
- развитие стремлений к активной познавательной деятельности;
- привитие навыков самостоятельной работы;
- воспитание общей поведенческой культуры при работе на уроке;
- развитие математической культуры студентов;
- создание условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности.
Ход урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Активизация учащихся к деятельности – 5 мин.
- Обобщение и систематизация изученного – 78 мин.
- Рефлексия – 5 мин.
Оборудование: ноутбук с ОС Windows 7; мультимедийный проектор.
Раздаточный материал: карточки – задания, карточки – инструкции; опросные листы.
Конспект урока
1-й этап урока.
Доброе утро! Сегодня у нас с вами состоится необычное занятие. Посмотреть на вашу работу пришли преподаватели нашего техникума. Я уверена, что вы не подведёте меня и покажете себя только с лучшей стороны (Приложение 1, Слайд 1). Открываем тетради и записываем дату, номер занятия, тему урока.
2-й этап урока.
А занятие я хочу начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет”. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, – ответил юноша. “Произнеси это 5 раз”. “Я выбираю ложку”, послушно произнес юноша 5 раз. “Вот видишь”, – сказал мудрец, “повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…” Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.
Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их при решении задач.
Оценка за сегодняшнее задание я буду выставлять на основе выполненных вами заданий. За каждый вид задания будет выставлена оценка, а после этого – общий результат.
(Слайд 2) Эпиграфом к нашему уроку станут слова С. Коваля (автора многих книг по психологии): “Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. Т.е другими словами можно сказать, что если вы будете уметь решать уравнения, то за экзамен по математике вам не стоит переживать.
3-й этап урока.
Но начнём мы сегодня с определения показательной функции, с её свойств. Так как при решении уравнений и неравенств, мы опираемся на эти свойства.
Итак, какая функция называется показательной? (Жду ответов студентов.) – 2мин.
Какие свойства этой функции вам известны? (Жду ответов студентов.) – 2 мин.
Озвучиваю сама. (Слайд 3)
Готовясь к уроку, открыла диагностические работы для ЕГЭ. В них нашла такие задания. (Работа устно, обязательно с пояснениями). (Слайды 4–8). 5–7 мин.
Итак, берём листочки, подписываем на них свою фамилию, выполняем задание, указанное в карточке (Приложение 2). – 10 мин.
Продолжаем наше занятие. Подскажите мне, пожалуйста, какое уравнение мы называем показательным? (Жду ответы студентов.)
Давайте вспомним с вами основные способы решения показательных уравнений. (Слайды 9–10)
Решение уравнений с записью в тетради (Слайд 11) – 10 мин.
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.
Вам предлагается решить 10 уравнений (Слайд 12) (Приложение 3). Но, судя по вашим предыдущим работам, не все хорошо усвоили данную тему. Поэтому я приготовила для вас карточки – инструкции (Приложение 4), чтобы вы, воспользовавшись ими, смогли решить по образцу предложенные вам уравнения. Обязательно на задании отметьте “галочкой”, что выполняли задание с карточкой – инструкцией. – 10 мин
Работы сдаём. Продолжаем работу. Решаем уравнение все вместе. (Слайд 13) – 5–7 мин.
Переходим к решению показательных неравенств. А скажите мне, пожалуйста: Какое свойство показательной функции мы используем при решении неравенств? (Слайд 14) – 10 мин
Берём листочки с заданием № 3 (Приложение 5) и выполняем решение предложенных неравенств. (Слайд 15) – 10–15 мин.
Записываем домашнее задание. (Слайд 16) – 2 мин.
4-й этап урока.
Сегодня мы с вами попытались обобщить знания по теме “Показательная функция”. Думаю, что урок вам понравился. (Слайд 17) Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока “Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы”. С. Коваль.
Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой “золотой ключик”, с помощью которого перед вами открывались – бы любые двери.
(Слайд 18) Я прошу вас ответить на вопросы в последнем листе на вашей парте (Приложение 6). Фамилию подписывать не обязательно!
Всем спасибо за работу.
Информационные источники:
- Л.Э.Генденштейн и др. “ Наглядный справочник по алгебре и началам анализа с примерами для 7–11 классов”. М.: “ Илекса”, 2001 г.
- Л.О.Денищева и др. “ Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену”.
- В.Г.Коваленко. “ Дидактические игры на уроках математики”. М.: “ Просвещение”, 1990 г.
- Р.Д.Лукин и др. “ Устные упражнения по алгебре и началам анализа. Книга для учителя”. М.: “ Просвещение”, 1989 г.
- Материалы с сайта http://www.proshkolu.ru/.