Тип урока: расширение и углубление знаний
Цель урока: способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, сравнение художественных произведений, для достижения следующих результатов:
Личностные: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства
Метапредметные:
- уметь формулировать цель урока и планировать пути достижения цели;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- умение работать с изображением;
- проводить эксперимент под руководством учителя;
Предметные:
- Знать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности; жанры вокальной и инструментальной музыки.
- Уметь: анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дорогие ребята, я приветствую вас на нашем уроке, который будет немного необычным, творческим и непростым. Я надеюсь, что в сотрудничестве у нас всё получится.
2. Ввод и работа по теме урока.
Наш урок я хочу начать с прослушивания фрагментов музыкальных произведений.
Послушайте музыкальные фрагменты и определите, Что стало источником вдохновения для создания этих произведений?
Слушают 1) Н. Римский– Корсаков. “Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок”. Из оперы “Садко”. Фрагмент.
2) П. Чайковский. Па-де-де. Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент.
Что стало источником вдохновения для создания этих произведений?
(Сказки, волшебство…)
Гипотеза: А что еще является источником вдохновения?
(Ответы детей: , литературное произведение, , настроение, чувства, …)
Действительно, и настроение, и волшебство и…. могут быть источником вдохновения.
Посмотрите сколько версий. Почему нет единого мнения?
Что нам необходимо сделать? (Прийти к единому мнению, найти источник.)
Какова цель нашего урока?
Определить, что является источник вдохновения для создания произведений искусств.
Для того чтоб определить источник вдохновения, нам необходимо…. Я вам предлагаю создать творческий проект (работу), побыть в роли художников и для это давайте составим план работы:
- Обратиться к произведениям искусства
(к каким (пример) и для чего). - Проанализировать данные произведения.
- Создать свое произведение искусства (нарисовать рисунок опираясь на название произведения).
- Сравнить изображение с произведением.
- Вывод – Определить источник вдохновения.
Ну а чтоб проект прошел более творчески, я предложила вам распределиться по группам.
3. Творческая работа.
Я предлагаю вам обратиться к самому произведению воспроизвести в памяти как звучит что композитор передаёт с помощью музыки….
Прослушайте и проанализируйте в группах (1 гр. Н. Римский– Корсаков. “Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок”. Из оперы “Садко”. Фрагмент ), (2гр. П. Чайковский. Па-де-де. Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент ); Создайте свой рисунок, используя опорный план.)
Учащиеся работают в группах по плану:
1. Прослушайте и проанализируйте произведения;
2. Определи средства выразительности (что будет изображено на ваших рисунках)
благодаря:
Мелодии (мысль и душа),
Окраски,
Динамики.
3. Характеру произведения.
№ | Критерии оценки | 1 гр. | 2 гр. |
1 | Представление рисунков | ||
2 | Соответствие рисунка произведению | ||
3 | Наличие ярких красок | ||
4 | Участие работы группы | ||
5 | Оригинальность | ||
Итого: |
4. Представление работ.
Представление своих рисунков другой группе.
Другой группе предлагается оценить работу выступающих, по критериям оценочного листа.
Представляют свои произведения искусства две группы.
Давайте сравним данные рисунки с музыкальными произведениями. Что можно сказать.
(Ответы детей: 1) Изображение соответствует музыке, главной теме представленной композиторами…
Получилось с помощью рисунка передать чувства, красочность музыкальных сказок? Благодаря чему?
Оцените работу каждой группы, просчитав количество набранных баллов.
Каждый “+” равен 5 баллам, “ “– равен 0 баллам.
Если группа (команда)набрала:
25 – 21 балл – “5”
20 – 16 баллов – “4”
15 – 11 баллов – Стоит подумать!
10 – 0 баллов – Тебе есть к чему стремиться!
5. Вывод . Пройдя такой путь, что вы можете сказать?
Что является источником вдохновения для художников и композиторов? (Ответы детей.)
Сегодня на нашем уроке вы побывали художниками, на основе чего вы создавали свои произведения искусства? – (Ответы детей.)
Так что является главным источником вдохновения –Волшебство. Сформулируйте тему сегодняшнего урока
“Волшебная красочность музыкальных сказок”
Я вам предлагаю продолжить творческий проект дома, но каждому индивидуально побыть в роли поэтов.
Д/З
1. Сочинить четверостишье на тему “Волшебная красочность музыкальных сказок”;
А теперь в завершении нашего урока, давайте проанализируйте свою деятельность на уроке. Я вам предлагаю выбрать одну нотку и разместить ее на нотном стане.
Если вы на уроке узнали что-то новое, урок вам был интересен, работали плодотворно, достигли нужного результата и получили позитивный настрой – выберите красную нотку.
Если не все получилось, остались нерешенные вопросы, возможно немного ленились, но довольны уроком – зеленную нотку.
Если урок ничего не дал, был скучным, вы не достигли нужного результата – черную нотку.
Анализируем нотный стан.
А теперь я предлагаю вам исполнить песню на слова: С. Никитин, стихи Ю. Мориц, “Сказка по лесу идёт”.
Я продолжаю работать по авторской программе соответствующей ФГОС.(В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак. Москва. Дрофа. 2012 год). В организации учебной деятельности учащихся, учитывается системное формирование личностной, социальной и профессиональной успешности детей, это предполагает продолжение комплексного развития предметных метапредметных и личностных планируемых результатов деятельности.
Мною представлен урок 4 четверти по теме “Волшебная красочность музыкальных сказок”.Урок состоит из типа урока, цели урока, орг. Момента, ввода и работы по теме урока, слушания музыкальных произведений, определения гипотезы, источника вдохновения. Затем идёт творческая робота (в группах), где учащиеся анализируют произведения и оценивают группы по представленным критериям оценки.
Роль педагога на уроке в основном координирующая. Педагог является организатором, партнёром, ассистентом по предмету.