Цель и задачи урока: формирование мировоззрения у школьников о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.
УМК: География. Россия.8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева. М.: Просвещение, 2010.
Карты России – физическая, тектоническая, геологическая, геохронологическая таблица, набор открыток “Живое прошлое Земли”, атласы, оборудование для мультимедийного сопровождения.
Тип урока: комбинированный.
Формы проведения: беседа, объяснение учителя, сообщение учеников, работа с картами, схемами, геохронологической таблицей.
Термины и понятия: геология, палеонтология, геохронология, эры, периоды, радиоактивные элементы, абсолютный и относительный возраст горных пород, стратиграфия.
Ход урока
Организационный момент
I. Проверка знаний.
- Рассказать и показать на карте размещение крупных форм рельефа на территории России (1 вариант – равнины, 2 вариант – горы).
- Чем объясняется разнообразие рельефа страны?
- Почему горы расположены на востоке и юге страны?
- Почему большинство рек России несут свои воды в Северный Ледовитый океан?
- Назовите и покажите высшую и низшую точку России.
- Проверка контурных карт.
II. Изучение нового материала.
На доске записываются вопросы:
- Что необходимо знать о земной коре?
- Как изучают историю развития земной коры?
- Что показывают геологические карты?
1. Объяснение учителя. Для понимания различия современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.
Строение и историю развития Земли изучает геология. Земная кора и слагающие её горные породы развивались и изменялись постоянно, на всех этапах геологической истории Земли.
Вспомните из курса географии 7 класса, каков возраст Земли?
Возраст Земли – 5-6 млрд. лет, земной коры – 4-4,5 млрд. лет.
Движущей силой этих изменений являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. От хода геологической истории Земли зависят геологическое строение, рельеф, состав горных пород и полезных ископаемых.
Чередование спокойных и активных периодов в развитии земной коры под влиянием внешних и внутренних сил Земли определяет современное строение территории и богатство недр.
Геология (греч. “гео” - земля, “логос” - учение) – одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности.
Методы исследования геологов:
- палеонтологические;
- радиологические;
- стратиграфические.
- Как изучают историю развития земной коры?
2. Сообщение ученика на тему “Геологическое время”.
Для изучения геологического времени существует наука геохронология. Она изучает возраст, продолжительность и последовательность формирования горных пород.
Различают абсолютную (изотопную) и относительную геохронологию.
Абсолютная геохронология устанавливает так называемый абсолютный возраст горных пород, то есть возраст, выраженный в единицах времени, обычно в миллионах лет. Его определение основано на скорости распада изотопов радиоактивных элементов. Эта скорость есть величина постоянная – она не зависит от интенсивности физических и химических процессов. Известно, что период полураспада урана равен 75 миллионам лет. Если в породе 50% урана и 50% свинца, то возраст пласта равен 75 млн. лет. Также используется для абсолютной датировки гелиевый метод, аргоновый, рубидий – стронциевый, углеродный.
Относительная геохронология заключается в определении относительного возраста горных пород, который даёт представление о том, какие отложения в земной коре являются более молодыми и какие более древними. Она оперирует понятиями “раньше” - “позже” в смысле временной последовательности, а потому геохронологические подразделения следуют друг за другом как “ранний” - средний – поздний”.
Кроме того, для изучения последовательности горных пород существует наука стратиграфия (от лат. “stratum” - слой и греч. “grapo” - пишу) – раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения. Стратиграфия оперирует понятиями “ниже – выше” в смысле последовательности напластования слоёв, а потому стратиграфические подразделения следуют друг за другом как “нижний – средний – верхний”.
Учитель демонстрирует схему “Методы абсолютной датировки” на экране:
*Калиевоаргонный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки скальных пород;
*Термолюминесцентный – измерение интенсивности светового излучения. Используется для датировки горных пород или обожжённых глиняных изделий.
*Радиоуглеродный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки органических предметов – дерева или костей.
*Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях. Используется для датировки деревянных предметов.
*Письменные источники – применяются для датировки монет, папирусов, пергаментов, книг.
*Датировка по остаточной намагниченности – измерение уровня магнитного излучения предмета. Используется для датировки предметов из терракоты.
Геологическая история Земли, последовательность и соотношение её основных этапов, отражается в геохронологической таблице (шкале).
Геохронологическую таблицу (см.с.68-69) читают снизу вверх, так, как шло развитие – от древнего геологического прошлого к настоящему.
В таблице указывают длительность эр и периодов и важнейшие геологические события, например, эпохи складчатости, и этапы развития органического мира.
3. Анализ геохронологической таблицы в учебнике (с.68–69). Учитель даёт задания по таблице:
А) назовите эры развития Земли;
Б) назовите периоды палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр;
В) в какой период мы живём?
Г) какая эра была самой продолжительной? (протерозойская 2 000 млн. лет и архейская 1 800 млн. лет);
Д) какой период самый короткий? (Четвертичный). Опишите его по таблице.
Четвертичный период, или антропоген – геологический период, современный этап истории Земли, завершает кайнозой. Начался 2, 588 миллиона лет назад, продолжается по сей день. Это самый короткий геологический период, но именно в нём сформировалось большинство современных форм рельефа и произошло множество существенных (с точки зрения человека) событий истории Земли, важнейшие из которых – ледниковая эпоха и появление человека.
(Для экономии времени на уроке характеристику периода даёт ученик, заранее подготовивший его описание).
Е) Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся – динозавры? (В меловом периоде)
Ученики записывают новое понятие урока палеонтология.
(Это наука о вымерших организмах. Палеонтологические методы основаны на изучении древних окаменелых останков животных, отпечатков листьев растений и раковин моллюсков.)
Прослушивание сообщения о вымерших пресмыкающихся по дополнительной литературе с показом картинок на экране.
Задание классу: Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения в Приложении на с.268–269. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?
Вопрос.: В какое геологическое время образовались породы, сложившие верхние пласты осадочных пород на территории Иркутской области? Тайшетского района?
- Какую информацию ещё содержат геологическая и тектоническая карты?
Вывод. Геологические карты показывают геологическое строение местности: распространение и возраст осадочных пород, распространение, происхождение, состав и возраст магматических пород. Геологические карты отражают историю развития данного участка земной поверхности.
III. Закрепление. Проведение устного словарного диктанта по терминам и понятиям урока.
IV. Домашнее задание: п.14, выучить термины, ответить на вопросы № 5 и 6, с.70 учебника. Предлагается творческая работа “Геологическая история моего края”, “Полезные ископаемые Тайшетского района” (для одарённых учащихся).
V. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности?
Дать анализ работы класса, выделить самых активных учащихся, указать на успешность овладения знаниями и недостатки. Наметить пути их преодоления.
VI. Мониторинг урока.
- Ребята, выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте треугольник.
Красный – Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня. Я много с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.
Жёлтый – Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал на вопросы учителя. Я сумел выполнить все задания, мне было достаточно комфортно на уроке.
Зелёный – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.
Литература
- География. Россия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.И. Алексеев. М.: Просвещение, 2010.
- Ф.Дьёлафэ. Археология. М.: АСТ. Астрель, 2002.
- А.М.Берлянт. Планета Земля. Большая серия знаний – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
- Короновский Н.В., Хаин В.Е., Ясаманов Н.А. Историческая геология: Учебник. – М.: Академия, 2006.
- Сизов А.В. Демонстрационный мультимедийный материал по исторической геологии, палеонтологии, стратиграфии, учении о фациях и палеогеографии. ИГУ. Геологический факультет, 2005.
- Фадеева М.А. Динозавры-охотники. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.
- Яковлева И. Палеонтология в картинках. М.: Детская литература, 1977.