ФГОС диктует нам развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой, инициативной, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и экспериментирование. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни каждого ребёнка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем разностороннее развивается ребёнок, тем успешнее реализуется его потенциальные возможности. Вот почему так важно создать необходимые условия для сенсомоторного развития ребёнка.
При исследовании ребёнком окружающего мира важно действие всех органов чувств, и тактильные ощущения являются одним из основных. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Проводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыта проблема сенсомоторного развития тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук.
Восприятие предмета на ощупь имеет важное значение в развитии познавательной деятельности. У ребёнка эта функция формируется в процессе предметно-практической и манипулятивной деятельности на основе сохранного тактильного восприятия.
Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание представлений об окружающем мире с одновременным подключением сохранных анализаторов.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Развитие тактильных ощущений в экспериментирование не требуют большого количества оборудования. В уголке для исследования (“центре науки”) представлены различные материалы для исследования: приборы–помощники (увеличительные стёкла, магниты):
природный материал;
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики).;
медицинские материалы (пипетки, воронки, шприцы, резиновые груши и др);
оборудование для организации игр на тактильное ощущение: мешочки, занимательные коробочки, предметы с разной текстурой (бумага, ткань);
растворимые продукты: соль, сахар.
Лаборатория разделена на познавательные центры: “Песок – вода”, “Центр науки и природы”, “Центр литературы”.
Для развития осязательного восприятия и поддержания у детей интереса к исследовательской деятельности необходимы такие формы работы, которые интересны ребёнку и позволяют чувствовать себя учёным и исследователем. Большая роль отводиться игровым формам, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Игры-эксперименты, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактических игр.
Игры-эксперименты это игры на основе экспериментирования с предметом. Основное действие для ребёнка – это манипуляция с определённым предметом на основе заданного воспитателем сюжета.
Для повышения интереса к экспериментальной деятельности используем появление различных персонажей: мальчик Почемучка, который, так же как и дети, задаёт много вопросов: “Отчего?”, “Почему?”, “Зачем?”, в рюкзачке, у которого появляются интересные вещи, предметы, которые в дальнейшем используем в ходе эксперимента (резиновый шарик, камешек, кусочек ткани и т.д).
Цель таких игр заключается в развитии познавательной активности, воображение, тактильной чувствительности и интереса к творчеству и движению.
Игры-путешествия заключаются в том, что ребёнок совершая некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную, игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Путешествия в мир предметов, дети знакомятся со свойствами металла, дерева и другими материалами, здесь также большая роль отводиться тактильным анализаторам. Для определения деталей одного объекта использовали приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей, формирование у детей необходимых социальных качеств, умений взаимодействовать с партнером, а также позволит перейти от исследовательской деятельности к сюжетным играм столь необходимым детям в этом возрасте.
Детям интересны самые разнообразные опыты с веществами, предметами. Например, при ответе на вопрос: “Чудо-снег” провели опыты “Тает снежок”, “Следы на снегу” (эксперимент по знакомству со свойством снега(плотность)), “Цветной снежок” (знакомство со свойствами воды и снега) и другие. Для проведения экспериментов были разработаны модели последовательности проведения экспериментов, созданы мнемо-таблицы – модели обследования предмета, которые помогают выделить его свойства.
Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. Дети учатся самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремятся к получению знаний опытным путем.
Встреча с волшебниками “Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз”. Наша цель научить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов:
- обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;
- учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием "вхождения в картину". Мы побуждаем детей к описанию возможных ощущений и предлагаем прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания:
- Пришел волшебник “Рука”.
- Назови объекты, какие они на ощупь.
- Я слышу как он громко упал на землю, потому что он твёрдый и тяжёлый (например камень)…
Советы педагогам
- Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора.
- Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
- Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
- Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
- Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
- Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).
Алгоритм мыслительных действий
- "Вхождение в картину".
- Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине.
- Речевая зарисовка ощущений.
Например: С волшебником Рука дети попали в комнату Наф-Нафа. Дети рассказывают о том, что они почувствовали, описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят. Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей).
Метод моделирования маленькими человечками, активизирует мышление детей, развивает их воображение и фантазию, познавательную активность и интерес.
Формирует их умение сравнивать и обобщать свойства объектов, анализировать причины, перевоплощаться и абстрагироваться. Обобщаются представления детей о свойствах твёрдых, жидких и газообразных веществ и формируется умение моделировать физические процессы.
При обучении классификационным умениям использовали прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия текстуры, формы и т.д.
Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования, а, следовательно, и для творческого развития ребенка, имеют “никому не нужные предметы”. Это обычно – лоскутки тканей, бумага разной фактуры и цвета, опавшие листья, камешки, пряжа, пуговицы и другие “ценные” предметы. Такие предметы на самом деле обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследований.
Наша задача, как педагога помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:
–– тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;
–– тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки);
–– тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления);
–– тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как дети с нарушениями речи не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Прежде всего, родители помогли в оборудовании центров в группе. В индивидуальных беседах, консультациях “Мои первые открытия”, “Опыты на кухне”, на родительских собраниях “Научные забавы в семье”, “Маленькие исследователи”, через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.
Мы не боимся экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование развивает у детей познавательную активность и воображение, тактильную чувствительность, интерес к творчеству и движению. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.