Цель урока: продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы.
Задачи урока.
- Разобрать с учащимися предпосылки, условия, причины и начало Великой Отечественной войны.
- Развивать у учеников способность мыслить, анализировать и критически оценивать исторический материал.
- Воспитать уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к Родине и общее адекватное отношение к войнам.
Оборудование: учебник, тесты, документы, атласы, презентация, компакт-диск по истории России, карта “Вторая мировая война”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие класса.
- Определение у дежурного ученика состояние класса на данный момент.
II. Актуализация по теме “Советский Союз накануне Великой отечественной войны”.
Фронтальный опрос.
- Какие выводы можно сделать на основе результатов Советско-финской войны ?
- Почему СССР заключил мирный договор с Германией (пакт “Молотова-Риббентропа), а не с Англией или Францией?
- Почему СССР не была готова к войне с Германией?
- Какие принципы лежат на основе плана нападения СССР “Барбаросса”?
- Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Германией?
- Анализ таблицы с соотношением вооруженных сил СССР и Германии.
III. Изучение новой темы. (Слайд 1). Презентация
1) Вероломное нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года. (Слайд 2)
- Основные направления ударов (Юг, Центр, Север).
- Тактика немецких войск (танковые прорывы вглубь обороны Советской армии и последующее их окружение).
- Степень готовности советских войск и основные причины катастрофы в начале войны.
- Потери советских войск.
- Работа с учебником.
2) Работа с атласами и картой.
- Основные направления ударов.
- Решающие сражения.
- Рассмотреть общую расстановку сил.
3) Примеры мужества и героизма советских солдат в первые годы войны - сообщение ученика о П.Гаврилове. (Слайд 3)
- Несгибаемая Брестская крепость.
- Обсуждение картин с учениками на данную тему.
- Майор П. Гаврилов руководил обороной Брестской крепости, он является уроженцем Республики Татарстан.
Физкультминутка.
4) Участники войны из Республики Татарстан, Балтасинского района и деревни Смаиль в котором мы живем – использование экспонатов, стендов музея и литературы о ветеранах Великой Отечественной войны.
- 6 фронтовикам из нашего района присвоено имя Героя Советского Союза, среди них уроженец села Смаиль Гайфетдин Гильмутдинов. (Слайд 4, 5)
- На фронт из РТ ушли 700 тыс.,не вернулись примерно 350 тыс. человек.
- На фронт из Балтасинского района ушли 11 тыс. человек, не вернулись 5800 человек.
- Из нашей деревни на полях сражений участвовали 280 человек, более 160 пали на полях сражений. (Слайд 6)
5) Мобилизация сил СССР и боевые действия в конце лета и начале зимы 1941 года.
- Занятие немцами Прибалтики и попытка с ходу овладеть г. Ленинградом. (Слайд 7)
- Блокада Ленинграда.
- Создание Государственного Комитета Обороны и Ставки Верховного Главнокомандования.
- Перестроение советской экономики на военный лад.
- Создание новых видов оружия и военной техники в СССР (самолеты, “Катюши”, реактивные минометы, САУ и т.д.).
- Работа с учебником.
6) Битва под Москвой – работа с таблицами, тетрадью, картой и документами.
- План захвата немцами Москвы – “Тайфун”. (Слайды 8-9)
- Эвакуация столицы и подготовка к защите нашей родины от немецко-фашистских захватчиков.
- Анализ по таблице соотношение сил советских и немецких войск под Москвой.
- Бои за столицу.
- Роль заключения мирного договора с Японией накануне битвы за Москву.
- Личность Г.К. Жукова – работа с портретом и биографией героя войны. (Слайд 10)
- Работа с документами в группах.
7) Война в 1942 году.
- Наступление фашистских войск в направлении Крыма и Кавказа.
- Создание коалиции против фашизма.
- Программа помощи союзниками Советскому Союзу продовольствием, оружием, военной и мирной техникой (ленд-лиз), особые условия помощи. (Слайд 11)
- О немецком плане “Ост”: уничтожении неарийского населения на оккупированных немцами восточных территориях. (Слайд 12)
- Партизанское движение во время войны и их роль в победе над немецко-фашистскими захватчиками.
- Неудачи советских войск в 1942 году (Харьков, Крым и т.д.).
- Работа с картой.
IV. Повторение материала.
- Работа с тетрадью, атласами и картой.
- Фронтальный опрос по пройденному материалу.
V. Подведение итогов.
Домашнее задание.
1) §23-24 пересказать.
2) Ответить на вопросы.
3) Анализировать исторический источник. (Слайд 13)