Цели. Познакомить учащихся с приемами конструирования загадки; создать условия на уроке для закрепления представлений о признаках имен прилагательных; развивать навыки безошибочного письма, орфографическую зоркость; воспитывать потребность в совместной работе, самостоятельность.
Задачи урока: предметные: содействовать в умении выделять имена прилагательные как части речи, опираясь на знания признаков имен прилагательных; содействовать развитию орфографической зоркости учащихся; упражнять в применении изученных правил.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных – умений выполнять учебные действия в устной и письменной речи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
познавательные – активизировать речь учащихся, расширять словарный запас; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе парами, приходить к общему решению
Оборудование. Учебник "Русский язык. 2-й класс (1–4)", часть 2 (авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова); плакат "Весна"; чайник; рисунки с изображениями овощей, василька.
Ход урока
I. Организация класса
Учитель.
- Я предлагаю вам отгадать загадку:
Я превращаю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня...
Дети. Весна.
Учитель. Да, дети, это Весна. Она пришла к нам на урок со своими заданиями. Вы знаете, что Весна любит трудолюбивых, дружных, веселых людей, потому что сама такая. Вы готовы с ней подружиться? Тогда давайте покажем дружную работу и вспомним все, что вы знаете об имени прилагательном.
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Я читаю предложения из упражнения № 67, а вы хором называете слова, которые вставили.
Мед ... (сладкий), а перец ... (горький).
Река ... (широкая), а ручей ... (узкий).
Озеро ... (маленькое), а море ... (большое).
Тигры ... (дикие), а котята ... (домашние).
– К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?
Дети. Это имена прилагательные.
Учитель. Какие по смыслу слова вставлены в каждое предложение?
Дети. Антонимы.
Учитель. Что такое антонимы?
Дети. Слова, противоположные по смыслу.
III. Словарная работа
Учитель. Приходит Весна и всюду начинает наводить порядок. А люди ей в этом помогают. Вспомните, что делают люди в деревне ранней весной?
Дети. Вспахивают землю, удобряют ее, делают грядки, сажают растения.
Учитель. Правильно! Как только порядок наведен, начинается посев семян. Чтобы получить хорошие всходы, надо правильно посеять семена. Весна предлагает вам отгадать загадки и узнать, какие растения она посадила и где. Отгадки запишите в тетрадь.
Два ученика выполняют задание на индивидуальных досках.
Учитель. Сто одежек и все без застежек.
Дети. Капуста.
Учитель. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
Дети. Морковь.
Учитель. Ни окошек, ни дверей – полна горница людей.
Дети. Огурец.
Учитель. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней...
Дети. Помидора.
Учитель. А еще посмотрите на эти картинки и запишите словами то, что вы видите.
Учитель показывает рисунки, на которых изображены картофель, редиска.
– Проверим слова, записанные вами.
Открываются записи на индивидуальных досках:
Капуста, морковь, огурец, помидор, картофель, редиска. |
– Где Весна все это посадила?
Дети. В огороде.
Учитель. Продолжим работать с загадками.
IV. Закрепление пройденного материала
Учитель. Откройте учебник на с. 29, упражнение № 57. Прочитайте и отгадайте загадку.
Дети. Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Учитель. Какие слова помогли узнать березку?
Дети. Зеленый, тонкий, белый.
Учитель. Что они называют?
Дети. Признаки предметов.
Учитель. Спишите загадку и запишите отгадку.
Дети выполняют задание.
– Откройте учебник на с. 30, упражнение № 60. Перед вами еще одна загадка. Прочитайте ее.
Дети. Красная, сладкая, продолговатая, сочная, полезная.
Учитель. Что это?
Дети. Морковь.
Учитель. Какие слова помогли отгадать загадку?
Дети. Прилагательные.
Учитель. Что называет каждое слово загадки?
Дети. Признак.
Учитель. На какие признаки указывают эти слова и на какие вопросы отвечают?
Дети. Они указывают на цвет, вкус, форму. Отвечают на вопрос какая?
Учитель. Спишите загадку и запишите отгадку.
Дети выполняют задание.
– Прочитайте следующее задание упражнения.
Дети. Придумайте загадку про огурец. Назовите в ней признаки огурца: его цвет, форму, вкус.
Учитель. Чтобы справиться с этим заданием, надо подготовиться. Мы вернемся к нему в конце урока.
V. Физкультминутка
VI. Творческая работа
Учитель. Вы очень хорошо отгадывали загадки в начале урока. А сможете ли вы загадать загадку?
Дети загадывают загадки, известные им.
– Молодцы! А теперь отгадайте еще одну загадку:
Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза.
Дети. Василек.
Учитель. Почему вы решили, что это василек? В чем секрет этой загадки?
Дети высказывают свое мнение.
– Верно, сам предмет, который загадывается, не называется. Говорится о похожем предмете, у которого есть те же признаки. Действительно, васильки похожи на синие глаза. Отмечается и второй признак васильков – место, где они обычно растут.
Посмотрите на этот предмет.
Учитель показывает чайник.
– Что это?
Д. Чайник.
Учитель. На что он похож? Или на кого?
Дети. Он похож на паровоз, на слона.
– Он напоминает слона в берете, пузатого слона.
Учитель. Назовите внешние признаки чайника.
Дети. Он круглый, с носиком, есть ручка, крышка.
Учитель. Для чего нужен чайник?
Дети. Кипятить воду, чаем поить.
Учитель. Где обычно находится чайник?
Дети. На столе, на огне, на плите.
Учитель. А теперь попробуем составить загадку о слоне и назовем ее "Слон в берете". Слон в берете... где находится?
Дети. На огне сидит.
Учитель. Что делает?
Дети. Воду кипятит.
Учитель. Кто по-другому составит? Пробуем.
Дети. Слон в берете на столе стоит,
Чаем нас поит.
– На плите пузатый слон
Хочет сделать нам поклон.
В нем бурлит водица.
Как бы нам напиться?
Учитель. А теперь вернемся к заданию упражнения № 60. Составьте загадку про огурец. Запишите ее.
Дети выполняют задание в парах. Работы обсуждаются.
VII. Итог урока
Учитель. Вы справились со всеми загадками, предложенными Весной, показали ей, какие вы трудолюбивые, старательные.
Какая часть речи вам помогала в этом?
Дети. Имя прилагательное.
Учитель. Что вы о нем знаете?
Дети отвечают на вопрос.
– Чему вы учились на уроке?
Дети. Составлять загадки, используя имена прилагательные.
VIII. Рефлексия
Молодцы! Вы хорошо работали. Если вам понравился урок, прикрепите лучики к изображению солнышка на доске.
IX. Домашнее задание
Учитель. За хорошую работу на уроке Весна дарит вам картинки с изображениями солнышка. Все они красивые, разные. Такие же разнообразные загадки, связанные с Весной, природой, вы составите и напишете на этих картинках.