Цель: познакомить детей с значением воды для всего живого. Продолжать пополнять знания детей о свойствах воды-жидкость без запаха, вкуса, цвета, текучая, её можно налить, перелить. Развивать представление о прозрачности и цвете, а также воспитывать у детей любознательность и стремление экспериментировать. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Закрепление названия цветов.
Словарная работа: бесцветная, безвкусная, текучая, прозрачная.
Предварительная работа: беседы, наблюдения в природе (дождь, снег, туман). Экскурсия к водоёму. Чтение произведений о воде. Рассматривание иллюстраций.
Оборудование и материалы: стаканчики с чистой водой, стаканчик с молоком, песок, сахар, ложечки, лист белой бумаги, кусочки льда, заготовки для плоскостных рыбок.
Непосредственная образовательная деятельность.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки, а среди картинок найдёте отгадки?
Вильнёт хвостом туда сюда и нет её и нет следа. (Рыбка.)
Плывёт рыба великан, а на голове фонтан. (Кит.)
– Где живут рыбы, раки, киты? (В воде, море, реке.)
– Где можно увидеть воду? (В кране, в луже, в море)
– Для чего нужна вода? (Для умывания, для стирки, питья.)
– Можем мы обойтись без воды? (Нет.)
Вода нужна не только людям, но и растениям, и животным. Без воды нет жизни. Для рыб и некоторых растений – это среда обитания, их родной дом.
– Послушайте, что это за звуки? (Это шумит море.)
Давайте с вами погуляем по берегу моря. Смотрите на берегу много камешков. Давайте бросим камушки в море. Как они падают? (Бульк, бульк.)
Ой, какие волны большие.
– Посмотрите, к нам приплыла Русалочка.
– Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в подводное царство, но вы должны многое рассказать о воде.
Что же такое вода? Это жидкость. Её можно перелить, налить в вазу, в стакан, в ведро.
Эксперимент.
Давайте и мы перельём воду из стакана в стакан. Что делает вода, когда мы её переливаем? (Льётся, течет.)
Давайте понюхаем воду. Пахнет ли чем-нибудь вода? (Нет, вода ничем не пахнет.)
Воспитатель ставит на стол стакан молока и стакан воды, кладет лист белой бумаги.
– Ребята, какого цвета молоко? (белого), а бумага?(белого), а можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет, вода бесцветная.)
– А сейчас в стаканчике с водой и молоком я опущу ложечки. Посмотрите в стаканчике с молоком мы ложечку видим? (нет), а в стаканчике с водой? (Видим.)
– Значит вода прозрачная.
– А сейчас Элечка расскажет стихотворение “ Кому нужна вода?”
У крутого бережка
Ленточкою вьётся,
Будто малая река
Ручеёк смеётся.
Воду чистого ручья
Звери пьют и птицы,
И зайчики, и ёжики,
И рыжие лисицы.
– А сейчас ребята, посмотрим что же будет с водой, если в один стакан мы положим песок, а в другой сахар. Сережа иди размешай песок. Песок растворился? (Нет.) Даша размешает сахар. Сахар растворился? (Да.) Мы с вами размешиваем сахар в чае. Если бы он не растворялся, нам бы пришлось пить не сладкий чай.
– Посмотрите, какая вода стала в стаканчике с песком? (Грязная.)
– Как вы думаете в какой воде живут рыбы и сама Русалочка? (В чистой.) А в грязной они могут жить? (Нет.)
Экологическая игра “Поселим животное”.
– А что же бывает с водой зимой? (Она замерзает.)
– Во что превращается? (В лед.)
– Давайте потрогаем кусочки льда и расскажем какой лёд. (Твёрдый, холодный, мокрый.)
Подвижная игра “Жидкое – твёрдое”.
– Ребята, посмотрите что же стало со льдом? (Он тает, превращается в воду.)
– Посмотрите, что-то загрустила наша Русалочка. Нет у неё подружек. Давайте мы с вами сделаем рыбок и он станут ей подружками. (Дети делают плоскостных рыбок.)
– Несите рыбок в море, к Русалочке. Она очень рада подружкам и приготовила для вас угощение. Камушки со дна морского, но не простые, а съедобные. (Дети говорят спасибо.)
– А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Русалочка!
Литература
- Дошкольное воспитание № 5 1996 год.
- Дошкольное воспитание № 3 2002 год.
- Бондаренко Т.М. “Комплексные занятия во 2 младшей группе”. Воронеж. ТЦ. Учитель, 2004 г.
- Николаева С.Н. “Юный эколог”.М: Мозаика-синтез, 2010 г.