1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Проверка знаний за предыдущий урок.
3.Самоопределение к деятельности.
- Дети решают кроссворд вместе с учителем (слайд 1). Выделение главного слова (пожар – нажимается кнопка ответ). Подведение учащихся к теме урока.
- Сообщение темы урока (слайд 2). Щелчок по картинке - появляется тема урока.
- Беседа и работа с учебником (слайд 3).
Постановка задач к уроку:
1 задача – правила пожарной безопасности
2 задача – познакомиться с профессией пожарных.
4. Обсуждение (ход урока) - посмотреть
- Беседа “Правила безопасности” (слайд 4). Прежде чем говорить о правилах, нужно знать по каким причинам возникает пожар. Под руководством учителя учащиеся формулируют причины возникновения пожара. И все-таки, если пожар возник..... Дети предлагают и обсуждают различные решения. Учитель подводит к обобщению и называет конкретные действия (слайд 5). Для закрепления материала учащиеся просматривают фильм (слайд 6).
5. Физкультминутка.
6. Продолжение урока.
- Рассказ учителя. Сейчас нам предстоит необычная экскурсия, мы отправимся в гости к пожарным. Рабочий день пожарного – смена, начинается в 8.00 часов утра и заканчивается только на следующее утро, опять же в 8.00. Утро пожарной части начинается с “развода”, “развод” - это небольшое утреннее совещание пожарных. Те пожарные, чья смена закончилась, рассказывают о том, что произошло за время их дежурства, т.е. они сдают дежурство. Начальник пожарной части ставит перед своими подчинёнными задачи на новую рабочую смену. Но, кроме того, что пожарные сдали своё дежурство, они ещё должны передать следующей смене и оборудование – пожарные автоцистерны. Всё оборудование должно быть в полном порядке, ведь в любую минуту где-то может случиться беда. У пожарных есть и другое оборудование, которое они передают по смене – это дыхательные аппараты, которые тоже проверяются каждое утро.
А теперь отправимся вместе с пожарными в учебный класс. Обязательная часть ежедневного распорядка дня пожарных – занятия по пожаротушению. В 9.00 весь боевой состав, собирается в учебном классе. Чем больше знает пожарный – тем быстрее он сможет справиться с огнём (слайд 7).
Как ты думаешь, какими качествами должен обладать пожарный? (слайд 8).
Ответы детей (взрослый дополняет): храбрым, выносливым, ловким, сильным, дисциплинированным, внимательным, быстро принимать решения, уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре, поддерживать своих товарищей.
Для того, чтобы пожарный обладал всеми этими качествами, ему нужно постоянно тренироваться. Пожарные постоянно проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку. Они отрабатывают возможные во время пожара ситуации. Например, закинуть спасательную верёвку на подоконник и забраться по ней в течение шести секунд (с щелчком по центру появляется первая картинка).
Как ты думаешь, а пожарными бывают только мужчины?
Чаще всего – да. Но и женщинам есть место в пожарной охране. Чаще всего они работают диспетчерами. Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране. Он сидит за пультом пожарной охраны. От их действий многое зависит. Поступает звонок, он выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди (с щелчком появляется вторая картинка). Объявляет тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти не больше минуты (с щелчком – третья картинка).
У пожарных есть специальные машины, они снабжены цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Ещё у пожарной машины есть сирена. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены (с щелчком - последняя, четвертая картинка).
Когда машина вместе с бригадой пожарных приезжает на пожар, пожарные оценивают сложность пожара, и, при необходимости, вызывают ещё несколько машин с пожарными и приступают к тушению. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы.
Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.
Давай пожелаем пожарным спокойной рабочей смены! (слайд 9).
Для закрепления материала учащиеся смотрят видеоклип о работе пожарных (слайд 10).
7. Рефлексия. Наши достижения (знания) на уроке.
8. Подведение итогов урока (слайд 9)
Объясни пословицу “Водой пожар тушат, а умом предотвращают”.
Конец урок (слайд 12). Ссылки (слайд 13)