Цель: формирование у младших школьников фундамента экологической, культурологической грамотности и соответствующих УУД.
Задачи.
Образовательные:
- Сформировать экологическую грамотность детей при изучении природы родного края.
- Расширить практическую деятельность учащихся по изучению и охране лесов Астраханской области.
- Изучить дополнительный материал из научно – познавательной литературы и ресурсов Интернета и применить полученные знания в жизни.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы.
Воспитательные:
- Прививать любовь к родному краю, воспитывать желание беречь и охранять живую природу.
- Соблюдать правила нравственного и этического поведения в мире природы и людей.
- Научить творить добро.
Развивающие:
- Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
- Развивать личные интересы в гармонии с интересами природы и общества.
- Развивать в детях чувство ответственности за окружающую природу.
Вид внеклассного мероприятия: игра-путешествие.
Методы и методические приемы:
- Игровой, исследовательский (проблемно-поисковый метод), метод проектов, ИТК.
Средства обучения (оборудование).
- Презентация, ноутбук, компьютер, проектор, записи пения птиц; энциклопедии, выставка книг, памятки “Правила поведения в лесу”, жетоны “Клен”, “Малина”, “Ромашка”, таблицы, медали; гербарий растений Астраханской области, сбор лекарственных трав; поделки, рисунки.
Подготовка к внеклассному мероприятию.
Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры и сознания, основанных на полной осведомленности об экологической обстановке в стране, регионе, городе. Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная и внешкольная работа. Внеклассная и внешкольная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения детей с природой, а также позволяет развивать творческие способности, экологическое мышление и культуру. Одним из направлений данного вида деятельности являются экологические мероприятия: интеллектуальные игры, викторины, практические занятия. Игра наряду с трудом и обучением – один из основных видов деятельности младших школьников. Играя, дети учатся, познают мир.
Замечательным результатом экологической игры является желание помочь природе.
Так на уроках окружающего мира при прохождении темы “ Лес”, дети узнали, какие растения растут в лесу, но в учебнике мало материала о значении леса в жизни человека, о растительности нашего края. Ребята решили провести свою исследовательскую работу.
Дети разделились на три группы по интересам. Первая группа исследовала деревья и назвала свою команду “Клен”, вторая группа изучала кустарники и назвала свою команду “Малина”, а третья команда “Ромашка” исследовала травы и цветы.
Объект исследования – лес.
Этапы исследования:
1. Мотивация (создание проблемной ситуации)
2. Исследование (работа в группах)
3. Обмен информацией.
4. Организация информации.
5. Связывание информации.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
План исследования.
1. Наблюдение.
2. Работа с гербариями.
3.Подбор материала из разных источников.
Организация исследования.
Подумать самостоятельно:
- Что я знаю об этом?
- Какие суждения я могу высказать?
- Какие выводы можно сделать из того, что уже известно?
- Просмотреть книги по данной теме.
- Спросить у других людей.
- Просмотр теле-материалов.
- Использование Интернета.
- Наблюдение.
В результате этой работы, дети подняли экологическую проблему: “Что произойдет, если... (высказывания детей)” и мы решили провести игру-путешествие “Лес – наше богатство!”
План внеклассного мероприятия с указанием времени на реализацию каждого из его этапов.
- 1 этап – Вводная часть – 3 минуты.
- 2 этап – Основная часть – 25 минут.
- 3 этап – Заключительная часть – 7 минут.