Тема урока "Соли аммония". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Приложение 1 (презентация)

Цель урока: рассмотреть физические и химические свойства солей аммония. Применение солей аммония.

Задачи:

1. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий:

  • соли аммония
  • качественные реакции на ион аммония
  • химические свойства солей аммония

2. Формирование следующих специальных умений и навыков:

  • умение составлять химические уравнения реакций
  • умение пользоваться химической символикой и химическим языком
  • умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами
  • выполнять требования техники безопасности

3. Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности

4. Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником.

Задачи: к следующему уроку учащиеся должны:

знать:

  • качественные реакции на ион аммония
  • способы получения солей аммония на примере хлорида аммония

уметь:

  • составлять соответствующие уравнения реакций, отражающие свойства солей аммония
  • проводить эксперимент, отражающий свойства солей аммония.

Оборудование: мультимедиа, пробирки, спиртовки, держатели, стаканы химические, стеклянная палочка, асбестовый картон, спички.

Реактивы: соляная кислота, раствор аммиака, раствор щёлочи натрия, раствор солей: хлорид аммония, карбонат аммония, нитрат серебра, кристаллический хлорид аммония, бихромат аммония, нитрат калия, бихромат калия, сахарная пудра, этиловый спирт.

Ход урока

1. Организационный момент (1–2 мин). Класс поделён на 4 группы.

Ребята! Сегодня у нас с вами урок обычный. Все ли к нему готовы? Проверьте ваше снаряжение – у всех ли есть учебники, авторучки, чистые листы бумаги, вопросники? Если да, то в добрый путь!

2. Проверка Домашнего задания. На прошлом занятии мы рассматривали соединения азота со степенью окисления (-3) на примере аммиака. На данном уроке мы продолжим рассматривать соединения азота с этой степенью. Но прежде повторим пройденный материал. (На слайде тест, работает группа и оценивается работа всей группы). Группам выдаётся бланк оценивания работы каждого ученика в группе в ходе урока. (Приложение 2)

Тест на слайде. (Слайд3)

По теме “Азот. Аммиак”.

1. Степень окисления азота в соединении Na3N:

А) +1, Б) +2, В) +4 , Г) -3.

2. Молекула аммиака NH3 имеет форму: А) изогнутую Б) линейную В) плоскую Г) тетраэдрическую. (Слайд4)

3. Азот в составе аммиака является:

А) только окислителем Б) только восстановителем. В) как окислителем, так и восстановителем, Г) акцептором электронов. (Слайд 5)

4. Какая среда образуется при пропускании аммиака через воду

а) кислая;
б) щелочная;
в) нейтральная;
г) аммиак в воде не растворяется. (Слайд 6)

5. Найти соответствие: (Слайд7)

формула название
1) NH3 А) Азотная кислота
2) NO Б) молекула азота
3) NaNO3 В) аммиак
4) HNO3 Г) оксид азота (II)
5) N2 Д) нитрат натрия

Оценивание: (Слайд 9)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего: 9 баллов.

Если правильно 9 баллов – оценка “5”, 8–6 баллов – “4”, 5–3 балла – “3”, 2 балла – “2”.

3. Актуализация темы урока. (Слайд 13)

ИГРА “Третий лишний”.

BaCL2 HCL. CuCL2
H2SO4. NaNO3 NaOH
NH4CL H2CO3, (NH4)2S

Какое необычное вещество вам встретилось?

В молекуле этой соли вместо ионов металлов находится:

1) Сложный катион (NH4)+.

2) Как называется этот катион ? (Аммоний.)

3) Как могут называться эти соли? (Соли аммония.)

4) Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема урока: “Соли аммония”.

План урока:

1. Строение солей аммония.
2. Получение
3. Физические и химические свойства.
4. Применение (сообщение ученика).
5. Закрепление.
6. Рефлексия.
7. Задание на дом.

Давайте сформулируем определение солей, солей аммония.

Соли аммония это соединения, состоящие из катиона аммония и анионов кислотных остатков.

1. Строение солей аммония. Рассказ по слайд. (Слайд 15) Чтобы рассмотреть свойства солей аммония вспомним, как образуется ион аммония. (Слайд)

Вывод: при образовании донорно-акцепторной связи– образуется ион аммония, обладающий такими же свойствами как ионы К +, Na+ при взаимодействии с ионами Cl- , SO4 2– образуются соли аммония.

2. Получение солей аммония.

Я беру два стакана и получаю белый дым. (Опыт дым без огня.)

“Дым без огня”.[4]

В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба раствора закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают: образуется белый дым.

Мы с вами опровергли пословицу, что дыма без огня не бывает. Но это не просто дым, это частицы твёрдого вещества в воздухе. Произошла химическая реакция.

Запись уравнения реакции. (Слайд 17)

NH3 + НCL = NH4Cl

Какими еще способами можно получить соли аммония? Из кислот и аммиака и гидроксида аммония.

NH3 + HNO3 = NH4NO3

NH4OH + H2SO4 = (NH4)2SO4 + 2H2O

Будут ли соли аммония проявлять характерные свойства класса солей?

Ответы учащихся. (Слайд 19)

Радиус иона аммония по величине близок к радиусу иона калия, поэтому соли аммония и внешне, и по свойствам похожи на соли калия: это бесцветные, хорошо растворимые кристаллические вещества, вступающие в те же реакции, что и соли щелочных металлов. Как правило, это реакции ионного обмена:

3. Физические и химические свойства солей аммония

Для того чтобы убедиться, в этом выполним лабораторную работу. Открыть технологическую карту по лабораторной работе (Приложение 3) .[2]

Записали название лабораторной работы, цель, таблицу. Вспомним правила техники безопасности. (Слайд 21) Учащиеся работают по группам. Дальше каждая группа рассказывает о своей работе с записью уравнений реакции на доске. Время выполнения 7 мин.

1-я группа. (Слайд 22) [1]

Качественная реакция на ион аммония.

Оборудование и реактивы: пробирка, спиртовка, держатель, раствор хлорида аммония, раствор гидроксида натрия, лакмусовая бумажка.

1. В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.

2. Добавьте к нему 1 мл раствора гидроксида натрия.

Нагрейте содержимое пробирки до кипения, но не кипятите.

Внесите красную лакмусовую бумагу в выделяющиеся пары.

Запишите наблюдения и дайте им объяснения.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

Вывод: реактивом на ион аммония (NH4+) является щелочь. Выделяется аммиак, обнаруживается по запаху (это качественная реакция на ион аммония).

2-я группа. (Слайд 23) [1]

Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирка, держатель, кристаллический хлорид аммония.

Разложение хлорида аммония.

На дне пробирки лежит несколько кристалликов хлорида аммония.

Аккуратно нагрейте пробирку, держа ее наклонно.

Когда на внутренней поверхности пробирки возле отверстия появится белый налет, прекратите нагревание.

Запишите наблюдения и дайте им объяснение.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

Разложение при высокой температуре.

NH4Cl = NH3 + НCl (качественная реакция )

3-я группа. (Слайд 24)

Оборудование и реактивы: пробирка, раствор хлорида аммония, раствор нитрата серебра.

Взаимодействие с солями.

В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.

Добавьте к нему 1 мл раствора нитрата серебра.

Запишите наблюдения и дайте им объяснения.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

4-я группа. (Слайд 25)

Взаимодействие с кислотами.

Оборудование и реактивы: пробирка, карбонат аммония, соляная кислота.

1.В пробирке налит 1 мл раствора карбоната аммония.

2. добавьте к нему 1 мл соляной кислоты.

3. запишите наблюдения и дайте им объяснения.

4запишите соответствующее уравнение реакции.

Для каждой группы учитель задаются вопросы:

1. Будут ли соли аммония проявлять свойства класса солей?

2. Каким образом можно определить ион аммония?

Качественной реакцией на ион аммония является реактив Несслера. (К\ф.) (Слайд 26)

Запись вывода:

Качественными реакциями на ион аммония являются:

– взаимодействие со щелочами

– разложение солей аммония с выделением аммиака, соли аммония обладают всеми свойствами солей.

Реактив Несслера. (К\ф.)

2K2[HgI4] + NH3 . H2O + 3 KOH = (Hg2N)I . H2O + 7KI + 3H2O

Особые свойства солей аммония. (Слайд 27)

Демонстрация опыта “Вулкан”. (Слайд 28)[5]

В фарфоровой ступке тщательно растирают 50 г оранжево-красных кристаллов бихромата аммония. Порошок (NH4)2Cr2O7 высыпают на большую металлическую пластинку или лист асбестового картона, придавая ему форму горки. На вершине “вулкана” гвоздем или палочкой делают лунку и вливают в нее 1–2 мл этилового спирта. Спирт поджигают спичкой, и свет в комнате гасят.

От тепла горения спирта начинает бурно разлагаться бихромат аммония. При этом из “кратера” выбрасывается сноп ярких искр и “вулканический пепел” – грязно-зеленый оксид хрома (III), объем которого во много раз превышает объем взятого бихромата аммония.

Демонстрация опыта “Фараонова змея”. (Заготовка на опыт.) (Слайд 29) [3], [6] В ступке до порошкообразного состояния необходимо истереть:
5 г. нитрата калия,
10 г. бихромата калия,
10 г. сахарной пудры.
В полученный порошок по каплям добавляют чередуя этиловый спирт и воду, регулярно перемешивая порошок каждый раз после очередного добавления спирта или воды. Доводят смесь до консистенции “творога” – так чтоб можно было скатать шарики.
Полученные шарики высушить при комнатной температуре в течение 4–5 дней.

При разложении дихромата аммония образуются азот N2, водяной пар и зеленый оксид хрома(III) Сr2O3. Реакция протекает с выделение теплоты. В реакции термического разложения нитрата аммония выделяется бесцветный газ – оксид диазота N2O (закись азота), который уже при слабом нагревании разлагается на кислород O2 и азот N2. А горение сахара дает еще один газ – диоксид углерода СО2, вдобавок происходит обугливание – выделение углерода. Много газов плюс твердые продукты окисления – вот причина “змеиного” поведения горящей смеси.

Кристаллический карбонат аммония разлагается даже без нагревания, поэтому неплотно закрытая банка с ним через несколько дней опустеет:

У солей аммония есть и свои, специфические свойства – они разлагаются при нагревании.

4. Применение солей аммония. (Сообщение учащихся. Соли аммония – отличные азотные удобрения: это сульфат, фосфат и особенно нитрат аммония, или аммиачная селитра.)

5. Закрепление. (Слайд 30)

На слайде.

2) “Да” или “нет”. (Слайд 31)

Утверждения.

1) Ион аммония имеет заряд -1 -

2) Соли аммония белые кристаллические вещества +

3) Все соли аммония хорошо растворимы в воде +

4) Дыма без огня не бывает -

5) Соли аммония обладают всеми свойствами солей +

6) Ион аммония имеет форму пирамиды +

7) Степень окисления азота в ионе аммония -4 -

8) Соли аммония можно определить действием щёлочи +

9) Аммиак не имеет характерного запаха _

10) Соли аммония – минеральные удобрения +

11) Нашатырный спирт – это раствор аммиака в воде +

Рефлексия. (Слайд 32)

Достигли ли вы поставленной цели?

Что для вас было новым?

О чём вы бы хотели поговорить ещё раз?

6. Домашнее задание. П. 26. (Слайд 33)

Вопрос 1, 2.

Вопрос 4, 5, кто на “4” или “5”. Реакции в конспекте расписать как окислительно-восстановительные.

Литература и интернет ресурсы

  1. О. С. Габриелян “Химия 9 класс”, М. “Дрофа” – 2006.
  2. М.Ю.Горковенко “Поурочные разработки по химии 9 класс”, М. “ВАКО”, 2005.
  3. http://www.openclass.ru/node/270648
  4. http://veronium.narod.ru/Razvletchenia.htm
  5. http://chemistry-chemists.com/N4_2011/U11/ChemistryAndChemists_4_2011-U11.html
  6. https://him.1sept.ru/articlef.php?ID=200003504