Большая часть времени в дне ребенка, в дошкольном учреждении, занимает совместная деятельность, не имеющая общих требований, принципов, стержня, для решения воспитательно-образовательных задач”.
Построение совместной деятельности детей и педагога, призван снять эту проблему с повестки дня. Состоит из 4-х блоков.
1-й блок. Вводная часть
- Раскрывает актуальность поставленных задач.
- Доказывает преимущество фиксированного “стержня” в построении совместной деятельности. (См. блок 1)
2-й блок
- Кодирование “видов” образовательной деятельности.
- Расчленение “видов” образовательной деятельности на игровые “подвиды” для совместной деятельности.
- Распределение нагрузок. (См. блок 2)
3-й блок
Закрепление готовых “подвидов” совместной деятельности на - день, неделю, месяц. (См. блок 3)
4-й блок
- Краткий обзор используемой литературы.
- …………………….. развивающей среды группы.
- Не большие, интересные моменты в работе. (См. блок 4)
Блок 1. Вводная часть
Думая о физическом, эмоционально-нравственном, умственном развитии нашего поколения, мы взрослые и рациональные позаботились о дне ребенка в дошкольном учреждении. Разделили на процессы: образовательный, совместный, самостоятельный.
Планирование воспитательно-образовательной деятельности неотъемлемая часть работы педагога-дошкольника. План - организовывает, отслеживает, должен вести к общим требованиям двух воспитателей одной группы. В начале учебного года педагоги-напарники, “собираются” и, учитывая возраст своих детей, ставят общие цели, задачи, отбирается литература. Осмелюсь сказать, что это и вся совместная работа над планом.
Но если это коллектив творческий, стараются ежемесячно объединяться, отслеживать движение запланированных мероприятий, а на следующий месяц опять “разбор полетов”. Какие образовательные игры взять? В какой день поставить? Сколько раз в месяце запланировать!? Как отследить усложнение задач!? Напрашивается вопрос – “А как же творческий подход, индивидуальность…?!” Наша профессия – безграничная палитра для вдохновения. А вот не объединение педагогов, может привести к таким недоразумениям как – на одной недели запланировать (на пример) две игры по ОБЖ, или вообще исчезнуть из месячного плана.
Два воспитателя на один коллектив, еще одна проблема работы с детьми. Насколько педагоги грамотны, совместимы, как смотрят на одну и ту же ситуацию, будет зависеть результат. В противном случае, ребенок, семья, да и воспитатели находятся в состоянии не стабильности, эмоционально-отрицательной атмосфере. Исходя из практики, чаще всего так и бывает. Родители делят воспитателей. Воспитатели родителей. А дети как всегда “между двух огней!”
Раздел: “Образовательная деятельность” имеет четкие цели, рекомендации, подтверждающиеся научными работами психологов, педагогов, медиков. Практикам остается выбрать авторов, программу. Распределить и закрепить по дням “виды” образовательного процесса, с учетом требований к здоровью ребенка: математические представления + художественная литература; физическое воспитание + музыкальная деятельность – не совместимы по понятным причинам. И приступить к работе!
В разделе: “Самостоятельная деятельность”, дети применяют уже приобретенные знания, пользуются приобретенным опытом, который получили в семье, на улице, в обществе. И, не откорректировав, не всегда правильные взгляды действия в совместной деятельности с: папой, воспитателем, сверстником - может перешагнуть первую (обучающую, информирующую, закрепляющую в ребенке характер, мнение, поведение) ступень, ведущую к морально-нравственному воспитанию, начинающего жить человека.
Раздел - совместная деятельность – не имеет четкого построения, (как в образовательном процессе) – теряет нить в планировании, задачи не достигают поставленных целей. А в многочисленных достойных авторских предложениях можно “заблудиться”. Ребенок и его день зависят: от добросовестности, желания и опыта педагогов-напарников. Показать актуальность, доказать значимость совместной деятельности, задача решение которой - обеспечит день ребенка в дошкольном учреждении, интересным, творческим.
Значимость проблемы.
Отнестись к разделу “совместная деятельность” так, как мы несем ответственность за работу образовательного процесса. Выстроить систему единого подхода к “организации” и “разнообразия” по содержанию.
Доказательства.
“Совместная деятельность” принимает эстафету от “образовательного процесса”, играет с “его” методами и технологиями, несет полученную информацию о знаниях и навыках в “самостоятельную деятельность” как эталон, не разрушая морально-познавательные потребности ребенка. Так должно быть!
Деятельность, которая в дне ребенка по времени занимает большую часть, не организована, упущена, не в состоянии удержать даже легкое дуновение творческого порыва. Неинтересна, ни детям, ни родителям!
Проблема казалась, лежит на поверхности, но работа не выстраивалась. Надо было искать не достающие кольца знаний. Ответ нашли после того как смогли четко выделить главную задачу “Моральное и нравственное развитие дошкольников” и отметить четыре ведущих звена.
Звено № 1. Привести в систему совместную деятельность.
Звено № 2. Найти источник игровых картинок взаимодействий и их нагрузку.
Звено № 3. Создать “Союз” ребенок+семья+педагог, без которого все попытки взаимопонимания, взаимоотношения с ребенком немыслимы.
Звено № 4. Создать предметно-образовательно-воспитательно-игровую развивающую среду.
Задавая вопросы, находили и ответы!
- Зачем нам это надо !?
- Помочь ребенку войти в мир знаний и людей с наименьшими потерями.
- Что возможно сделать в условиях дошкольного учреждения!?
- Осторожно наполнить день, полезными и бесполезными “штучками” (духовными и физическими), в которых ребенок сам учится разбираться принимать или отталкивать предлагаемые обстоятельства, события, действия!
- Источник информации!?
Литература, научные технологии, опыт – река знаний, прохладные воды которой, воспитательно-образовательные игры. Её свежая струя постоянно обновляет мир, мировоззрение малыша бесконечно и безопасно.
- Как определить “подвид” и название игры !?
- “Подвид” совместной деятельности, его игровое название и цели, определяет “вид” образовательного процесса, который является стержнем. “М” математика, “вид” - “М-1” “Загадочные цифры”, “М-2” “Планы, схемы, маршруты” - “подвиды” математических представление. “К” конструирование, “вид”. “К-4” - “Проектная деятельность”, “К-3” - “Постройки совместные, по замыслу” - являются “подвидами” конструктивной деятельности, их “отростками”.
Вырисовывалась логическая цепь действий, которая требовала построения математически точной схемы, где “стержень” остается, а содержание как весенняя оранжерея роз, одна распустилась, вторая приготовилась, а третья в нежном бутоне ждет своей очереди для передачи знаний. И все принадлежит детям!
Первое звено, определило порядок выполнения операций совместной деятельности по системе алгоритма. “Алгоритм - порядок выполнения операций. Набор инструкций описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата, решения задач”. Аль Хорезми.
Во втором звене - находили источник игровых взаимодействий. На пол минутки отойдем от темы! И поищем вдохновения для творчества, у великих людей!
Столетний опыт закономерностей, которым подчинялся процесс обучения, сегодня не востребован. Последствия этого всегда перед нами - дети. Общество – без литературных героев, без примеров родителей, норм
поведения… Я, знаю как, Вы знаете. Кого-то профессия обязывает, кто-то несет идеологию с прошлого столетия, но… для нынешних детей космонавты, разведчики, учителя, врачи – не пример, а даже унижение. И это первый показатель нравственности общества. Пропустив через себя многие научные работы по воспитанию будущего поколения, первые годы педагогической деятельности, соглашалась с современными взглядами на воспитание ребенка. Но с опытом поняла … отступление от дидактики в современном образовании, приводит к разрушению интеллектуального и соматического здоровья детей.
В далекой молодости я позволяла себе “спорить” с Я.А. Каменским. И сейчас не стыдно лишь потому, что… “В восемнадцать наши убеждения подобны горам, с которых мы взираем на мир”. Фрицджеральд Фрэнсис
Скотт Кей.
И только не прекращающее самообразование, опыт и… “Зрелость человек начитается тогда, когда он принимает на себя ответственность за то, как живут другие люди”. Элси Гриффит
…дают возможность объективно оценить труд великого ученого и его последователей, чьи учения актуальны и через четыреста столетий.
- Три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание).
- Человек делается человеком, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте — в детстве.
- “Из всякого ребенка можно сделать человека”.
- Человек — это “совершеннейшее, прекраснейшее создание”, “чудесный микрокосм”. “Человек, руководимый природой, может дойти до всего”.
- Человек—это гармония в отношении как тела, так и души.
- Образование должно помогать человеку, правильно ориентироваться в мире, в поисках смысла жизни.
- На каждом этапе жизни ребенка, раскрывались специфика воспитания – соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи.
- Отмечал многообразное значение детских игр.
- Подчеркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребенка, не насильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире, учению, используя для этого различные методы.
- Все дети — богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельских местностей — обучались в школе родного языка. “между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности”.
- Наряду с детьми способными, прилежными и поддающимися воздействиям педагога есть очень небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых, Коменский уверял, что и этих детей следует воспитывать и обучать.
- Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Я.А. Каменский.
Какая точность мыслей!
Любая научная работа будет иметь (с оттенками) но, два мнения. Умный человек, оставит не приемлемые для него моменты и не откажется от методов, взглядов, подходов, предложений ученых, чьи доказательства
подтверждены прожитому жизненному опыту. Петр Первый, Ломоносов, Пушкин, Некрасов, не хватит строки, чтобы перечислить гениев прошлых столетий. И очень трудно вспомнить нынешних, а после реформирования школьной системы их вообще по пальцам можно сосчитать.
Вот и моя педагогическая деятельность основана на работах величайшего чешского педагога Я.А. Каменского, не исключая интересные предложения современных ученых-практиков. Окунитесь с головой в историю педагогики, удивитесь великим умам, великих людей. Воспользуйтесь возможностью сравнить и поучиться, наполнить душу чувствами, желанием д а в а т ь.
Пол минутки прошло, вернемся к теме “Картинка игровых взаимодействий”. Той самой, палитре творчества – без границ. Чтобы “подвид” совместного процесса за “играл”, надо найти изюминку и не одну, а целую гроздь игровых моментов - результат ежеминутной близости, открытости и доверия к вам детей.
Все выше сказанное помогло систематизировать совместную деятельность (“подвиды”, их нагрузку и возможность распределения на день, неделю, месяц). Вопрос, “С какого возраста начинать?!” отпал. Из многочисленных вариантов самым перспективным оказался – подготовительный возраст детей.
Поставленные цели, задачи перед старшим дошкольным возрастом, помогли “разбить” способы, приемы и методы по возрастным группам. Наметились общие, требования к построению всех игр и игровых конспектов. Словосочетание “Игровые конспекты” оправдывают дальнейшие действия, ведь большая часть правил содержит умение играющих услышать, увидеть, прочувствовать игровую ситуацию.
Первых, два звена, их организация, построение, решали мы воспитатели. А вот работа над 3-м и 4-м растянулась на летний период, а потом и на весь образовательный год.
Цель третьего звена - объединить детей, семью, педагогов не просто в коллектив, а в единомышленников, союзников, что подразумевает взаимопонимание и, ответственность каждого.
Дедушка – профессор. Мама – дворник. Папа – пианист. Брат – футболист, бабушки, тети и дяди… стали одним целым в стремлении к поставленной цели – “Сделать окружающий мир ребенка в детском саду - достойным!”. Недостающее четвертое звено поставило точку в достижении цели на данном этапе. Наполнение предметно-образовательно-игровой развивающей среды группы, превзошло все ожидания. “Этика и эстетика” способствует формированию знаний о нравственности и красоте, эмоциональному благополучию + защищённости + уверенности в себе. Яркость духовная и физическая. Грамотность, доступность в предметах (материале, атрибутах). Жизнедеятельность между детьми и взрослыми дружеская, настраивает и активирует на положительное отношение, решительные действия, любопытность, любознательность.
Итак:
- Совместная деятельность – игровая. Образовательно-игровая.
- Содержание тем, отражают интересы детей, а значит – общества.
- Процесс ребенка в самостоятельной деятельности поисковый. Переплетается с развивающей средой группы.
- Добились фиксированного строя “подвидов”. Что позволило говорить, видеть, планировать одно. (Держать “хребет-основу”, но проявлять творчество в его отростках).
- Возможность отслеживать усложнение “подвида”, увидеть его частоту или отсутствие.
- Ввели в совместную деятельность игры воспитательного характера.
И, остались без ответа – “Воспитание это насилие или коррекция!?”
Алгоритм распределения совместной деятельности отражает единство целей, требований в воспитании и образовании детей. Представлен, в определенных временных отрезках: день, неделя, месяц, что позволяет не упустить и не перегрузить ни один ее вид.
Такая модель исключает стихийное, непродуманное планирование, ведет к сотрудничеству, уважению к личности ребенка, правильному формированию САМОСТИ.
Переходим ко второму блоку!
Блок 2
Все “Виды” образовательной деятельности располагают огромным полем для творчества. Математика - вид, музыка - вид, физкультура – вид и т.д. Каждый предлагает свой выбор игр, в содержании которых: активное наблюдение, экспериментирование, поисковая деятельность, чувственное познание, процесс мышления!
Это “разбросанное” многообразие в совместной деятельности, приводим в порядок, как таблицу умножения перед первоклашкой!
Второй блок из каждого “вида” образовательной деятельности, выстраивает группу игр для совместной деятельности. Красной чертой проводим распределение игр, цель которых, закреплять пройденный материал и отвечать на вопрос… “Сколько раз каждый “вид” образовательного процесса через игру, должен отразиться в дне, неделе, месяце ребенка!?”
Например:
…в совместной деятельности, планируем:
ежедневно: “Э-2”-наблюдения, практические умения;
один раз в неделю: “З-5”-психогимнастика;
два раза в месяц: “Т-3”-репитиция;
1-н раз в месяц: “Э-8”-народные приметы, календарные обряды.
План “выигрывает” тем, что совместная деятельность, четко выстраивает работу большого и маленького коллектива, не нарушая физическую, эмоциональную, умственную нагрузку.
Образовательная игра грамотно, а потому и смело, может занимать отведённое ей место.
Четыре шага к построению “подвидов” совместной деятельности. Приложение 5 (таблица в авторском исполнении)
“Я прихожу в детский сад играть, а значит учиться дружить!”.
- Игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные игры.
- Инициатива взрослого, предлагает игру с воспитательно-образовательной целью.
- Исторически сложившиеся традиции этноса – народные игры, инициатива, как взрослого, так и ребенка. (В старшем дошкольном возрасте).
- Индивидуальная работа переплетается с образовательным процессом, запланированным на данный день.
Предлагаемый материал, включил в себя большое количество видов совместной деятельности. Распределить их на 22-23 рабочих дня, не реально! Темы годами формировались, прорабатывались, выискивались в других источниках, и, упустить ничего не хотелось. Предоставляется выбор.
Следующий этап, окончательный – “Сетка распределения “подвидов” совместной деятельности детей и взрослых на день, неделю, месяц”(на учебный год, с возможностью дополнять, усложнять, отслеживать).
Блок 3
Третий блок становиться “стрежнем” сформированного совместного процесса. Если во втором блоке, мы могли позволить перенасытить материал, (шел творческий процесс, мы находили интересные решения, формировали правила в игре, чтобы позже воспользоваться ею), то “Сетка распределения совместной деятельности”, должна соответствовать всем нормам и требованиям – ФГТ.
Предлагаемый опыт учитывает индивидуальность наших детей. С трех лет их окружала богатейшая предметно-образовательно-игровая развивающая среда. С трех лет воспитывалось осознание самостоятельного входа в эту среду. С трех лет учились умению управлять и контролировать своим поведение. Слушать, слышать, быстро ориентироваться и переключаться. Уже к концу 2-й младшей группы, самостоятельно организовывали образовательно-игровую деятельность. Знали правила и требования коллектива. (Смотреть приложение)
Совместная деятельность организовывалась на готовом содержательном “стержне”. Ни теряя, ни минутки “подготовишки” и взрослый продуктивно продолжали день в детском саду.
В плане для кодов выделяется отдельная графа. Что делает его легко читаемым, проверяемым, отслеживаемым.
Возьмём тот же пример:
…в совместной деятельности, планируем НО, уточняем когда -
ежедневно: “Э-2” - наблюдения, практические умения.
один раз в неделю: “З-5” - психогимнастика, по вторникам.
два раза в месяц: 1-я неделя, пятница. 3-я неделя, в понедельник: “Т-3” - репитиция.
1-н раз в месяц: 4-я неделя, в пятницу: “Э-8” - народные приметы, календарные обряды.
Блок 3
Распределение “подвидов” совместной
деятельности детей и взрослых на день, неделю,
месяц
Приложение 1. Таблица 1
Приложение 2 “Расписание дня”
Приложение 3. “Наши первые правила”
Блок 4
Содержание этого блока раскрывает форму работы с литературой, научными предложениями и апробированным опытом, которые штудируются как заочное обучение, а педагог - вечный ученик!
Концепция Л.А. Венгера, стала ведущей в педагогической деятельности, как универсальное действие ориентировки в окружающем с помощью специфических средств решения задач. Сделали упор на теорию А.В. Запорожца “Установка на “самоценность” + построение предметно-развивающей среды на принципах В.А. Петровского и его единомышленников.
Воспитательно-образовательно-игровой процесс, построение предметно-развивающей среды группы, рассчитаны на стимулирование всех видов деятельности и направлены на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми. И… с помощью следующих авторов, создали условия для ребенка, где он чувствует себя не просто опекаемым, а “Созидателем”, открывающим для себя что-то новое.
Учитель-наставник Я.А. Каменский, великий чешский ученый.
Настольная книга “Великая дидактика” Я.А. Каменского.
Дидактические принципы Яна Коменского стали неотъемлемой частью в работе с детьми:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Включали в работу учебно-методические пособия, современных авторов, раскрывающие новые теоретические подходы к организации образовательного пространства дошкольников.
“Среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способность жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие” Б.С. Библер
Совместная деятельность: воспитательно-образовательно-игровая.
Содержание игровых тем: затрагивают актуальные проблемы и интересы детей, а значит нашего общества.
Задачи осуществлялись через:
- …создание условий адаптации в социуме и активного действия в нем. (Даём общие представления, о социально-коммуникативных взаимоотношениях).
- …приоткрытие мира окружающего ребенка.
- …подведение к перовой ступеньки морально-нравственно-патриотического воспитания.
- …вдохновение на творческий подход к своей деятельности.
- Подготовить к школе здорового, интересующегося, общественно грамотного человека - конечный результат нашей работы.
“Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности”. В.А. Сухомлинский
Наполнение предметно-развивающей среды
Материал к играм воспитательно-образовательно-игровой, содержательный, яркий, творческий, нравственно-эстетический, эмоционально-положительный, наглядно-научный, доступен как физически, (можно самому достать), так и по возрастному развитию.
“Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает”. Эрма Бомбек
Первый воспитатель для ребенка, его семья, а первые помощники семьи мы, педагоги-дошкольники. Факт, которым необходимо воспользоваться и, срочно! Повышение родительской квалификации, грамотное участие в воспитании и образовании собственного ребенка, начинали с психолого-педагогической культуры. Семинары, тренинги, викторины, беседы, “Семейная микросреда”, открытость и доступность, мнения педагогов и родителей – давали возможность семье, не испортить отношения с ребенка, при его непосредственном воспитании.
“Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать”.
“Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом”. Я. Каменский
Работа с семьей, опыт прошлых столетий и технологий, новых программ, позволили нам организовать жизнь детей активной, дружелюбной. Воспитательно-образовательный процесс и создание пространства, стали актуальны и перспективны. Все для самостоятельной, творческой, поисковой деятельности. Информация группы привлекательна, содержательна, доступна. Предметно-развивающая среда обеспечила разностороннее развитие ребенка по всем направлениям деятельности: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому. Охватила принцип учета половых различий детей, благополучие и комфорт. Ребенок свободно ориентировался в пространстве, быстро адаптировался.
Построить предметно-развивающую среду, сбалансировать ее воспитательно-образовательно-игровой процесс, помогли семья, ведущие ученые прошлых и нынешних столетий:
В.В. Давыдов, В.А. Петровский. “Концепция дошкольного воспитания”.
Б.Г. Артамонова. “Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности”.
С.В. Железнова. “К вопросу о развивающей среде ДОУ”.
Б.Г. Ананев, Е.Ф. Рыбалко. “Особенности восприятия пространства у детей”.
Н.Т. Гринявичене. “Игра и новый подход к организации предменто-игровой среды”.