Методологические проблемы изучения географии в школе

Разделы: География


География является школьным предметом, который формирует у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Изучение географии касается всех сторон жизни человека, общества, наиболее тесно связана с реальной жизнью каждого гражданина страны; это: природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и др. Главная цель географического образования в школе: реализация образовательного воспитательного потенциала учебного предмета “география” во всестороннем развитии и становлении личности как субъекта общечеловеческой культуры цивилизованного общества. Главное выражено в подготовке школьника к пониманию и к самостоятельному применению знаний и умений, к осознанному ориентированию в любом месте – в природной и социально-экономической окружающей среде. Составной частью общечеловеческой культуры становиться: понимание сущности экологических проблем, роли географии в их решении и в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком в трудовой деятельности и в разных учебных и житейских ситуациях. К ним же относятся умения использовать информацию географического содержания в её разных формах.

Но в современной школьной географии, которая становиться всё более научной, по-прежнему широко распространена традиционная система обучения. Вместо пути познания учащимся сразу подают определения понятий, закономерностей, дают объяснения по непонятным для них схемам, графикам, диаграммам, по неизвестным учащимся изображениям на картах. Преждевременное применение данных методов, когда у учащихся не развито аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор – всё это вызывает затруднения в осознании понятий, закономерностей; они запоминают главным образом слова на короткое время. Учащиеся перенапрягают, усложняют умственную деятельность, искажается процесс мышления. Всё это вместе взятое является одной из причин отрицательных моментов в школьной географии.

Происходящие в мире процессы глобализации, усилили взаимозависимость стран и культур, активизировали международную кооперацию и разделение труда. Нормой становиться жизнь в условиях поликультурного общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Все происходящее в жизни нельзя не учитывать в процессе обучения географии.

С позиций современных представлений педагогической психологии и дидактики ключевым аспектом в обучении является формирование способа действий, реализуемого через умения. Универсальные учебные действия в широком смысле означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самоусовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями, давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

Практика работы показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников, а значит, помогают учителю воплощать в жизнь географические знания, добиваться наилучшего усвоения школьной программы.

Одним из средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по моему мнению, служат ролевые игры. Например, игра “Суд над хозяйственной деятельности человека”, которую провожу в старших классах. Цель данного мероприятия – рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательною и разрушительную роль в природе, сформулировать основные экологические проблемы. Задачи урока: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор(причина) – изменения в окружающей среде (последствия) – реакции географической оболочки (результат). Совершенствовать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с законами драматургии, с позиции историзма. Также продолжать развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказать свою точку зрения, аргументировать ответ.

Не скрою, что этот урок требует от учителя совместно с учащимися серьёзной предварительной подготовки. Выступление “приглашенных” на судебное заседание со стороны обвинения и защиты готовятся заранее. Ведь на игре мы выслушиваем показания подсудимого, в этой роли выступает сам Человек, История, Экосистема, Эволюция, Статистика, Биосфера, а обвинительный приговоров выносят присяжные (остальные учащиеся класса). Выступающие при характеристике деятельности человека применяют исторический подход, дают причинное объяснение экологических явлений с опорой на принцип системности, в соответствии с которым географические явления и общество (человек) рассматриваются в единстве. Игра не будет игрой без эмоций учащихся, костюмов придуманных и сделанных своими руками. В таком театральном представлении считаю обязательным использование интерактивного комплекса, который раскрывает и ещё больше стимулирует познавательную активность учащихся. Подбирая факты, характеризующие экологические проблемы, на доступном для учащихся уровне, необходимо учитывать краеведческий подход. Ведь именно он затрагивает чувства и переживания учащихся, позволяет обращаться к школьнику как к будущему гражданину своей страны, ориентирует на понимание общечеловеческой значимости экологических проблем. Школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, он преодолевает поставленные перед ним трудности и задачи, совершенствует умения и навыки, полученные ранее, тем самым улучшает свои личные результаты в процессе образования.

При любых методах обучения необходимо учитывать уникальную образовательно-воспитательную функцию школьной географии как обширные межпредметные связи с другими дисциплинами. Обобщение разнородных сведений об окружающей природе, природной среде и деятельности человека в ней, включая знания, полученные на уроках математики, биологии, истории, физики, химии способствуют дальнейшей активизации результата, усвоению знаний о географических явлениях и предметах в целом.

Методологические проблемы решаемы, если соблюдаются основные требования к урочной деятельности. А именно рационально сочетать познавательную деятельность учащихся с различными приёмами работы с географическими источниками знаний: картой, учебником, схемами, таблицами, профилями, статистическими материалами и т.д.; установление межпредметных связей, содействующих формированию единства мира; реализация краеведческого принципа, когда теоретические вопросы опираются на знания природы своей местности. Важным критерием урока служит экологическая направленность, которая отвечает за выработку у школьников ответственного отношения к природе и её богатствам; использование нетрадиционных форм обучения для активизации познавательной деятельности.