Интегрированный урок (литературное чтение + русский язык) по теме "П.П.Ершов "Конек-Горбунок"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить работу над навыками выразительного и осознанного чтения с соблюдением основных норм литературного произведения; познакомить с биографией писателя; учить работать с текстом выборочно ,воспитывать любовь к чтению, расширять кругозор учащихся.

Русский язык.

ТЕМА: Упражнения в распознавании времени глаголов. Употребление глаголов 2-го лица ед.числа/закрепление/.

Цель:

  • совершенствовать умение определять время глаголов, лицо и число;
  • формировать умение писать окончания глаголов 2-го лица ед.ч; повторить и закрепить написание частицы НЕ с глаголами, развивать умение выбирать из текста нужные слова; воспитывать аккуратность.

I. Организационный момент.

II. Оформление тетради.

III. Минутка чистописания.

– Какое время года сейчас? (Весна.)

Давайте немного поштрихуем.

– Какие осадки бывают весной? (Дождь.)

Как можно изобразить дождь?

Как бегут ручейки?

– Посмотрите внимательно, если соединить эти элементы какие буквы можно получить? (г, р, п, и, ш)

Что вы знаете об этих буквах? Какие звуки они дают?

Характеристика звуков.

Запишем, чередуя буквы г, р, п, ш, и.

Составьте и запишите слова, которые начинались бы с этих букв: например: груша, ручей, пашня, шалаш.

Словарная работа (составление таблицы). Какие орфограммы встречаются в словарных словах?

Состояние совокупность предметов, которые покрывают тело. (Одежда.)

Атмосферы.  (Погода.)

Поездка или передвижение пешком по дальним странам. (Путешествие.)

Выражение благодарности. (Спасибо.)

Последняя еда перед сном. (Ужин.)

Руководитель предприятия, школы. (Директор.)

Слова записываются сразу, через запятую, выделяя орфограммы.

Ответы прикрепляются в таблицу, и вырисовывается иллюстрация.

Работа с иллюстрацией.

Что изображено на картине?

Кто это?

Из какой сказки? А кто написал эту сказку?

Петр Павлович Ершов.

- Что вы узнали из жизни этого писателя?

В 1616 г. в семье Ершовых родился мальчик, названный Петром. Он родился очень слабым, и родители, боясь потерять сына, решили использовать народное средство. Считалось, что если ребенка “продать” /конечно не по настоящему, то покупатель унесет с собой его хворь. За медный грош согласился это сделать неведомый нищий. И мальчик выздоровел.

Отец часто брал сына с собой в поездки, и каждая поездка дарила будущего поэта богатством новых впечатлений, знакомила его со сказками и преданиями, услышанными от встречных в дороге людей.

Запишем предложение:

Ершов Петр Павлович – русский писатель, прозаик, драматург.

(Один у доски объясняет орфограммы.)

Выясняем значение слов:

Прозаик -писатель, пишущий прозой.

Проза – не стихотворная литература, в отличии от поэзии, будничное, повседневное в жизни.

Драматург – писатель, пишущий драматические произведения.

Через 18 лет своего рождения, Петр Павлович написал сказку "КОНЕК-ГОРБУНОК", которая сделала его имя бессмертным и эпизод из этой сказки вы видите на этой иллюстрации.

– Как начинается эта сказка? Зачитайте. Похоже, ли начало этой сказки на начало других сказок?

– Скажите, какую интонацию надо выбрать для чтения этой сказки? Как автор характеризует сыновей? Какой был старший? средний? младший? Как же они жили? Чем занимались? Зачитайте.

Найдите глаголы в отрывке и запишите их в неопределенной форме. Как записать глаголы в неопределенной форме, что надо сделать?

(Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? И что сделать? На конце они имеют -ТЬ или -ТИ. Неопределенная форма не указывает на время и не изменяется по временам.)

ЖИТЬ, БЫТЬ, СЕЯТЬ, ВОЗИТЬ, ЗНАТЬ, ПРОДАВАТЬ, ПРИНИМАТЬ, ВОЗВРАЩАТЬСЯ.

– Что за горе случилось у них?

А что же решили братья делать?

И кто же отправился сторожить первым?

– Найдите и зачитайте отрывок, как старший сын ходил сторожить хлеб.

– В каком времени использует автор глаголы в этом отрывке? (в прошедшем и настоящем).

– Найдите глаголы настоящего времени и запишите в столбик, в другой столбик 3гл. прошедшего времени:

ПРОХОДИТ
ПРИХОДИТ
СХОДИТ
 НАЧАЛ
 ВЫНУЛ
 ОТПРАВЛЯЛСЯ

А в третий столбик запишите глаголы в будущем времени, образуя их от глаголов:

выпустили 
спрашивает
видал
 выпустит
 спросит
 увидит

Как определить время глагола?

Как провёл следующую ночь средний брат?

– Найдите отрывок, как отправляли Ивана сторожить. Зачитайте.

– Найдите слова, которые нам известны и выясним значение этих слов:

ПЕНЯТЬ – упрекать, укорять.

ЛУБКИ – ярко раскрашенные картинки.

МАЛАХАЙ – старинная, крестьянская верхняя одежда в виде широкого кафтана.

– Каким вы представляете себе Ивана?

Образуйте от данных глаголов глаголы 2-го лиц ед.числа.

А что вы знаете об этих глаголах?

Глаголы во 2-м лице ед.числа имеют окончание -ЕШЬ, -ЁШЬ или -ИШЬ. На конце пишется :

собираться
собираешься

не видит
не видишь

поёт
поёшь

пенять
пеняешь

не кричали
не кричишь

– Какого же вора поймал Иван?

– Что случилось дальше?

– Что же услышал Иван от кобылицы? Зачитайте.

– Какую кобылицу вы представили перед собой?

Как нужно читать её слова?

Найдите. Послушайте запись и запишите глаголы с частицей – НЕ:

НЕ СПАЛ, НЕ УМЕЮ, НЕ СЛОМАЛ, НЕ ИЗБИЛ, НЕ МУТИТЬ, НЕ ПОМЕРИЛ.

(Глаголы записать на доске, а затем дать проверить детям.)

Итог: – Как вы думаете, почему Иван не рассказал правду?

– А что сделали его старшие братья?

– Как вы считаете, правильно поступили братья?

– Какие глаголы встретились в тексте? Что вы знаете о написании этих глаголов? Если вам понравился урок и ваша работа на уроке разукрасьте перо жар-птицы цветными карандашами, а, если не понравилось – простым карандашом.