Урок развития речи. Тема: «Изложение "Кукушка"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

Образовательная:

  • Совершенствовать умение определять тему текста, выделять смысловые части, озаглавливать их на основе определения главной мысли, передавать содержание близко к тексту;
  • содействовать обогащению словарного запаса детей образными словами и выражениями;

Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию внимательного отношения к слову, потребность внимательно вслушиваться и понимать его, чувствовать и эмоционально воспринимать выразительность. Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, уважение к чужому мнению.

Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса; любознательности;
  • Усиливать коммуникативные свойства речи;
  • Развивать умения находить в прочитанном новое.

 1) Введение в тему урока.

Слайд 2 (Летний лес, кукование кукушки – клик на граммофон)

- Какое настроение вызвали эти картины?

- Какая птица озвучила их?

- Почему вы её сразу узнали?

- Кто из пары кукушек кукует?

Слайд 3 (Самец и самка. Голос самки - кликни на граммофон))

2) Сообщение темы и цели урока.

- Кто догадался, кого я выбрала героем текста изложения?

Слайд 4 (Кукушка в полете, на дереве.)

- Что вы знаете об этих птицах?

Слайд 5 (анимация - по щелчку появляются кукушка, камышовка, славка, мохнатая гусеница)

Подбрасывая яйца в чужие гнезда, кукушка губит птенцов хозяев, этим кукушка приносит вред, так как уничтожает полезных насекомоядных птиц. В некоторых местах, где много кукушек, камышевки и славки иногда за лето не могут вывести ни одного своего птенца. Но считать кукушку вредной – большая ошибка. Эта прожорливая птица в течение всего лета истребляет вредных гусениц, особенно волосатых, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек, изредка мягкие ягоды. Желудок ее часто бывает настолько забит волосками гусениц, что имеет вид заросшего шерстью. Этой полезной работой кукушка покрывает тот вред, который приносит она подбрасывая яйцо. Многие ученые считают ее одной из полезнейших птиц леса. (Википедия. “Обыкновенная кукушка”)

3) Первичное знакомство с текстом изложения. (текст читает учитель)

Задача для учащихся на данном этапе работы.

- Ваша задача послушать текст и определить его смысловые части.

(Слайд 6)

Текст.

Как только наступит весна, птицы начинают вить гнёзда. Потом они выращивают птенцов. Только кукушка не вьёт гнездо. Она и птенцов не выращивает.

Снесёт кукушка яйцо. Найдёт гнездо заботливых птичек. Выследит, когда хозяева гнезда улетят. Незаметно подкладёт им в гнездо своё яйцо.

Вернутся птички, а чужого яйца и не заметят. Так и высиживают кукушонка вместе со своими птенцами.

Выведутся птенцы. Тут уж кукушонок сам о себе заботится. Выталкивает из гнезда всех малышей и остаётся у приёмных родителей один. Летают они с утра до вечера за пищей, кормят прожорливого малыша. Заботятся о нём, как о родном!

4) Беседа по содержанию текста.

- Что нового узнали из текста о кукушках?

- Какое настроение вызвал рассказ? Почему?

- Можно ли текст разделить на смысловые части?

- Сколько картинок можно нарисовать к тексту?

(Слайд 7, 8, 9, 10,11)

5) Вторичное чтение, деление на части.

Задача для учащихся на данном этапе работы.

- Я повторно прочитаю текст, а вы хлопком определите границы частей.

- О чем напишем в 1 части?

- Как бы вы озаглавили эту часть?

1) Птичьи хлопоты. (Слайд 12)

- Какие ключевые слова помогут восстановить в памяти эту часть?

(наступит, начинают, выращивать, не вьёт)

2 часть.- Несёт ли кукушка яйца? Где выводятся её птенцы?

2) Подкидыш.(Слайд 13)

(ключевые слова: снесёт, заботливых, выследит, незаметно)

3 часть.- Что делают птички с чужим яйцом?

3) Не заметили чужого. (Слайд14)

(вернутся, высиживают)

4 часть. - Кто хозяйничает в гнезде?

- Почему он остаётся один?

4) Беспокойный малыш. (Слайд15)

(заботится, выталкивает, приёмные, родители)

6) Работа над словарём. Слайд 16)

- Какие слова в тексте могут часто повторяться?

- Какими словами их можно заменить, чтобы избежать повторов?

Кукушка –

  • птица,
  • мамаша,
  • она, злодейка

Кукушонок –

  • птенец,
  • он, малыш, разбойник, подкидыш

Птицы

  • они,
  • родители, хозяева.

(слова записываются на доске, ученики пользуются ими во время письма изложения)

7) Пересказ текста. (Слайд 17)

- Перед вами план текста и ключевые слова к каждому пункту плана.

Работа в парах.

Расскажите соседу:

  • 1 в – 1 часть, 3 часть
  • 2 в – 2 часть, 4 часть

Задача: слушаю часть, если сосед забыл – напоминаю.

- Во время пересказа можно пользоваться планом и словами – помощниками. (Дети поочерёдно рассказывают друг другу текст)

- У кого пересказ получился полным, без подсказок?

- Кому помог товарищ?

8) Грамматическое чтение текста.

Задача:

- Читаю текст последний раз. Ваша задача закрыть глаза и нарисовать мысленно серию картинок к тексту.

9) Письмо изложения. Слайд -( план и ключевые слова)

- Вы можете сомнительную орфограмму написать карандашом, а на перемене проконсультироваться и написать грамотно.

10) Индивидуальная работа.

А) Дети с проблемами памяти и перессказа получают карточку с вопросами:

1. Когда птицы вьют гнёзда?

2. Кто не высиживает птенцов?

3. Куда она кладёт яйца?

4. Чего не замечают в гнезде птицы?

5. Кто появляется в гнезде?

6. Почему кукушонок остаётся в гнезде один?

7. Кто его кормит?

11) Рефлексия.

Кто смог изложить рассказ близко к авторскому тексту?

- Какие секретики усвоили при работе над изложением?

- Что помогало вспоминать текст?

12) Итог урока. Изложение успели написать все, а как – покажут отметки.