Тема урока: Обобщающий урок по теме “Арифметические действия над числами” (слайд 2)
Цели урока: (слайд 3)
- Образовательная - обобщение и закрепление основных понятий базового уровня; контроль и оценка уровня знаний; ознакомление с известными учеными математиками;
- Воспитательная – воспитание сознательной дисциплины и норм поведения; воспитание умения принимать самостоятельные решения; воспитание духа соревнования; способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы.
- Развивающая – развитие познавательного интереса; логического мышления и внимания, математических способностей, сообразительности, любознательности; развитие коммуникативных возможностей в процессе работы на уроке.
Ход урока
1) Организационный момент. (Слайд 4) (Обычная обстановка в классе, но дополнительно добавлено 5 – 10 стульев к 3 ряду).
- Внимание, ребята, нам предложили принять участие в математическом конкурсе “Умникум”. Конкурс будет проходить 4 декабря. Запишите, чтобы не забыть.
(Дети записывают в тетрадях число.) Все испытания проходят в нашем классе, значит, работа должна быть - “классная”. (Дети записывают - “Классная работа).
2) Знакомство с условиями конкурса. (Объявление темы и цели урока)
- Каждый, кто желает принять участие, должен пройти “Кастинг” - отборочный тур. Сложностей – нет. Вы закончили 1 часть учебника “Математика” и сегодня можете проверить : насколько прочны ваши знания. (Слайд 5)
Математика – наука,
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и ... игра!
Обучаться математике сегодня будем, играя.
- Кто изъявил желание принять участие в отборочном туре?
3) “Кастинг” (Устный счёт) Слайд 6
1 задание: (слайд 7)
Продолжи цепочку чисел.
1 в
27, 36, 45, 54, . . . (63, 72, 81)
2 в
28, 35 42 49 . . . (56, 63, 70)
Проверка:
Учащиеся обмениваются тетрадями в парах. На доске готовые ответы. Правильно “+”
Нет “-“.
Ученики, выполнившие работу неверно – переходят на 3 ряд. Они не прошли “Кастинг”, стали болельщиками.
Рекламная пауза (слайд 8) Портрет Альберта Эйнштейна . Не расстраивайтесь.! Перед вами портрет знаменитого на весь мир математика. В школе он не дружил с ней, но собрал волю в кулак, взялся за ум и результат: математика ему покорилась!
- Вы можете даже сейчас решить задания конкурсантов и получить оценку в журнал!
- Для вас участники, отбор продолжается!
2 задание (слайд 9)
Вычисли значение выражения: (Выражение диктуется на слух)
45 : 9 х 6 : 3 х 4 : 8 х 4 : 5 х 9 : 4 : 3 = (3)
Время на работу 3 минуты.
Болельщики тоже выполняют работу. Кто решает верно – получает медаль “Умник”, её можно обменять на оценку – 5.
Проверка: Работа в парах – взаимопроверка. Открывается слайд – ответ.
- Кто решил верно? Поздравляем!
(Кто не прошёл “Кастинг”, переходят на ряд болельщиков.
Участники собираются на 2–3 рядах.)
Рекламная пауза. (слайд 10) Портрет Ломоносова М.В.
- Кто слышал фамилию Ломоносов? Это первый русский академик. Перед его талантом до сих пор преклоняются учёные мира. Химия, физика, литература, астрономия, да в какой области он только ни делал открытий!. А боялись его за острый ум.
“...На камзоле прорвались локти. Он не заметил. Придворный модник, который увидел это, ехидно заметил:
- Что Ломоносов, учёность выглядывает оттуда?
- Нет, сударь, туда заглядывает глупость!”
- Он никогда не расстраивался по пустякам, а обязательно добивался результата.
Внимание! Внимание!
- “Кастинг” окончен! Перед вами участники конкурса “Умникум”!
(Болельщики скандируют: )
Все участники крутые
Выступать им не впервой,
И ребята удалые –
Так и рвутся прямо в бой!
4) Задания конкурса (Слайд 11)
1 тур – “Испытательный”
Задание №1 “Ребусы” (Слайды 12,13,14,15,16, 17)
На 16 слайде итог работы: “Ребусы – пища для ума!”
Ответы (слайд 18)
1. диаметр
2. задача
3. число
4. вершина
5. угол
(Болельщики, отгадавшие все 5 ребусов получают медаль – оценку . Они оказывают помощь в проверке ребусов. Они встают рядом с конкурсантом и сверяют его ответы с доской)
- После 1 тура эти конкурсанты нас покидают, но имеют право работать над заданиями и получать оценки!
- Для вас участники рекламная пауза. (слайд 19)
Портрет Карла Гаусса – король математики! Его математическое дарование проявилось в 3 года, когда он помог отцу поправил рассчёты с каменщиками. А в школе удивлял окружающих тем, что учитель читает задание, а он тут же даёт готовый ответ. Например:
Посчитайте сумму чисел от 1 до 100. Он отлично знал теорию математики.
- Знаете ли вы?
2 тур.
“Следы над бездной” (Слайд 20, 21)
1 .Как называются числа при умножении?
2. Как называются числа при делении?
3. Сколько прямых можно провести через 2 точки?
4. Что получаем при делении на 0?
5. Как вычислить пощадь фигуры?
6. Что называем периметром?
7. Что получаем при умножении числа на 0?
8. Как называется выражение записанное со знаками “ <” , “ >” ?
9. Как называются числа при сложении?
10. Геометрическая фигура , у которой все стороны равны.
11. Сколько суток в неделе?
12. Самая плохая оценка в школе?
Вопросы задаются участникам по цепочке.
- Не ответил, имеешь право взять помощь друга – болельщика.
- Не ответил – выбываешь.
Поздравляем всех, кто одержал победу! Вас ждут следующие испытания, а пока – рекламная пауза!
(Слайд 22) Портрет А Н Толстого. Удивились? Математика и великий писатель!
Оказывается ему принадлежит первый учебник “Арифметика”. Он был очень богатым помещиком, и у себя в имении “Ясная поляна” открыл для крестьянских детей школу.
А так как учебников не было, он сам и составил его, и сам же учил по нему детей.
3 тур.
“Озадачились”! (слайд 23)
Сейчас выбудете решать задачи. Это трудно, сложно, не всем под силу.
А болельщики начнут интерактивное голосование. Если вы решили задачу – идёте к международным наблюдателям( учителя других школ, если это открытый урок; жюри, если рабочий урок). Верное решение – вы имеете право получить медаль, но выбираете – либо это 5, либо отдаёте свой голос за конкурсанта.
Время работы 5 минут. Задача записывается в тетрадь по действиям, с пояснением, подробный ответ.
(Пока дети решают, на доске записываются фамилии конкурсантов)
Задача (слайд 24)
Папе, маме и сыну вместе - 68 лет.
Сыну – 8 лет, он в 4 раза моложе папы.
Сколько лет маме?
Проверка: (слайд 25) первых конкурсантов проверяю сама, ставлю на полях карандашом баллы 1 – 5. По окончании времени – ответ сверяем с доской.
- Уважаемые болельщику болельщики, вы можете оставить медаль себе, а можете отдать свой голос игроку. Имя игрока напишите на полях тетради.
Напротив фамилии конкурсанта пишу голоса болельщиков.
- Кто из игроков набрал наименьшее количество баллов выбывает.
Рекламная пауза. (слайд 26) Кому из ученых, чьи портреты вы видели сегодня принадлежат эти слова?
“Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики!”
Дорожка к победе! (Слайд 27)
Реши пример на порядок действий. (слайд 28)
(30 – 15) х 5 + ( 41 – 36) = 80
- Проверка контролёрами. Ошибся – выбыл.
- Акция “Проголосуй за друга!”
Финал. (Слайд 29)
Конкурс “Посмотри и запомни”
У каждого конкурсанта на столе лежит пустая таблица 4 х 4.
Болельщики могут получить медаль – оценку и отдать голос, а могут получить оценку.
Задание. (Слайд 30) Посмотрите в течение 10 секунд на числа, постарайтесь запомнить их порядок и попытайтесь воспроизвести у себя на квадрате.
12 | |||
20 | 9 | ||
4 | |||
3 |
Проверка.
Уважаемые болельщики, чей голос защитан международными наблюдателями?
- Кто желает проголосовать – назовите конкурсанта. На доске напротив игрока проставляю голоса. Ваш голос будет за считан, если игрок сделает работу верно, нет ваши голоса пропали.
- Уважаемые конкурсанты, сверьте свои работы с оригиналом. Кто справился?
Защитывается работа на 5, где все числа расставлены верно. Ошибся на 1 число – 4, на 2 числа – 3, и т д.
Добавляю голоса только тем, у кого 5 баллов. (слайд 31)
(Слайд 32)
Подведение итогов. Награждение.
Победителю вручается орден “100% гений”.Ценный подарок. (Слайд 33, 34)
Рефлексия.
– Кто волновался?
- Кто расстроился, но взял себя в руки и продолжил работать?
- Нужны ли такие конкурсы?
- Могут ли они пригодиться в жизни?
- Узнали ли во время игры что – то новое для себя?
- Кто из болельщиков победил себя и получил 5?
- Кто из вас пожалел, что отдал голос за друга ,но не помог ему? (слайд 35)