Урок-конкурс "Умникум". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тема урока: Обобщающий урок по теме “Арифметические действия над числами” (слайд 2)

Цели урока: (слайд 3)

  • Образовательная - обобщение и закрепление основных понятий базового уровня; контроль и оценка уровня знаний; ознакомление с известными учеными математиками;
  • Воспитательная – воспитание сознательной дисциплины и норм поведения; воспитание умения принимать самостоятельные решения; воспитание духа соревнования; способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы.
  • Развивающая – развитие познавательного интереса; логического мышления и внимания, математических способностей, сообразительности, любознательности; развитие коммуникативных возможностей в процессе работы на уроке.

Ход урока

1) Организационный момент. (Слайд 4) (Обычная обстановка в классе, но дополнительно добавлено 5 – 10 стульев к 3 ряду).

- Внимание, ребята, нам предложили принять участие в математическом конкурсе “Умникум”. Конкурс будет проходить 4 декабря. Запишите, чтобы не забыть.

(Дети записывают в тетрадях число.) Все испытания проходят в нашем классе, значит, работа должна быть - “классная”. (Дети записывают - “Классная работа).

2) Знакомство с условиями конкурса. (Объявление темы и цели урока)

- Каждый, кто желает принять участие, должен пройти “Кастинг” - отборочный тур. Сложностей – нет. Вы закончили 1 часть учебника “Математика” и сегодня можете проверить : насколько прочны ваши знания. (Слайд 5)

Математика – наука,
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и ... игра!

Обучаться математике сегодня будем, играя.

- Кто изъявил желание принять участие в отборочном туре?

3) “Кастинг” (Устный счёт) Слайд 6

1 задание: (слайд 7)

Продолжи цепочку чисел.

1 в

27, 36, 45, 54, . . . (63, 72, 81)

2 в

28, 35 42 49 . . . (56, 63, 70)

Проверка:

Учащиеся обмениваются тетрадями в парах. На доске готовые ответы. Правильно “+”

Нет “-“.

Ученики, выполнившие работу неверно – переходят на 3 ряд. Они не прошли “Кастинг”, стали болельщиками.

Рекламная пауза (слайд 8) Портрет Альберта Эйнштейна . Не расстраивайтесь.! Перед вами портрет знаменитого на весь мир математика. В школе он не дружил с ней, но собрал волю в кулак, взялся за ум и результат: математика ему покорилась!

- Вы можете даже сейчас решить задания конкурсантов и получить оценку в журнал!

- Для вас участники, отбор продолжается!

2 задание (слайд 9)

Вычисли значение выражения: (Выражение диктуется на слух)

45 : 9 х 6 : 3 х 4 : 8 х 4 : 5 х 9 : 4 : 3 = (3)

Время на работу 3 минуты.

Болельщики тоже выполняют работу. Кто решает верно – получает медаль “Умник”, её можно обменять на оценку – 5.

Проверка: Работа в парах – взаимопроверка. Открывается слайд – ответ.

- Кто решил верно? Поздравляем!

(Кто не прошёл “Кастинг”, переходят на ряд болельщиков.

Участники собираются на 2–3 рядах.)

Рекламная пауза. (слайд 10) Портрет Ломоносова М.В.

- Кто слышал фамилию Ломоносов? Это первый русский академик. Перед его талантом до сих пор преклоняются учёные мира. Химия, физика, литература, астрономия, да в какой области он только ни делал открытий!. А боялись его за острый ум.

“...На камзоле прорвались локти. Он не заметил. Придворный модник, который увидел это, ехидно заметил:

- Что Ломоносов, учёность выглядывает оттуда?

- Нет, сударь, туда заглядывает глупость!”

- Он никогда не расстраивался по пустякам, а обязательно добивался результата.

Внимание! Внимание!

- “Кастинг” окончен! Перед вами участники конкурса “Умникум”!

(Болельщики скандируют: )

Все участники крутые
Выступать им не впервой,
И ребята удалые –
Так и рвутся прямо в бой!

4) Задания конкурса (Слайд 11)

1 тур – “Испытательный”

Задание №1 “Ребусы” (Слайды 12,13,14,15,16, 17)

 На 16 слайде итог работы: “Ребусы – пища для ума!”

Ответы (слайд 18)

1. диаметр

2. задача

3. число

4. вершина

5. угол

(Болельщики, отгадавшие все 5 ребусов получают медаль – оценку . Они оказывают помощь в проверке ребусов. Они встают рядом с конкурсантом и сверяют его ответы с доской)

- После 1 тура эти конкурсанты нас покидают, но имеют право работать над заданиями и получать оценки!

- Для вас участники рекламная пауза. (слайд 19)

Портрет Карла Гаусса – король математики! Его математическое дарование проявилось в 3 года, когда он помог отцу поправил рассчёты с каменщиками. А в школе удивлял окружающих тем, что учитель читает задание, а он тут же даёт готовый ответ. Например:

Посчитайте сумму чисел от 1 до 100. Он отлично знал теорию математики.

- Знаете ли вы?

2 тур.

“Следы над бездной” (Слайд 20, 21)

1 .Как называются числа при умножении?

2. Как называются числа при делении?

3. Сколько прямых можно провести через 2 точки?

4. Что получаем при делении на 0?

5. Как вычислить пощадь фигуры?

6. Что называем периметром?

7. Что получаем при умножении числа на 0?

8. Как называется выражение записанное со знаками “ <” , “ >” ?

9. Как называются числа при сложении?

10. Геометрическая фигура , у которой все стороны равны.

11. Сколько суток в неделе?

12. Самая плохая оценка в школе?

Вопросы задаются участникам по цепочке.

  • Не ответил, имеешь право взять помощь друга – болельщика.
  • Не ответил – выбываешь.

Поздравляем всех, кто одержал победу! Вас ждут следующие испытания, а пока – рекламная пауза!

(Слайд 22) Портрет А Н Толстого. Удивились? Математика и великий писатель!

Оказывается ему принадлежит первый учебник “Арифметика”. Он был очень богатым помещиком, и у себя в имении “Ясная поляна” открыл для крестьянских детей школу.

А так как учебников не было, он сам и составил его, и сам же учил по нему детей.

3 тур.

“Озадачились”! (слайд 23)

Сейчас выбудете решать задачи. Это трудно, сложно, не всем под силу.

А болельщики начнут интерактивное голосование. Если вы решили задачу – идёте к международным наблюдателям( учителя других школ, если это открытый урок; жюри, если рабочий урок). Верное решение – вы имеете право получить медаль, но выбираете – либо это 5, либо отдаёте свой голос за конкурсанта.

Время работы 5 минут. Задача записывается в тетрадь по действиям, с пояснением, подробный ответ.

(Пока дети решают, на доске записываются фамилии конкурсантов)

Задача (слайд 24)

Папе, маме и сыну вместе - 68 лет.

Сыну – 8 лет, он в 4 раза моложе папы.

Сколько лет маме?

Проверка: (слайд 25) первых конкурсантов проверяю сама, ставлю на полях карандашом баллы 1 – 5. По окончании времени – ответ сверяем с доской.

- Уважаемые болельщику болельщики, вы можете оставить медаль себе, а можете отдать свой голос игроку. Имя игрока напишите на полях тетради.

Напротив фамилии конкурсанта пишу голоса болельщиков.

- Кто из игроков набрал наименьшее количество баллов выбывает.

Рекламная пауза. (слайд 26) Кому из ученых, чьи портреты вы видели сегодня принадлежат эти слова?

“Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики!”

Дорожка к победе! (Слайд 27)

Реши пример на порядок действий. (слайд 28)

(30 – 15) х 5 + ( 41 – 36) = 80

- Проверка контролёрами. Ошибся – выбыл.

- Акция “Проголосуй за друга!”

Финал. (Слайд 29)

Конкурс “Посмотри и запомни”

У каждого конкурсанта на столе лежит пустая таблица 4 х 4.

Болельщики могут получить медаль – оценку и отдать голос, а могут получить оценку.

Задание. (Слайд 30) Посмотрите в течение 10 секунд на числа, постарайтесь запомнить их порядок и попытайтесь воспроизвести у себя на квадрате.

  12    
20     9
  4    
    3  

Проверка.

Уважаемые болельщики, чей голос защитан международными наблюдателями?

- Кто желает проголосовать – назовите конкурсанта. На доске напротив игрока проставляю голоса. Ваш голос будет за считан, если игрок сделает работу верно, нет ваши голоса пропали.

- Уважаемые конкурсанты, сверьте свои работы с оригиналом. Кто справился?

Защитывается работа на 5, где все числа расставлены верно. Ошибся на 1 число – 4, на 2 числа – 3, и т д.

Добавляю голоса только тем, у кого 5 баллов. (слайд 31)

(Слайд 32)

Подведение итогов. Награждение.

Победителю вручается орден “100% гений”.Ценный подарок. (Слайд 33, 34)

Рефлексия.

– Кто волновался?

- Кто расстроился, но взял себя в руки и продолжил работать?

- Нужны ли такие конкурсы?

- Могут ли они пригодиться в жизни?

- Узнали ли во время игры что – то новое для себя?

- Кто из болельщиков победил себя и получил 5?

- Кто из вас пожалел, что отдал голос за друга ,но не помог ему? (слайд 35)