Цели урока:
- выявить уровень овладения учащимся комплексом знаний и умений по теме;
- выявить уровень достижения всеми учащимся обязательных результатов обучения;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать устную и письменную речь;
- прививать интерес к изучению геометрии.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня нам предстоит проверить, знаете ли вы признаки равенства треугольников и умеете ли применять их при решении задач. Всегда ли удобно равенство треугольников проверить наложением?
Ответ: Не всегда, например два земельных участка нельзя наложить друг на друга.
II. Повторение признаков равенства треугольников
Учитель: Мы знаем, что равенство треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на другой, а сравнивая только некоторые их элементы. Равенство, каких элементов двух треугольников достаточно, чтобы эти треугольники были равными?
Учащиеся формулируют признаки равенства треугольников и по ходу этой работы определяют пары равных треугольников по готовым чертежам (рис. 1).
Рис. 1
Учитель: Верно ли, что если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то эти треугольники равны? (рис. № 2).
– Верно ли, что если провести биссектрису в равнобедренном треугольнике, то она совпадает с медианой и c высотой? (рис. № 2).
– Верно ли, что если две стороны и угол одного треугольника равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны? (рис. 2).
Рис. 2
III. Тест на знание признаков равенства треугольников (с самопроверкой).
Каждый из учеников получает лист с изображением 10 пар треугольников, на которых отмечены соответственно равные элементы. Предлагается отыскать пары треугольников, о равенстве которых можно утверждать, опираясь на один из признаков. На этом же листочке есть таблица для ответов: надо записать в первой строке ответ, а вторая строка отведена для проверки.
Критерии оценок:
9-10 баллов – “5”
7- 8 баллов – “4”
5- 6 баллов – “3”
Меньше 5 баллов – “2”
На эту работу отводится 8-10 минут. По истечении этого времени дети меняются вариантами и проверяют друг у друга работу по таблице с ответами и ставят отметки.
Тест на знание признаков равенства треугольников
Вариант 1
Практическая часть
Отметьте на рисунке равные элементы. Докажите, что равны указанные элементы.
Вариант 2
Практическая часть
Отметьте на рисунке равные элементы. Докажите, что равны указанные элементы.
Таблицы ответов
Вариант 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
II |
I |
III |
– |
I |
I,II |
II |
III |
II |
– |
Вариант 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
III |
II |
I,II |
I |
– |
III |
I |
II |
– |
II |
IV. Проверка домашнего задания
В то время, когда в классе идет работа с тестом, двое из учащихся оформляют решения задач № 139(б) и 141 из домашнего задания. После подведения итогов тестирования каждый ученик объясняет своё решение.
V. Итоговая задача
Предлагается задача с готовым чертежом и записанными данными: ученик должен внимательно ее изучить. Форма работы – фронтальная. Рис. 3.
Дано: OF = OB; OE = OC
Объясните способ измерения ширины озера АВ
Рис. 3
VI. Проверочная работа (см. тесты)
Даны три задачи в каждом варианте. Можно предложить решить на выбор любую из них. Оформляют решения на этом же листочке и через 8 – 10 минут работы сдают на проверку учителю.
VII. Подведение итогов урока и домашнее задание