Обобщающий урок геометрии на тему "Признаки равенства треугольников". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

  • выявить уровень овладения учащимся комплексом знаний и умений по теме;
  • выявить уровень достижения всеми учащимся обязательных результатов обучения;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать устную и письменную речь;
  • прививать интерес к изучению геометрии.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня нам предстоит проверить, знаете ли вы признаки равенства треугольников и умеете ли применять их при решении задач. Всегда ли удобно равенство треугольников проверить наложением?

Ответ: Не всегда, например два земельных участка нельзя наложить друг на друга.

II. Повторение признаков равенства треугольников

Учитель: Мы знаем, что равенство треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на другой, а сравнивая только некоторые их элементы. Равенство, каких элементов двух треугольников достаточно, чтобы эти треугольники были равными?

Учащиеся формулируют признаки равенства треугольников и по ходу этой работы определяют пары равных треугольников по готовым чертежам (рис. 1).

Рис. 1

Учитель: Верно ли, что если три угла одного треугольника равны трем углам другого  треугольника, то эти треугольники равны? (рис. № 2).

– Верно ли, что если провести биссектрису в равнобедренном треугольнике, то она совпадает с медианой и c высотой? (рис. № 2).

– Верно ли, что если две стороны и угол одного треугольника равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны? (рис. 2).

Рис. 2

III.  Тест на знание признаков равенства треугольников (с самопроверкой).

Каждый из учеников получает лист с изображением 10 пар треугольников, на которых отмечены соответственно равные элементы. Предлагается отыскать пары треугольников, о равенстве которых можно утверждать, опираясь на один из признаков. На этом же листочке есть таблица для ответов:  надо записать в первой строке ответ, а вторая строка отведена для проверки.

Критерии оценок:

9-10 баллов  – “5”
7- 8  баллов  – “4”
5- 6  баллов  – “3”
Меньше  5 баллов – “2”

На эту работу отводится 8-10 минут. По истечении этого времени дети меняются вариантами и проверяют друг у друга работу по таблице с ответами и ставят отметки.

Тест на знание признаков равенства треугольников

Вариант 1

img3.gif (14950 bytes)

Практическая часть

Отметьте на рисунке равные элементы. Докажите, что равны указанные элементы.

Вариант 2

Практическая часть

Отметьте на рисунке равные элементы. Докажите, что равны указанные элементы.

Таблицы  ответов

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II

I

III

I

I,II

II

III

II

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

III

II

I,II

I

III

I

II

II

IV. Проверка домашнего задания

В то время, когда в классе идет работа с тестом, двое из учащихся оформляют решения задач № 139(б) и 141 из домашнего задания. После подведения итогов тестирования каждый ученик объясняет своё решение.

V. Итоговая задача

Предлагается задача с готовым чертежом и записанными данными: ученик должен внимательно ее изучить. Форма работы – фронтальная. Рис. 3.

Дано:   OF = OB;  OE = OC
Объясните способ измерения ширины озера АВ

Рис. 3

VI. Проверочная работа (см. тесты)

Даны три задачи в каждом варианте. Можно предложить решить на выбор любую из них. Оформляют решения на этом же листочке и через 8 – 10 минут работы сдают на проверку учителю.

VII. Подведение итогов урока и домашнее задание

Приложение 1