Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
- сформировать представление об устройстве, назначении, боевых свойствах АК-74, правилах безопасного обращения с оружием;
- организовать работу по изучению основных тактико-технических характеристик АК-74, работы основных частей и механизмов автомата;
- продолжить формирование первоначальных практических навыков в разборке – сборке АК-74, снаряжении магазина патронами;
- выработать культуру безопасного поведения при обращении с оружием, подвести учащихся к выводу: «Защита своего Отечества – объективная необходимость требующая, приобретения необходимых знаний и навыков в военном деле».
Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, электрофицированный стенд для изучения основных частей и механизмов АК-74, макет автомата АК-74, магазин к АК-74, снаряженный учебными патронами, стенд: «неполная разборка автомата Калашникова», памятка по безопасности при стрельбе, сигнальные карточки.
Структура урока:
Этапы урока |
Прием |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1. Оргмомент | Принимает доклад дежурного перед
строем, здоровается. Проверяет наличие учащихся, их готовность к занятиям. |
Выполняют команды дежурного:
«Становись»! «Равняйсь»! «Смирно»! «Равнение на средину»! Отвечают на приветствие преподавателя. Готовятся к уроку. |
|
2. Этап актуализации знаний | Постановка проблемы | Задает учащимся вопросы: «Какое стрелковое оружие является самым массовым в использовании в мире»? «Какое значение для воина играет умение быстро и правильно снарядить магазин, разобрать и собрать автомат»? Используя наиболее удачные ответы учащихся, формулирует и объявляет тему урока, цель, вопросы, которые предстоит рассмотреть. Задает проблемный вопрос: «Должен ли ученик, который не пойдет служить в ВС по каким-либо причинам, изучать ОВС»? | Отвечают на вопросы, участвуют в постановке целей урока. |
3. Этап подготовки к усвоению новых знаний | Беседа | Задает вопросы учащимся о значимости мастерского владения стрелковым оружием, умении быстро и правильно снарядить магазин. Акцентирует внимание на том, что учащиеся далеко не все знают о стрелковом оружии, работе его основных частей и механизмов. | Предлагают свои версии, делятся впечатлениями о случаях из произведений художественной литературы о Великой Отечественной войне. При необходимости задают вопросы. |
4. Этап усвоения новых знаний | Беседа. Демонстрация | Используя мультимедийное оборудование рассказывает о правилах безопасного поведения при обращении с оружием, приводит ТТХ оружия, называет основные части и механизмы, порядок неполной разборки автомата и порядок снаряжения магазина, доводит основные нормативы по огневой подготовке, производит показ снаряжения магазина и неполной разборки-сборки автомата. | Слушают, при необходимости записывают последовательность действий при выполнении нормативов. Задают вопросы. |
Практическая работа | Организует работу учащихся в группах по
3-4 человека по темам: 1. Изучение мер
безопасности. |
Работают в группах. Используют памятку по безопасности, электрофицированный стенд, учебный АК-74, магазины с учебными патронами. | |
Опережающие домашние задания | За 3-4 дня до занятия из числа наиболее
подготовленных учащихся назначает и
инструктирует помощников руководителя занятий
по четырем направлениям работы в группах. Предоставляет слово ученикам для сообщений о современном стрелковом вооружении, которым планируется в перспективе перевооружить ВС РФ. |
Организуют работу в группах по своим направлениям. Выступают с сообщениями, комментируют рисунки презентаций, показывающих отличия и преимущества современного стрелкового оружия. | |
5. Этап закрепления знаний | Демонстрация. Выполнение тестов (работа с сигнальными карточками) |
Демонстрирует учащимся вопросы для
закрепления знаний с помощью мультимедийного
оборудования. Организует состязания в парах по неполной разборке – сборке автомата и снаряжению магазина на время. Раздает учащимся памятки по безопасному поведению на огневом рубеже. |
Выбирают нужный ответ из предложенных вариантов и поднимают соответствующую карточку. Состязаются на время в разборке – сборке автомата, снаряжении магазина. Получают в руки памятки по безопасному поведению на огневом рубеже. |
6. Этап подведения итогов | Решение проблемного вопроса | Возвращает учеников к вопросу, поставленному вначале урока: «Должен ли ученик, который не пойдет служить в ВС по каким-либо причинам, изучать ОВС»? | Представляют варианты ответов, демонстрирующие, понимание необходимости защиты своего Отечества, а следовательно, и необходимости подготовки к защите. |
Рассказ учителя | Коротко подводит итоги урока, высказывает мнение о достижении цели урока, отмечает лучших учеников, рекомендует им литературу для углубленного изучения современного стрелкового вооружения. | Слушают учителя, высказывают свое мнение о знаниях и умениях, полученных на уроке, записывают рекомендованную литературу. |
Библиографический список:
- В. Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. «Просвещение». 2005 год.
- А. М. Попов. Начальная военная подготовка. Издательство ДОСААФ. 1980г.
- http://ipkps.bsu.edu.ru
- https://urok.1sept.ru
Методические рекомендации
Урок с учащимися 10 класса по данной теме предполагает тщательную подготовку помощников руководителя занятий. Для этого руководителю следует заранее позаботиться о подготовке учащихся, способных на своем рабочем месте отработать вопрос с высоким качеством. Это имеет решающее значение. При изучении практической части целесообразно неоднократное выполнение приема, который вызывает трудности. Через определенный руководителем промежуток времени учащиеся меняются местами в группах. Таким образом, к концу занятий каждая группа побывает на всех рабочих местах. Для закрепления практических навыков целесообразно в конце занятия провести состязания в парах на быстроту выполнения приемов по неполной разборке – сборке автомата и снаряжению магазина.
Приложения к уроку:
1. Памяткка по безопасности при обращении с
оружием (Приложение 1)
2. Презентация ученика «Современное стрелковое
оружие» (Приложение 2)
3. Презентация 1 (Приложение 3)
4. Презентация 2 (Приложение 4)
5. Презентация 3 (Приложение 5)
6. Тест (Приложение 6)