Цель: Формирование речевого мастерства студентов через практическое усвоение акцентологических норм
Задачи:
- образовательные: осмыслить студентами важность соблюдения акцентологических норм в устных и письменных высказываниях; отработать навыки произношения слов профессиональной направленности, а также слов “повышенной орфоэпической опасности”;
- развивающая: способствовать развитию у студентов коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций через выполнение практических упражнений; умения анализировать, систематизировать, делать выводы;
- воспитательная: способствовать развитию ОК 6 “Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями” через формирование у студентов нравственных качеств: общительность, способность к открытому взаимодействию, толерантность; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.
Метод обучения: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый – выполнение работы в группах;
Средства обучения: презентация, задания для каждой группы.
Оборудование: компьютер, проектор, чистые листы бумаги.
Ход урока
1. Организационный этап. Проверка подготовленности студентов к уроку, сообщение темы, определение цели мероприятия.
2. Изложение материала (сопровождается презентацией).
Здравствуйте!
СЛАЙД 1
Наше мероприятие хотела бы начать со следующего видео.
СЛАЙД 2
Часто, услышав не совсем правильную и грамотную речь в обществе, мы задаемся вопросом: Ну почему мы так говорим?
А ведь важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.
- Что, по-вашему, означает норма?
СЛАЙД 3
Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
СЛАЙД 4
К основным источникам языковой нормы относятся:
- произведения писателей-классиков;
- произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
- публикации средств массовой информации;
- общепринятое современное употребление;
- данные лингвистических исследований.
Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.
В истории литературного языка возможны:
- сохранение старой нормы;
- конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;
- конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;
- утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.
СЛАЙД 5
Различают следующие нормы:
- Акцентологическую (ударение).
- Орфоэпическую (произношение звуков и их сочетаний).
- Лексическую (правильный выбор слов с учетом их значений).
-Фразеологическую(правильное употребление устойчивых сочетаний).
- Словообразовательную (образование слов и их строение).
- Орфографическую.
- Пунктуационную.
- Грамматическую (правила использования морфологических форм разных частей речи).
- Синтаксическую (правила связи слов в предложении и словосочетании).
- Стилистическую (стилевая принадлежность языковых элементов).
А о какой норме сегодня пойдет речь, вы мне ответите, просмотрев следующее видео.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
Да, сегодня мы поговорим об акцентологической норме - правильной постановке ударения в словах. И тема нашего мероприятия “В лабиринте русского ударения”.
СЛАЙД 8
- Действительно, не все говорящие на русском языке люди одинаково произносят слова. Причины этого явления можно объяснить по-разному, например, иногда сказывается влияние просторечия или диалекта.
СЛАЙД 9
Словарный запас, которым владеет обычный человек, ограничен. Даже словари, содержащие сведения о произношении и ударении, не охватывают всей лексики русского языка, так в "Словаре ударений русского языка" под ред. И.Л. Резниченко - 25 000. Произношение в языке меняется быстрее всего, на смену одним фонетическим закономерностям приходят другие. Вот почему многие слова, если обратиться к словарям и справочникам (именно они станут нашими незаменимыми помощниками), имеют в настоящее время варианты произнесения.
СЛАЙД 10
Так, в "Словаре ударений русского языка" под ред. И.Л. Резниченко равноправные (одинаково правильные) варианты вводятся с помощью союза и, например: Августовский и августОвский, одноврЕменно и одновремЕнно, террор [тэ и те], декольтированный [дэ и де].
СЛАЙД 11
При этом существует ещё и разграничение основного и допустимого вариантов. Помета доп. (допустимо) сопровождает менее желательный вариант нормы, который тем не менее находится в пределах правильного, например: декан, -а [д'э], доп. [дэ].
СЛАЙД 12
- Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. В отличие, например, от французского, где ударение падает на последний слог: партер, диспансер, канапе, или в английских словах с ударением на –МЕН: джентельмен, полисмен, исключение бАрмен, в русских словах ударным может быть как первый слог - кнИга, мЕдленно, так и второй - лежАть, картИна, третий - магазИн, побежАли, четвёртый - чистописАние и даже пятый - стоматологИческий. То есть в русском языке ударение свободное.
Интересно, что место ударения в русских словах может быть постоянным: кнИга, кнИги, кнИге, кнИг, кнИгами; вернУсь, вернЁшься, вернУтся, - но может и меняться: лИст, листА, листУ, лИстья; плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете. То есть русское ударение - подвижное.
Разноместность и подвижность русского ударения создают трудности при его усвоении. Чтобы уменьшить количество ошибок в нашей речи, существуют правила орфоэпии, которые отражают орфоэпические нормы.
Наверняка, нет такой профессии, в которой речевые умения не были бы значимы. В вашей профессии такие умения также пригодятся. Ведь важно не только знать названия продуктов, процессов, но и правильно писать слова их обозначающие, и, конечно же, правильно их произносить.
Сегодня мы поговорим и о тех случаях, которые вызывают большее затруднение.
СЛАЙД 13
Предлагаю вам прочитать несколько предложений, правильно поставив ударение в выделенных словах.
- КулинАрия – особое искусство!
- КУхонное полотенце положИла на стол.
- Где у вам мусоропровОд?
- ХлебопечЕнием будем заниматься по договОру.
- БАрмен приготовил вкусный коктейль.
- ОблегчИть приготовление языкОвой колбасы.
- Много груздЕй.
Мы увидели, что ударение в некоторых словах вызвало затруднение.
СЛАЙД 14
Например, слово КУЛИНАРИЯ. Какое ударение правильное?
– В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццЕрия и пиццерИя. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например: кулинАрия - в официальной обстановке, а кулинарИя (доп.)
3. Исследование текстового материала по группам.
Студенты получают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На задание отводится 3 минуты.
СЛАЙД 15
Группа 1. “А у нас сегодня гости!”
Предлагаются слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.
Группа 2. “Встреча двух подруг”.
Каталог, красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.
Пока группы работают, предлагаю нашему жюри проверить себя и в предложенных словах расставить ударения!
- Что у вас получилось? Давайте проверим правильность произношения выделенных слов в текстах.
СЛАЙДЫ 16, 17, 18
Молодцы! В общем, с заданием справились.
Вообще, вопрос постановки ударения на самом деле непростой.
Русский язык меняется. Разговорная лексика активно входит в повседневную речь. Конечно, существуют правила постановки ударения, которое зависит и от части речи, и от происхождения, и от суффиксов, окончаний. Но, повторяю, что и в современных орфоэпических словарях достаточно много слов стало с пометкой “допустимое”.
СЛАЙД 19
4. Мнемотехника, как способ запоминания ударения в словах.
Сегодня я расскажу вам о способах запоминания ударения в словах, которые часто встречаются в нашей речи, проговорить эти слова, попробовать применить предложенные способы.
Мы будем говорить о мнемотехнике - совокупности приёмов и способов, которые облегчают запоминание при помощи ассоциаций.
СЛАЙД 20
Вот, например:
- падежи русского языка: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
- цвета в радуге? Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
- исключения на правило -Ы -И после Ц: цыган на цыпочках цыкнул цыпленку цыц.
- правописание наречий: Уж, замуж, невтерпеж.
- биссектриса – такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
- Окислитель-грабитель.
Предлагаю вам несколько способов для запоминания ударения в словах. А какой из них вам понравится, можете его использовать в своей повседневной жизни.
Хочу сразу сказать, что эти способы применяются только в том случае, если вы знаете, как это слово правильно произносится. В этом вам всегда помогут орфоэпические словари.
СЛАЙД 21
1. Самыми простыми формами мнемоники являются ритм и рифма. Однако обращаем ваше внимание на то, что запоминание с использованием ритма и рифмы не гарантирует понимания информации, обеспечивается только ее запоминание.
Например,
Девочки красИвее,
А мальчики актИвнее.Провели водопровОд,
В дом, сал, огорОд.Жил на свете носрОг,
Ел и твОрог, и творОг.Танцует танцОвщица,
Рисует худОжница.
СЛАЙД 22
2. Запинание слов парами, тройками.
- облегчить – полечить
- столяр – маляр
- документ – инструмент – медикамент
- портфель – щавель
- средства для детства
СЛАЙД 23
3. Подобрать однокоренное слово.
- ОбеспЕчение – обеспЕчить
- ИсчЕрпали – чЕрпать
- УпрОчение – упрОчит
4. Практическая часть.
А теперь предлагаю вам самим попробовать применить один из способов запоминания ударения с предложенными словами.
СЛАЙД 24-30
тОрты, квартАл, звонИт, бралА, зонтЫ, мантЫ, кАшлянуть
5. Систематизация и обобщение знаний студентов, полученных на внеклассном мероприятии.
СЛАЙД 31
Теперь предлагаю вам цветик-семицветик. Выбираем лепесток и произносим то слово, которое появится. Проверим себя еще раз.
(клик на зеленый лепесток-когда появится слово с правильной ударной буквой, клик на картинку - возвращаемся к цветку – клик по полю – лепесток отлетает-затем по такому же алгоритму лепестки по часовой стрелке)
СЛАЙД 32-38
6. Подведение итогов.
В заключении хочу отметить, прежде чем применять данные способы запоминания ударения, загляните в орфоэпический словарь.
Я уверена, что вы теперь будете внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, и не будете допускать, например, таких речевых ошибок как герои следующего видеоотрывка. (когда последний лепесток отлетел – клик по оставшейся серединке цветка – картинка, по ней клик)
СЛАЙД 39
(закрыть видео, вернуться к слайдам)
СЛАЙД 40
Спасибо всем за работу!!! И...давайте говорить правильно!!!