Программа 2009. Ассирия. Завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Цель урока: Создать условия для:
- осознания и осмысления блока новой учебной информации
- первичного закрепления и применения знаний и способов деятельности
Задачи урока:
Образовательный аспект:
- сформировать представления у учеников о начале железного века на древнем Востоке и о первой великой империи – Ассирии.
Развивающий аспект:
Развитие мыслительных качеств:
- выделение главной мысли при определении основных характеристик при изучении древнего государства;
- выявление причинно-следственных связей, приведших к расцвету и упадку Ассирии;
- формирование умения аргументировано определять свою позицию, делать выводы, обобщать;
- развитие хронологических и картографических умений учащихся.
Воспитательный аспект:
- создать условия для оценки с нравственных позиций методов создания и поддержания Ассирийской империи, оценить действия ассирийца с позиций других народов и стран
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ПК, проектор, рабочие листы с д\з, учебник, карта “Завоевания ассирийцев”
План.
- Местоположение и природа
- Занятия. Хозяйство.
- Устройство.
Актуализация
Учебный эпизод № 1 – Актуализация знаний и умений.
Кто из тех, о ком рассказывается Ветхом завете, мог произнести такие слова:
1. Идите к отцу моему и скажите ему: Так говорит сын твой. Приди ко мне, не медли. Ты будешь жить близ меня в Египте, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой.
Назовите имена отца и сына. Как случилось, что они оказались в длительной разлуке?
2. Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыню? Оглянись: вон гонятся за нами 600 колесниц и большое войско. Мы ведь говорили тебе: оставь нас, лучше быть в рабстве, нежели умереть в земле сей, у моря.
При каких обстоятельствах были сказаны эти слова.
Кем и кому сказаны?
Какое чудо свершилось вслед за ними?
3. Вот ты говоришь. Что любишь меня, а сердце твое не со мною. В чем твоя тайна? – спрашивала она его каждый раз, и в душе от этих вопросов стало тяжело до смерти. И он наконец сказал: Бритва не касалась моей головы...
Как зовут этих героев библейского сказания?
Почему признания юноши имели важно последствие для его дальнейшей судьбы?
Какова она была?
4. Сегодня я посрамлю полки израильские. Дайте мне человека – и мы сразимся вдвоем. Если он убьет меня, то мы будем вашими рабами. Если же я убью его, то вы будете служить нам.
Кем был этот силач?
Как его имя?
Как звали царя, испугавшегося слов силача?
Кто этих слов не испугался?
Что произошло?
5. Если зверь бросался на меня, то я брал его за лохматую шерсть и умерщвлял его. И с этим филистимлянином будет то же что со зверем. Я его камнем из пращи, и узнают все, что есть бог в Израиле.
Кто и при каких обстоятельствах мог произнести эти слова?
Какова была его дальнейшая судьба?
Как вы считаете, является ли появление 10 заповедей великим достижением для человечества?
Почему?
Учебный эпизод № 2 – мотивация, определение целей и задач урока.
Мотивация.
С самых древнейших времен человек старался приспособиться к окружающей его природной среде, делал попытки изменить природу соответственно свои нуждам. Но не всегда совершенные человеком открытия приносили пользу для природы и других людей. Попробуйте вспомнить, какие достижения и изобретения принесли человечеству не только благо, но бедствия (огонь, использование бронзы, железа, атомная энергия, химическое оружие и т.д.). Примерно в 10 веке до н.э. люди открыли для себя железо. Давайте посмотрим, к чему это привело:
Добыча, обработка и использование железа – это, несомненно, прогрессивное явление для государства, использующего это достижение. Но здесь стоит проблема нравственного выбора: первый – более долгий и тяжелый; второй – быстрее и легче, но основан на страдании других людей.
Мы сегодня познакомимся с державой, которая выбрала второй путь, и посмотрим, к чему это привело.
Тема урока “Ассирийская держава”
Столица этого государства Ниневия называлась “городом крови” и “логовищем львов”. Это был город царской резиденции около 90 лет, но еще 25 веков после этого, Ниневия считалась символом ужасных злодеяний, а ее разрешение – справедливым возмездием.
Работа с иллюстрацией или слайдом:
Стена ассирийской столицы необыкновенно крепка, про нее говорили: Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов. Она возвышалась на фундаменте из 4 плит, стоявших по ее углам. В ширину эта стена имела 40 кирпичей (около 10 метров), в высоту – 100 кирпичей (24 метра), в ней было проделано 15 ворот.
Вокруг стены был ров шириной в 42 метра, через него был перекинут мост – архитектурное чудо того времени.
У ворот города нас встречает страшное зрелище: в деревянных клетках сидят грязные, полуголодные, растрепанные люди с безумными глазами. Один покачивается, гремя цепями, другой плюет и рычит на прохожих, третий плачет, закрыв лицо руками, четвертый спит, забившись в угол клетки. Кто они это жуткие подобия человека? Это когда-то знаменитые цари, побежденные во времена последних ассирийских походов, недавно царь Ассирии впряг их в свою колесницу, когда ездил в храм праздновать победу.
Что поражает ребята вас?
Попробуйте сформулировать вопрос, который поставили ученые, исходя из этих фактов.
Проблема урока: Почему ассирийцы создали такое агрессивное государство?
Почему ассирийцы пошли по пути войны?
Что нам нужно сделать для того, чтобы ответить на этот вопрос?
Рассмотреть государство.
По какому плану?
- Местоположение и природа
- Занятия. Хозяйство.
- Устройство.
Какие средства нам необходимы для этого?
Учебный эпизод № 3 – восприятие новой информации
1. Местоположение и природа.
Работа с картой:
Факт | Аргумент: что это означает? |
- верхнее течение Тигра - горная территория - залежи горной руды |
2. Занятия. Хозяйство.
Каковы были их главные занятия?
- охота
- скотоводство
- военное дело
Все занятия требовали храбрости, иногда жестокости – это природные черты ассирийцев.
В 8 в. до н.э. Ассирия стала самой сильной в мире.
Почему?
А. Войско. Учебник с 83-84 (Презентация + комментарии учителя)
- железное оружие
- конница
- военные приспособления (саперы, разведка, связь)
- осадная техника (таран)
Ассирийское войско было многочисленно и возглавлялось самим царем. Оно делилось на пеших воинов, всадников и сражавшихся с колесниц. Ассирийцы первыми начали использовать железо в вооружении и первыми ввели новый род войск – саперов. Отряды саперов прокладывали дороги, наводили переправы и тем самым позволяли войску преодолевать местности, считавшиеся непроходимыми. А также обеспечивали осаду крепостей с применением осадного вала, насыпей и стенобитных машин.
Ассирийская армия имела превосходно налаженную службу связи и разведки. Это ведомством считалось столь важным, что во главе его обычно стоял наследник престола.
Ассирийцы впервые стали использовать конницу, которая подчас вытесняла отряды колесниц. Главным орудием ассирийцев был лук
Б. Завоевания ассирийцев (работа с картой + запись в тетради)
- Вавилон
- Финикия
- Египет
- Урарту
Держава – большое и сильное государство.
Один из воинственных ассирийских царей писал о себе: Я – Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырех стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, торящий добро...совершенный герой, первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов...
Силою бога...моего владыки, я осадил и взял 75 могучих городов, крепостей страны Халди, а также 420 малых городов, что в окрестностях их, и добычу их добыл...
Я оставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались как в реку... Трупами бойцов их, слово травой, наполнил я землю...
Вопросы:
Особенно Синаххериб прославился разрешением Вавилона. Он принял решение стереть с лица земли не покорившийся ему город и сделал это со всей основательностью. Чуть ли не все жители были перебиты: улицы были завалены трупами, дома разрушены, главный храм, и его башня обрушены в канал, соединяющий Евфрат с Тигром. В довершение всего в город были спущены воды Евфрата; они затопили улицы, площади и остатки домов. Но всего Синаххерибу этого было мало. Уничтожив город физически, он пожелал проделать это символически: по его приказу на корабли была погружена вавилонская земля, затем ее отвезли в другое место и там развеяли по ветру.
3. Устройство.
Во главе царь – царский дворец – росписи – крылатый бык (Презентация)
Ашшурбанапал – образованный царь, собиравший библиотеку со всего Муждуречья. Он был прямой противоположностью Синаххерибу, но это не означает, что он не воевал или не составлял прославляющих себя надписей.
Решение проблемы урока: Так почему же Ассирия была таким агрессивным государством?
Формирование агрессивности ассирийцев проходило и в результате природных склонностей, и под влиянием обстоятельств. То, что ассирийцы раньше многих других государства научились использовать железо, позволило им в короткое время создать державу, но надолго удержать завоеванное они не смогли.
В 1612 году до н.э. Ниневия была разрушена и сожжена.
И всякий скажет: разорена Ниневия, Кто пожалеет о ней?
Спят пастыри твои, царь ассирийский, вельможи твои, народ твой рассеян по горам и некому собрать его.
Не врачества для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать, ибо на кого не простиралась злоба твоя?
Как вы думаете, в чем причины ее падения?
Павда сожжение Ниневии сыграло важную роль в сохранении ее источников.
“Рукописи не горят!”
Закрепление
Учебный эпизод № 4 – учебное задание на осмысление новой информации
Задача
А. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины > следствие)
Б. Ответь на вопрос, какой процесс здесь представлен – упадка или расцвета культуры? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.
Список событий и явлений | Их правильная последовательность |
А. Столицей ассирийской державы стала
Ниневия. Из Ниневии исходили царские указы о
новых завоеваниях и о том, какую тяжелую дань
должны платить покоренные. Б. Благодаря труду многих поколений кузнецов в Малой Азии научились делать хорошие железные орудия. В. Ассирийцы узнали секреты обработки железа, стали крепить на стрелы железные наконечники им, объединившись под властью одного царя, решили взять под свой контроль торговок пути Западной Азии. |
Здесь представлен процесс ________________ ________________________________________ потому что _____________________________ _______________________________________ ________________________________________ _________________________________________ |
Учебный эпизод № 5 – первичное запоминание выявление связей и отношений
Запиши не менее одного аргумента по каждой позиции
Ассирийцы создали мировую державу благодаря _________________________________________ |
Ассирийская мировая держава погибла, потому что _______________________________________ |
Учебный эпизод № 6 – оперативное закрепление и повторение пройденного
Кроссворд анимированный
Учебный эпизод № 7 – подведение итогов. Домашнее задание.
1 уровень
Какие достижения и уроки нам оставила в наследство ассирийская держава?
Наследство ассирийской державы | |
Достижения | Уроки |
2 уровень
На твой взгляд переход к железному веку – это благо или зло для человечества?
А. Запиши в таблице свою позицию и приведи один аргумент в ее подтверждение.
Б. Запиши один-два доказательства своего мнения и хотя бы один аргумент в пользу противоположного мнения.
Позиция | Я считаю, что, с одной стороны ____ ________________________________ ________________________________ |
НО, с другой стороны, ________________ ____________________________________ ____________________________________ |
Аргумент | Потому что _____________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Потому что _________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ |
3 уровень
- тематическая коллекция интересных фактов, примеров и задач, найденная в Интернете
- интерактивные плакаты – опорные сигналы