Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди землю, на которой они родились. Наша родина Донщина.
Донская земля почти полностью расположена на территории Ростовской области площадью в 100 с лишним квадратных километров. Она граничит с Воронежской областью. Ставропольским и Краснодарским краями, нижневолжскими землями и Украиной.
С далеких времен донская земля воспринимается сознанием как живородящая мощь матери-земли.
Задача данного курса дать сведения о Донской земле, ее особенностях, традициях, быте.
Во всех этих вопросах выпускники профильной
школы должны хорошо разбираться. Должны понимать
важность и значимость экологических
составляющих в едином комплексе всех условий его
места работы, отдыха проживания. Поможет ему в
приобретении этих компетенции курс по выбору
“Ты цвети на славу казаков держава”.
Цели курса:
- заложить основу природо-охранных традиций качества на Дону.
- сформировать первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.
Данный курс относится к ознакомительному.
Курс включает несколько блоков тем, на основе которых может быть составлено следующее планирование.
Тематический план
№ | Темы | Количество часов | |||
всего | теор | прак | Экс | ||
1. | Экология и экологическая культура. | 3ч. | 1ч. | 2ч. | |
2. | Изучать, чтобы улучшать. | 3ч. | 2ч. | 1ч. | |
3. | Незаменимый дар природы. | 3ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4. | Мать – кормилица. | 5ч. | 3ч. | 2ч. | |
5. | Богатеть лесами, не беднеть травами. | 4ч. | 2ч. | 1ч. | 1ч. |
6. | Не пополнять Красную книгу. | 5ч. | 2ч. | 2ч. | 1ч. |
7. | Проектная деятельность на тему: “Моя Донщина” | 11ч. | 1ч. | 10ч. | |
Итого | 34ч. | 12ч. | 17ч. | 5ч. |
Содержание
I. Экология и экологическая культура.
Экология как раздел биологической науки о взаимоотношениях организмов, видов, популяций, сообществ со средой обитания.
Структура современной экологии. Экологическая культура личности - наличие у человека системы знаний о взаимоотношениях общества и природы, готовности к практическим действиям, направленным на бережное отношение к природе.
Экологическое движение школьников г. Миллерово.
Экскурсия №1. В эколого-биологический центр, г. Миллерово.
Экскурсия №2. В музей природы и быта, Лицей МОУ СОШ №7.
II. Изучать, чтобы улучшать.
Основные задачи природопользования. Понятие о
рациональном
природопользовании. Обычаи природоохранные
традиции Донских казаков.
Памятники природы севера области.
Практическая работа: “Сбор экологических традиций, легенд, преданий”.
III. Незаменимый дар природы.
Значение воздуха и воды для жизни человека. Загрязненность воздуха и воды города Миллерово как результат работы предприятий, транспорта и антропогенного фактора. Водные ресурсы области, города Миллерово, запасы пресной воды.
Санитарно-гигиенические требования к источникам водоснабжения и состояния воздуха.
Практическая работа: Наблюдение за жизнью водоема, его размеры, форма, степень зарастания водоема растительностью реки Глубокая.
Экскурсия. Посещение местных очистных сооружений (на водоканал).
IV. Мать - кормилица.
Характеристика почв, их типы, хозяйственное значение в городе Миллерово и Миллеровском районе.
Антропогенные изменения почвы, водная и ветровая эрозия почв бытовыми отходами, ядохимикатами, минеральными удобрениями Нарушения приемов агротехники при выращивании сельскохозяйственных культур. Борьба с оврагами на территории области и района в начале 19 века войсковыми лесничествами, Законодательство об охране почв, земли на современном этапе.
Практическая работа №1: “Помощники здоровья растущие на грядках”. (овощные, плодово-ягодные культуры, лекарственные растения — источники витаминов, приготовление мазей, отваров, настоев).
Практическая работа №2: Донская кухня: блюда из растительного сырья, салаты, каши, компоты и т.д.
VI. Не пополнять Красную книгу.
Животные, птицы, рыбы, места их обитания, охрана, редкие исчезающие виды в городе Миллерово и Миллеровском районе.
Практическая работа №1. Изучение видового состава птиц парка. Определение их численности путем визуального учета. Нанесение местоположений птичьих гнезд на план парка.
Практическая работа№2. Привлечение птиц в парк: установка и развешивание кормушек и поилок.
Экскурсия. Многообразие животных, их роль в сообществе и значение для человека. Описание, зарисовка, фотографирование животных Фоминской дачи.
VII. Проектная деятельность.
Город – как экосистема.
Растения в городе.
Твой край родной.
Синеокий казачий дон.
Литература.
1. Барсукова Т.В. Краски донской земли: книга для чтения. Ростов-на-Дону, издательство “Юг” 1996 г. - 116 с.
2. Абрамова Т.И., Обидина Е.Ф. Реликтовые растения Нижнего Дона и вопросы их охраны. Ростов-на-Дону, 1975.
3. Вальков В.Ф., Клименко Г.Г. Главное богатство нашей природы. Ростов-на-Дону, 1984.
4. Б. Нагорный Твой край родной. Ростов-на-Дону, 1988.
5. Барсукова Т.В., Галич А.Ю. Природа донского края. Ростов-на-Дону, 2007.
6. Новиков Г.А. Природа донского края. Ростов-на-Дону, 1978.
7. Журналы “Биология в школе”. №7, 2002.
Сценарий мероприятия
Цель:
- познакомить ребят с историей развития казачества на Дону, их традициями, бытом, культурой.
- воспитывать патриотизм, любой к своей Родине.
Ход мероприятия
I день – “Синеокий казачий дом”
Вед: Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. Моя родина – город Миллерово, который находится на территории Ростовской области, которую принято называть донской землей.
Вед: Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Когда в южных районах нашей области уже идет весенний сев, то на севере ее поля еще покрыты снегом.
Вед: Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон – одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно, величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плесы, похожие на большие озера. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов и станиц, обширных заливных лугов, взбегающих по холмам виноградников. Лениво плещутся у песчаных отмелей неторопливые волны.
Вед:
Ой, ты батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилиц наш, Дон Иванович...
Так величали его донские казаки. Таким веками звали его русские люди.
Вед: Донской край в разные времена назывался по-разному. Русские люди в старину называли его диким полем, или Великим лугом. Здесь было мало лесов, на сотни километров простиралась степь, поросшая буйными травами. В степи рыскали звери, паслись табуны диких лошадей. Ураганом проносились по степи орды кочевников.
Вед: В 16-17 веках появляется название –Земля донских казаков. С начала 19 века вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции донская земля называлась Областью войска Донского, а после революции – Донской областью. Свое современное название Ростовская область получила в 1937 году. Областной центр – город Ростов –на-Дону.
Вед: Географическое положение нашей области очень удобно. Через не проходят важные пути сообщения с Кавказом, область имеет выход в Азовское и Черное моря. Ростов – на Дону порт пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого. Железные дороги пересекают Ростовскую область, а в разных направлениях и соединяют ее с важными промышленными и сельскохозяйственными центрами.
Вед: В недрах донской земли есть различные полезные ископаемые: газ и нефть, железная руда и глины, известняки и песчаники, мел и целебные грязи, поваренная соль и минеральные воды.
Вед: Богата донская земля животным и растительным миром.
Вед: Можно еще долго рассказывать о нашей донской земле.
Но мне хочется спросить у вас, ребята, что означает слово “Казак” (ответы ребят)
Оказывается, раньше, слово “Казак” означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. Также казаки – часть вооруженных сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово “казак” означает нижнего чина казачьих войск.
Вед: Ребята, вы знаете откуда появилось такое название –“донские казаки”. Донское казачество впервые появилось в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название - донские казаки.
Вед: Донские казаки или донцы, донское казачье войско – первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории называющейся Область Воска Донского, которая занимала много областей и в том числе нашу Ростовскую область. Во главе войска находился войсковой наказной атаман. В настоящее время в области проживает 20648 донских казаков.
Вед: Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса –символизировала калмыков. А указом президента РФ Д.А. Медведевым в 2010 году было официально утверждено знамя войскового казачьего общества “Всевеликое войско Донское”
Вед: Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Вед: Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака –сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.
Вед: кто скажет, как одевались казаки? (ответы ребят). Давайте посмотрим на старинную одежду донских казаков.
У казаков длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и рубашки.
Вед: Казачки носили кофточки с баской ( оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Женским головным убором в этот период считался колпак –тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания.
Вед: С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки –“завески, занавески”. Обувь –высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики – туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.
Вед: А кто мне скажет, как называлось жилище казаков (ответы ребят)
Жилище казаков называлось – Казачий курень . Слово “курень” происходит от монгольского “куря”, что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону –галерее.
Вед: В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. Здесь все традиционно. Каждый предмет имел свое строго обусловленное место. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особенно почитаемого казаками. У глухой стены размещалась кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье.
Вед: Напротив горницы комнатка - кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате(стряпке) Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.
Вед: Как у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет. Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то примечали: “Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!”
Вед: стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трех лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. С пяти лет мальчики работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. С тринадцати лет участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери.
Вед: Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о её рождении не грохотали выстрелы.
Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.
Вед: Основу казачьей духовной жизни составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением тем, что выжило и сохранилось до наших дней.
Вед: Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но кроме этого в память о тех временах, когда предки казачества были жителями городков, каждая станица была ещё и местожительством мастеров. Причём станица от станицы отличались каким-то особенным ремеслом.
Вед: В казачьих землях находят самые ранние старопечатные и рукописные учебники, сохраняемые бережно, поскольку казаки грамотность очень ценили.
Но одной грамотностью культура не измеряется. Она включает всё то, что видел, слышал и чему научился человек, прежде всего дома, а потом в дальних походах.
Вед: Древнейшими знаниями, которыми обладали и обладают казаки, были знания по народной медицине. Из среды казачества вышло большое число врачей, и единственный в мире журнал, названный в честь врача, носит имя казака Грекова.
Вед: Можно еще много рассказывать о донской земле, донских казаках. Но к сожалению время нашего мероприятия подходит к концу.
Вед: Сейчас ребята мы с вами подведем итог нашей работы