Цель: создать условия для продуктивной деятельность школьника направленной на достижение ими результатов.
Предметные результаты:
- Систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот.
- Систематизировать знания о функциях основных частей и органоидов клетки.
- Формировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле.
- Формировать мировоззрение о единстве происхождения всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.
- Выработать навыки умений работать с книгой, дополнительной литературой, Интернетом.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные:
- Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять задачи учебной деятельности,
- Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.
Познавательные:
- Формировать умения анализировать, сравнивать (растительную и животную клетки), классифицировать, обобщать факты и явления (работа с учебником, анализ схем, иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных занятий)
Коммуникативные:
- Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе
- Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями данного урока
- Умение владеть монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Умение оценивать свою деятельность.
Ход урока
Технология I. Организация класса. а - демонстрация фильма б - постановка задач урока |
Посмотрите внимательно фильм и
определите тему, над которой мы будем работать, и
сформулируйте задачи урока. “Обобщение знаний по теме: “Строение и функции клеток живого организма” Систематизировать знания о строении клетки растений и животных,
|
||||||||||||||||||||||
В - нацеливание учащихся на конкретную работу. | Темы выяснены, задачи поставлены,
приступаем к работе. Несколько уроков назад мы с вами начали изучать главу “Клеточный уровень” блок “Строение живой клетки”. На протяжении 10 уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории открытия и создания клеточной теории. Сегодня мы должны подвести итог нашей работы. Предлагаю работать по следующему плану: 1.История развития клетки и создание клеточной теории (творческая работа-Коренной Сергей) 2.Моделирование клеток растений и животных. 3.Строение и функции основных частей и органоидов клетки. 4.Формулирование вывода “Клетка – биосистема, клетка – структурная и функциональная единица жизни на Земле”. |
||||||||||||||||||||||
II. Работа по теме урока: 1. обобщение знаний А – поисковая беседа с учениками |
Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с
вами каждый урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскопе или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятие жизни? Чтобы лучше это понять, давайте мысленно и зрительно вернемся в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово “клетка” и поможет нам в этом Коренной Сергей. |
||||||||||||||||||||||
Б - творческая работа | “История развития науки о клетке” 17 век-век застоя и открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. В этом веке появилось целое племя прогрессивных естествоиспытателей, которые проникли в самые сокровенные тайны природы.
Вот как он описывает одно из своих исследований “Исследования многих микроскопистов в мире принимают довольно интересный оборот, мои открытия, думаю тоже к чему-то приведут. Эта капелька застоявшейся воды, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять или осмыслить, объяснить. Эти маленькие “зверушки” были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни. Да и по форме “зверушки” были довольно симпатичные: шарики, спирали, палочки, то по одному крутились, то по 2-3 в понятном только им танце”. Много времени прошло с тех пор, отшумел 17 век, на смену пришел 18в, потом 19век. 19 век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами, противоречиями. Итальянец Мальпиги, англичанин Грючех Пуркине, немцы Шлейден и Шванн внесли свой вклад в историю изучения клетки. К 30-м годам 19 века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Кто же сделал это? Вот они выдающиеся деятели цитологии 19 века Шлейден и Шванн. Вот, что пишет Шванн в своих воспоминаниях. На дворе 1839 год, знаменитый год в моей жизни, вот труд, созданный за многие лета моей жизни. “Микроскопические исследования соответствии структуре и росту животных и растений” Многим помогал мне, известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось. Зачитываю вам, почтенные граждане, весьма интересные постулаты из моей книги. Постулат№1 : “Все организмы состоят из одинаковых в сущности частей, именно из клеток эти образуются и растут по одинаковым, в сущности, законам” Постулат №2: “Каждая клетка в определенных границах есть индивидуальное некое самостоятельное целое. Но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоническое целое. Все ткани состоят из клеток или образуются из клеток” Постулат №3: “Общий принцип развития для элементарных частиц организма – клеткообразование. Вначале имеется бесструктурная неживая субстанция, да, да, именно она, которая лежит между клетками. Из этой субстанции по определенным законам образуются клетки”. Так было создано истинное творение науки – клеточная теория Шлейдена и Шванна. Середина 19 в. Немецкий ученый Рудольф Вирхов опровергает III постулат Шлейдена и Шванна. “Кто читал мою книгу “Целлюлярная патология”, тот поймет, что третий постулат несовершенен, что заменит его новый из моего творения. “Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит от животного, растение – от растения” Вот так идет история развития общества, от побед к поражениям, от провала к восхождениям. Сложна эта история, тернист путь познания науки. Но миг открытия всегда прекрасен. |
||||||||||||||||||||||
в - анализ творческой работы фронтальная беседа |
Давайте вместе попытаемся
проанализировать увиденное и услышанное.
(Вирхов, клетки происходят от клеток) |
||||||||||||||||||||||
2. Моделирование клетки | Ребята! Мы с вами знаем, что одним из методов в изучении биологии является моделирование. Сегодня мы попробуем смоделировать клетку. На доске контуры клетки (мембрана и цитоплазма) на столе разложены органоиды клетки, вырезанные из бумаги. | ||||||||||||||||||||||
Составление моделей |
|
||||||||||||||||||||||
Анализ моделей.
3. Строение клетки а) актуализация знаний |
1. Что общего? 2. О чем говорят сходства. 3. Что отличает каждую модель? 4. О чем говорят отличия? Вывод: Клетка является структурной единицей всего живого. 1. Назовите основные части клетки (цитоплазма, ядро, оболочка) 2. Назовите основные функции цитоплазмы (объединение всех клеточных структур, взаимодействие их друг с другом) 3. Назовите основные функции ядра? (хранение и передача наследственной информации, управляет биохимическими, физиологическими, морфологическими процессами) 4. Какие структурные компоненты входят в состав клетки? (органоиды, включения) 5. Что такое органоиды? (постоянные структуры клетки, обеспечивающие выполнение специфических функций) 6. Что такое включения? (Непостоянные структурные компоненты клетки) 7. Какие органоиды характерны для клеток живого организма? |
||||||||||||||||||||||
б) составление схемы “Классификация органоидов” |
одномембранные (ЭПС, лизосом, комплекс Гольджи) двумембранные (митохондрии, пластиды) общие ( ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, плазматическая мембрана) специфические( пластиды, клеточный центр) |
||||||||||||||||||||||
4. Функции органоидов а) работа с презентацией |
При обобщении знаний функции
органоидов придерживаться плана: 1. характеристика органоида (немембранные, одномембранные, двумембранные, общие, специфические, содержат ДНК) 2. функции.
Вывод: В состав клетки входят как основные части, так и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют в ней разные функции. |
||||||||||||||||||||||
б- формулирование вывода в - формулирование общего вывода “что такое клетка”
г - подведение учащихся к выводу, что “Клетка - это система” (с использованием работы “Клетка - это государство в миниатюре”) |
Клетка – это функциональная единица живого.
Клетка - структурная ,функциональная единица всего живого.
Посмотреть внимательно работу Анализ работы Формулирование вывода Клетка – это биосистема. В нее входят все основные части клетки и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют разные функции, обеспечивая основные процессы жизнедеятельности – рост, развитие, обмен веществ. |
||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия | 1. Подведение итога урока
2. Выставление оценок. |
Используемая литература.
- Интернет ресурсы
- Учебник по биологии под редакцией проф.И.Н. Пономаревой базовый и профильный уровень.