Цель:
– учить детей ориентироваться в пространстве;
– формировать умение соотносить количество предметов с числом;
– упражнять в построении отрезка числовой прямой от 0 до 5, в поиске на цифровых
карточках пропущенных чисел;
– развивать умение сравнивать предметы по ширине;
– развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
– закреплять знание о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге;
– развивать речь, мышление, внимание;
– воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Материал и оборудование.
Панно с изображением яблони. Три полоски бумаги разной ширины, одинаковой длины, разного цвета – “мостики”. Вырезанные из картона яблоки с написанными на них цифрами (от 0 до 5). Игрушки – зверюшки. Чистый лист белой бумаги, простой карандаш – на каждого ребенка.
Ход занятия
– Ребята, помните сказку “ Колобок”?
Сегодня в гости к нам придёт Колобок. Что-то его нет. Где он? А что это за шарик? Письмо к нему привязано. Сейчас посмотрим, что это за письмо. Ребята, с Колобком случилась беда, его похитила лиса. Что же делать, мы н сможем поиграть с Колобком, да и лиса его может съесть. Надо идти его выручать. Пойдём? Только как же нам найти дорогу? Кто же нам поможет? Ой, кто это там...
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
– Здравствуй, Ёжик. Нам надо идти выручать Колобка, он попал в беду, его может съесть лиса. Но мы не знаем дороги в лес. Помоги нам, пожалуйста, покажи дорогу.
Две тропинки в лес ведут
Как же разобраться тут.
Коль налево вы пойдёте,
То в болото попадёте,
Путь держать направо вам.
– Спасибо, Ёжик. До свидания. Куда нам надо идти, ребята? (Направо.) Как найти правую сторону? Вот та дорожка, по которой нам надо идти. Пойдёмте.
– Ой, кто это там?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
– Здравствуй, зайка. Ты видел куда покатился Колобок? Ему угрожает беда, его может съесть лиса. Помоги нам, пожалуйста, Зайчик.
– Я покажу вам дорогу, но сначала вы поиграйте со мной.
– Хорошо, зайчик, поиграем с тобой, какую игру ты предлагаешь?
– Игра называется “Закончи предложение”.
Спим мы ночью,, а делаем зарядку... (утром).
Завтракаем мы утром, а обедаем.,, (днём).
Обедаем мы днём, а ужинаем... (вечером).
Ужинаем мы вечером, а спим... (ночью).
Солнце светит днём, а луна... (ночью).
Хорошо, ребята. Впереди вас ждёт река. Раньше там был мост, а теперь его нет. Сделаете мостик – пойдёте дальше. (На полу три полоски разной ширины. Выбирают полоску, через которую они могут перешагнуть. Затем поочерёдно перешагивают через выбранную полоску бумаги.)
Перешли мы на другой берег.
Что же делать дальше?
Ой, кто это там?
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
– Здравствуй, волк. Волк, пропусти нас, пожалуйста, нам надо идти выручать Колобка, ему угрожает беда, его может съесть лиса. -Я вас пропущу, но вь; должны мне помочь. Видите яблоня? Я иногда прихожу сюда полакомиться яблоками. Я ведь очень люблю фрукты. Только это мой секрет. Яблоки висели на ветке, каждое на своём месте. Но подул сильный ветер и несколько яблок упало. Надо вернуть их на место.
– Поможем Волку? (На яблоках написаны цифры, надо вернуть яблоки на пропущенные места.)
– Спасибо, ребята, идите прямо.
Разминка..
Яблонька, яблонька выросла в лесу. (Ходят по кругу.)
К яблоньке, яблоньке в гости я приду. (Идут к яблоньке или воспитателю.)
Ветерок качает веточки её. (Поднимают руки вверх, покачивают ими.)
А листочки шепчут: “Как нам хорошо”. (Перебирают пальцами.)
Наберём мы яблочек, угостим друзей. (Опускают руки, приседают.)
Громко, громко скажем мы “спасибо” ей. (Наклоняются вперёд.)
– Ну что, ребята, пойдём дальше? Ой, кто это там?
Летом в лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает.
– Здравствуй, Мишенька. Помоги нам, пожалуйста, подскажи ,куда Колобок покатился, ему угрожает беда, лиса может его съесть.
Я вам подскажу, куда покатился Колобок, но ивы мне помогите, пожалуйста. Настасья Петровна испекла пирог с мёдом и попросила его украсить, но я не знаю как.
Поможем Мишке, ребята? Нам пирог с вами заменит листок бумаги. Покажите пальцем, где у листа верхняя сторона, где нижняя сторона, где левая сторона и где правая сторона. А теперь мы украсим пирог ягодками – геометрическими фигурами.
Около верхней стороны нарисуйте квадрат. Около нижней стороны нарисуйте круг. С левой стороны нарисуйте прямоугольник. С правой стороны нарисуйте треугольник. В середине нарисуйте овал. (Проверка выполнения задания.)
– Спасибо, ребята, я всё понял. А вам надо идти всё время прямо. До свидания.
До свидания, Мишка. Ну что же, ребята, можем идти дальше.
– Вот и добрались мы до дома лисы. Как же нам забрать у лисы Колобка? Надо как-то её обхитрить. А, давайте, ребята, вылепим колобков и обменяем наших колобков на настоящего.
(Лепим колобков из окрашенного теста. Воспитатель вносит колобков лисе, а настоящего выносит.)
Вот мы и обхитрили лису, пока она наших колобков рассматривала, да обнюхивала, настоящего колобка я и унесла. Колобок очень рад, что мы его освободили. А, знаете, почему у нас всё получилось? Потому что вы правильно выполнили все задания, были внимательными, смогли найти дорогу к дому лисы, и лису обхитрили. Ваши колобки очень похожи на настоящего. Колобок нам говорит спасибо.
Ну, что пора нам возвращаться назад в садик.
Сюрпризный момент.