Пояснительная записка.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.
Цель: погрузить детей в фольклорную среду, как одного из факторов воспитания.
Задачи:
– помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
– уважительно относиться к своим древним корням;
– чтить и уважать память предков;
– систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной
культуры.
Музыкальное оформление: песня “Родительский дом”, национальные мотивы.
Художественное оформление, реквизит, костюмы:
– выставка национальных блюд,
– выставка декоративного и прикладного искусства,
– выставка “Орнаментальное искусство”,
– плакаты с высказываниями,
– костюмы национальные (татарский, украинский, русский, башкирский),
– костюмы композиции (храм, земля, природа, флора, фауна)
Ведущий: Добрый день! Мы рады вас приветствовать на нашем этнокультурном празднике “Мой дом – моя крепость”.
Ведущий: В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме. Есть такая притча. Поселил Бог женщину и мужчину в поле. Научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: “Живите и продолжайте род человеческий. Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в ней ребенок, мужчина и женщина смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла Бога, что он сказал: “Как же так? Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота? Это любовь! Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это любовь! Это она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье!”
Ведущий: Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда. Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки... Ребята подготовили значение слов.
Чтец:
Живет наш край холмистый и красивый,
Блистает синью рек своих, озер,
Я думаю, что средь земель России
Не всякий край вот так ласкает взор.
Сегодня здесь живут чуваш и русский,
Мордвин, башкирин, немец и казах.
Хохол, поляк и турок с белорусом.
Татарин, армянин ...
Не перечесть все нации в двух строчках.
Мы – россияне!
В этом слове – все,
Красногвардейскою землей гордимся очень,
Ей не дадим уйти в небытие.
Мы сеем хлеб, мы строим, нефть качаем.
Растим мы скот. Мы на земле живем...
Красногвардейский край в стихах мы воспеваем.
Ему свою мы душу отдаем!
Ведущий: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Всякое дерево имеет свои корни, которые питают дерево, связывают его с землей.
Ведущий: А корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет тому назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. “Народ, не имеющий глубоких корней – бедный народ” Сегодня у нас в гостях представители разных национальностей, которые живут не только в Красногвардейском районе, но и в нашем селе.
Краткая историческая справка об истории заселения района.
Визитная карточка семей
Ведущий: Национальность не гордость. Национальность – это долг сохранить в себе и передать своим детям язык и культуру своих дедов и прадедов
Чтец:
Я рожден в предгориях Урала. И в лугах притоков Салмыша.
Краски многоцветия вбирала Вольная славянская душа. Вольные и полные отваги.
Здесь неслись, копытами стуча. Пьяные и шумные ватаги В пору Емельяна Пугача.
Край России посмешал немало Этносов, обычаев, кровей. Синь Руси спокойно задремала
Под татарским сумраком бровей А порой в ордынском косоглазии
Скажутся рязанские черты. И между Европою и Азией Нет уже границы и черты.
Тут потомок ссыльнопоселенцев С киевской фамилией Недуй
С визгом азиатские коленца Весело отхватит в сабантуй. Я и сам, на титулы неброский
Напишу без кучерявых слов. Что мужик по матери тамбовский.
По отцу из харьковских хохлов. И ковыльный воздух оренбургский
Я воспринимаю как судьбу. Ну, а то, что я по духу русский, У меня написано на лбу.
Ведущий: Традиционно сохраняемые мир и согласие в многонациональном Оренбуржье – наше общее богатство и достояние. Мы живем во взаимопроникновении и взаимовлиянии различных культур. Только возрождение национальных культур со знанием их истории, традиций и самобытности, а также сохранение родных языков могут стать прочным фундаментом единения людей всех национальностей.
Ведущий: Полноценной личностью является человек, умеющий создавать духовные и материальные ценности. Именно в семье ребенок расширяет свое сознание и стремится к гармонии внутренней и внешней.
Ведущий: Каждый наш современник должен уметь различать добро и зло, жить в мире с соседом независимо от его веры и национальности. Он должен нести ответственность за все происходящее вокруг, потому что от его поступков напрямую зависит благоденствие не только соседей, но и всего общества и даже жизнь будущих поколений.
Ведущий: Отношение наших предков к еде заслуживает особого разговора. Различна национальная кухня народностей, но главным мерилом всех является хлеб. Преломление хлеба за трапезой было сродни церковному причастию. Вкусившие одного хлеба, каши, земных плодов или дичи люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками.
Ведущий: Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла.
Хлеб-соль, которыми по русскому обычаю встречают гостей – не что иное, как мирный договор между сторонами.
Вносят хлеб-соль, угощают гостей.
Ведущий: Знакомство с народной культурой начинается еще тогда, когда ребенок был в колыбели. Над ним тихо пела мама свои наставления. Засыпая под пение колыбельной, младенец учился своему родному музыкальному языку.
Исполняется колыбельная песня.
Ведущий: Слово “культура” происходит от слова “культ”, вмещающего в себя веру, обычаи и традиции предков
Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению из уста в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли мифы, сказки и былины, а затем и истории, наука и литература.
Ведущий: Слово “фольклор” в переводе с английского означает “народная мудрость, народное знание”; это устное народное творчество, это все то, что создано нашими предками на протяжении многих веков: сказки, былины, народные сказания (мифы), песни, загадки, пословицы и многое другое.
Проводится разминка со зрителями “Продолжи поговорку”.
Не нужен клад – когда в семье лад.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Без имени ребенок – чертенок.
Чем богаты, тем и рады.
Один в поле не воин.
Хлеб – батюшка, а вода – матушка.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
По одежке встречают – по уму провожают.
Ведущий: Эта поговорка пришла к нам из глубокой старины. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его положение и обществе. Многие ученые считают, что в те времена “гардероб” любителей покрасоваться тоже был весьма богат и разнообразен. Славились в старину наши мастерицы вышивкой и узором.
Ведущий: Большой интерес для ученых-этнографов представляет старинная одежда, национальные костюмы. Узоры на вышитой одежде таят в себе немало тайн. Это не просто украшение, а волшебные обереги, защищающие человека от болезней, бед и всякой нечисти. У всех народов есть свое орнаментальное искусство, но есть и общие символы: вода, солнце, цветы, священные животные.
Ведущий:
Да, умел гулять народ.. Было, было дело. Так плясал и песни пел.
Что земля гудела. Времена давно не те, праздники другие.
Но обычай старины помним, любим, чтим мы ...
Исполнение национальных песен и танцев.
Ведущий: Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязальный промысел. Путем длительного отбора и селекции, была в этих местах выведена особая порода коз. Назвали ее “оренбургской”. Со временем животные распространились по соседним районам, а слава об их пухе разлетелась по свету.
Ведущий: Вывозили оренбургских коз за границу. Только там, через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошерстными. Оказывается, для того, чтобы под козьей “шубой” образовывался мягкий и густой подшерсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады. Именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала,
В 1867 голу паутинки – так называют ажурные платки – впервые были представлены на всемирной выставке в Париже. С тех нор они регулярно экспонируются за рубежом и получают высокие оценки.
Ведущий: Плотной, без узорной вязки или ажурной, с множеством разных рисунков, оренбургские платки славятся повсюду и не зря. Они и нарядные, и изящные, и теплые, и легкие. Каждый платок изумителен, неповторим. Вяжут их вручную, без трафарета. А ажурный орнамент – это фантазия и мастерство вязальщицы.
Ведущий: Из поколения в поколение передаются секреты этого мастерства. Оренбургский платок можно с уверенностью назвать платком мира, так как его можно увидеть на плечах любой женщины, независимо от национальности.
Исполняется песня “Оренбургский пуховой платок”.
Ведущий: Человек может сам моделировать свою жизнь, строить дом, растить детей, но от своих предков, своих корней, своей истории ему не уйти. Каждый человек должен гордиться свом родом, какой бы ни была его история. Ведь он когда-нибудь сам станет этой историей, и, наверное, ему захочется, чтобы им гордились. Ведь не случайно говорят: “Мой дом – моя крепость”
Ведущий: Вот и подвезен итог нашей сегодняшней встречи.
Как бы не было трудно, каким неустроенным и беспокойным не был бы окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.
Ведущий: Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будем добрее и внимательнее к своим близким.
Музыкальная композиция “Возрождение”.
Список используемой литературы:
- Подшивка журнала “Читаем. Учимся. Играем” за 2008–2011 гг.
- Подшивка журнала “Воспитание школьников” за 2009–2010 гг.