Цель: познакомить с традициями русского народа.
Образовательные задачи:
- развивать знания детей об окружающем;
- расширить и обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русским традициям, малым фольклорным формам.
Материалы: самовар, скатерть, корзина, сито, куличи из теста, продукты для выпечки: соль, масло, сахар, мука, яйца.
На каждого ребенка: влажные салфетки, фартук, нож, разделочная доска .
Ход занятия
Чтение стихотворения Е.Григорьева “Бабушка” ребенком:
(Клуб бабушек) (Приложение 1)
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас в гостях наши любимые бабушки. Кто, как не бабушка нам и сказку расскажет, и поиграет.
Бабушка – лучшая подружка.
Обращаясь к детям:
Какая у тебя, Оля бабушка?
Ответ: Добрая, любимая.
У тебя Даша?
Ответ: Заботливая, дорогая.
Воспитатель: Как вы проводите время с бабушкой?
Дети: Мы гуляем, ходим в театр, гуляем в парке, рисуем, шьем одежду для кукол.
Воспитатель: За что вы любите свою бабушку?
Дети: С ней интересно, она рассказывает много нового, гуляем, дарит подарки, любит
(Далее воспитатель подводит итог сказанному: да, действительно бабушка лучшая подружка и руки у нее “золотые”.)
А вы, ребята, знаете, что значит золотые руки?
Дети: Руки которые все могут, берутся за любую работу.
Воспитатель: У нас сегодня в гостях любимая бабушка Димы – Любовь Ивановна. Чем вы удивите и порадуете ребят?
Бабушка показывает корзину, в которой находятся испеченные жаворонки. Ребята, скоро праздник, пришлет птицу, я принесла для вас вот таких птичек (показываю).
Сейчас я расскажу и покажу, как этих жаворонков испечь, хотите?
Дети: Ответы.
Бабушка: Подойдите ко мне поближе (приглашает детей подойти к столу, на котором лежат материалы для выпечки на каждого ребенка, столы стоят полукругом) наденьте фартуки, возьмите салфетки и еще раз вытрите руки, вы будете не только меня внимательно слушать, но и помогать, готовы?
Дети: Ответы.
Бабушка: Что необходимо для выпечки, какие продукты?
Дети: Мука, соль, сахар, масло и т.д.
Бабушка: Правильно, эти продукты сейчас перед вами, на столе, вы все их видели, когда ваши бабушки, мамы что-нибудь готовят, что тебе Саша бабушка печет?
Ответ: Пирожки, торты.
Бабушка: Нам необходима будет мука. (Предлагает каждому ребенку потрогать пальчиками.)
Какая мука на ощупь?
Дети: Мягкая, рыхлая.
Бабушки: На что похоже мука?
Дети: На снег, мел.
Бабушки: Молодцы, послушайте загадку и отгадайте:
“Новая посудина, а вся в дырах”.
Дети: Сито.
Бабушка: Для чего оно необходимо каждой хозяйке?
Дети: Чтобы не было в тесте комочков, посторонних предметов
Бабушки: Молодцы, вот у меня какое сито, оно очень-очень старое, мне подарила его моя бабушка, поэтому оно мне очень дорого, так как это память.
(Далее бабушка предлагает просеять муку, предварительно показав, как надо совершить действия.)
Действия детей.
Бабушки: молодцы, отгадайте еще загадку:
“Бел, как снег, в чести у всех”.
Дети: Сахар.
Бабушки: Почему сахар сравнивают со снегом?
Дети: Он белый.
Бабушки: Зачем нужно добавлять сахар в тесто?
Дети: Чтобы было сладко, вкусно.
(Далее дети добавляют соль, масло, яйца и все перемешивают.)
Бабушки: Молодцы ребята, хорошо перемешали, а сейчас возьмите каждый по кусочку, раскатайте шарик и повторяйте за мной.
(Ребенок смотря на действия бабушки вырезает крылья ножом, хвост, вытягивают голову жаворонку, прищипывают клюв.)
Бабушки: Молодцы, положите своих жаворонков на противень, мы отнесем их на кухню, где они в духовом шкафу будут выпекаться (далее предлагается вытереть руки салфетками, снять фартуки).
Воспитатель: Благодарим, Вас, Любовь Ивановна, ребята научились многому у Вас, будут хорошими помощниками мамам.
(Далее обращается воспитатель к бабушке Валентине Михайловне.)
Воспитатель: А чем Вы удивите своих внучат, Валентина Михайловна?
Бабушки: “И меня вы не забыли, тоже в гости пригласили. Удобно сядем, посидим, да и про весну поговорим”.
Вы любите это время года, дети?
Дети: Ответы.
Бабушки: За что вы любите весну?
Дети: Тепло, тает снег, расцветают цветы, появляются насекомые и т.д.
Бабушки: Я, когда была маленькой. Очень любила с ребятами играть в игру, очень радовались первой зеленой весенней траве, а в какую игру отгадайте загадку:
“Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня”.
Дети: Ручей.
Бабушки: Я предлагаю поиграть в мою любимую игру детства: “Ручеек”. (Приложение 2)
(Далее воспитатель представляет им бабушку Ани.0
Воспитатель: А Вы, Елена Егоровна, что приготовили для внучат?
Бабушки: Я, ребята, тоже была маленькой, как вы. Любила играть, особенно весело было, когда начинал таять снег, мы, ребятишки, с нетерпением ждали весну-красну. Зима с морозами надоела. В начале марта, на восходе солнца, забирались куда повыше: на крыши изб, амбаров, сараев - заклинать весну.
Подбрасывали вверх куличиков, (показывает) жаворонков, грачиков, приготовленными бабушками из теста, которого вы сейчас готовили, пели различные заклички, хотели, чтобы весна пришла быстрее, вот одна из них:
“Прилетайте, жаворонушки к нам,
Принесите из-за моря вы нам, весну яркую, весну красную.”
А вы, ребята, хотите, чтобы весны пришла? (Приложение 3).
Дети: Ответы.
Бабушки: Вы испекли куличиков (показывает испеченные, возьмите в руки птичку).
Закличку говорила мне моя бабушка, ее легко запомнить:
“Чок, чок, чок.
Прилети, куличок,
Принеси весну,
На своем хвосту”.
Дети: (проговаривают закличку хором)
(Далее повторяют индивидуально.)
Воспитатель: Молодцы, мы благодарим наших бабушек, приглашаем всех за стол отведать витаминный чай (звучит спокойная мелодия).