Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Основные цели: показать еще один способ решения уравнений.
Задачи урока:
образовательные:
- сформировать представление о методе “весов”, отрабатывать вычислительные навыки;
развивающие:
- развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь;
воспитывающие:
- воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, познавательного интереса к предмету.
Цель для учителя: создать условия для усвоения учащимися данной темы.
Оборудование.
1. Учебник “Математика 5 класс”. Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон.
2. Цветные карточки с цифрами. (Рисунок №1)
3. Круги с числами.
4. Макет весов с подвижными гирями.
5. Рисунки логических весов со съемными квадратиками и звездочками.
6. Карточки с ритмическими рисунками.
7. Рисунки квадрата и круга.
8. Эталон к самостоятельной работе.
9. Карточка для этапа рефлексии.
10. Карточка с домашней творческой задачей по теме.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, создание благоприятного психологического настроя на работу.
Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Подпишем число, классная работа и оставим место для темы урока. Тему вы сами определите чуть позже.
Девиз нашего урока:
Логика есть попытка понять
действительный мир
по известной созданной нами схеме сущего.
Фридрих Ницше
2. Устная работа
1) Устный блиц опрос.
- У стола четыре угла. Один отпилили. Сколько осталось?
- Какая третья буква в слове “дуб”?
- Сколько месяцев в году?
- Что мы слышим в начале урока? (Букву “у”)
- Чему равно произведение всех цифр?
2) Упражнение на развитие памяти.
Учащимся предлагаются цветные карточки (рисунок №1)с цифрами. Учащиеся рассматривают и запоминают их, в течение 30 сек. Затем задаются вопросы.
- Какая цифра изображена на коричневой карточке?
- Сколько карточек между желтой и бирюзовой карточками?
- Запишите в тетрадь цифры (номера) и цвет карточек.
3) Задание на развитие внимания и способности анализировать.
Перед вами круги с числами. Некоторые числа пропущены. Числа расставлены в соответствии с определенными законами. Вставьте пропущенные числа.
3. Актуализация опорных знаний
На доске макет весов с подвижными гирями. Предлагаются вопросы:
- Что произойдет, если на чашки весов положить одинаковый вес?
- А если с чашек убрать одинаковый вес?
- Что произойдет, если убрать с чашек килограмм сахара и гирю весом 1 кг, зная, что весы были в равновесии?
4. Решение развивающих задач
Перед вами логические весы, которые находятся в равновесии. Мы можем убрать одинаковый вес с каждой “стороны”, и весы останутся в равновесии. Например,
5. Изучение нового материала
Пробное задание: Решить уравнение
3а+33 = 8а+8
1. Рассмотреть уравнение, как модель задачи с весами.
Рисунок весов: на одной чаше 3 квадрата и 33 “звездочки”, на второй – 8 квадратов и 8 “звездочек”. |
2. Привести данное уравнение к уравнению, где переменная стоит в одной части.
3. Решить, получившееся уравнение, используя известные способы.
4. Вывести общее правило для решения уравнений такого типа.
3a – 3a + 33 = 8a – 3a + 8; <=> 33 = 5a + 8; <=> 5a + 8 = 33; <=>5a = 33 – 8; <=> 5a = 25; <=> a = 25 : 5; <=> a = 5
Ответ: 5.
– Как же вы преобразовали уравнение? (Мы вычли из обеих частей уравнения одно и то же число и получили уравнение, которое можно решить, пользуясь правилами нахождения неизвестного компонента.)
– Как такой метод можно назвать, если вспомнить, с каким предметом вы сравнивали уравнение? (Метод “весов”.)
– Молодцы! (Сформулируйте алгоритм решения уравнений методом “весов”.)
1) Вычесть из обеих частей уравнения одно и то же выражение с переменной.
2) Упростить получившиеся уравнение.
3) Решить уравнение, используя правила нахождения неизвестного компонента.
Алгоритм фиксируется на доске.
- Уточните тему урока. (Решение уравнений методом “весов”)
6. Психологический тренинг.
1. Упражнение для профилактики нарушения зрения.
Глазами нарисовать сегодняшнюю дату.
2. Отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук по подражанию: с - средний; м - мизинец; у - указательный; бо - большой; бе - безымянный; 1 - один удар.
3. Дыхательно-координационное упражнение.
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед (4-6 сек.).
Задержать дыхание. Во время задержки сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение “горячей монетки” в центре ладони (2-3 сек.)).
Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно окружность (правой рукой) и квадрат (левой рукой).
7. Первичное закрепление
Цель: организовать усвоение детьми нового способа решения данного уравнения с их проговариванием во внешней речи: фронтально; в парах или группах.
Страница 51 – правило “весов” - читают.
№185 (1, 2, 3)
Первое уравнение один ученик решает у доски, комментируя решение вслух. Второе и третье уравнение учащиеся решают в парах, комментируя решение друг другу.
1) 2х-5=х <=> 2х-х-5=х-х <=> х-5=0 <=> х=5
Ответ: 5.
8. Подведение итогов
- Проверьте, как вы поняли новый метод: решите уравнение 5x + 6 = 7x – 10 методом “весов”.
После выполнения работы проводится самопроверка по эталону:
Сопоставление проводится по шагам алгоритма, фиксируя выполнение каждого шага.
- У кого вызвал затруднение первый шаг алгоритма?
- Что у вас вызвало затруднение?
- В каком месте дальше у вас возникло затруднение?
- В чём причина, возникшего затруднения?
9. Рефлексия деятельности на уроке
Карточка для этапа рефлексии:
Способы действий | Знаю | Умею |
Способ решения методом “весов” | ||
Способ нахождения неизвестного компонента |
На другой стороне:
В самостоятельной работе у меня
всё получилось__________________________ Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если были)___ Я достиг поставленной цели________________________________________________ Сегодня я учился самостоятельно учиться____________________________________ У меня остались затруднения________________________________________________ |
10. Домашнее задание
Стр. 51 - правило “весов”.
№ 1 - творческая задача.
Мальчик Пат и собачонка весят два пустых
бочонка.
Собачонка без мальчишки весит две больших
коврижки.
А с коврижкой поросенок весит – видите –
бочонок.
Сколько весит мальчик Пат? Сосчитай-ка поросят.
(Мальчик весит столько же, сколько два поросёнка.)
№199 - из учебника.
Литература
1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика..5 класс. Часть 1. -М.: Издательство “Ювента”, 2011.
2. htt://www.probydis.ru/aforizmy-po-temam-o-cheloveke/774- aforizmy-o-logike/html/
3. htt://kak/znate/ru/docs/index-70495.html.
4. Сценарии уроков к учебнику Математика для 5-6 классов основной школы по программе “Учусь учиться”. Диск. Центр СДП АПК и ППРО Минобрнауки РФ, 2008.
5. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград: Учитель, 2006.
6. Логические весы.docx