Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной лёгкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование.
Реализация принципа культуросообразности содержания общего среднего образования невозможна без ознакомления школьников с огромным пластом графической культуры. За многовековую историю в её недрах был выработан графический язык делового общения. Изучение графического языка как синтетического, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку он общепризнан в качестве международного языка общения. Значение его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы, а также продолжения образования.
Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которого тесно увязаны с задачами экономического развития страны и утверждения её статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий.
Развитие теоретических основ начертательной геометрии, инженерной графики и других смежных наук расширило способы получения графических изображений. Наряду с ручными, всё более широкое применение находят компьютерные способы формирования графических изображений, составления проектной документации, которые несут в себе геометрическую, техническую, технологическую и другую информацию об объекте. Использование новых информационных технологий обеспечивает создание, редактирование, хранение, тиражирование изображений с помощью различных программных средств, а также возможность передачи их посредством коммуникационных сетей.
Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений, способных адаптироваться к быстрой смене труда, поэтому им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая их трудовую мобильность, повышение квалификации и смену профессии. Таким образом, на первый план выступает направление обучения, развивающее логическое, пространственное мышление учащихся с опорой на графическую деятельность, связанную с ясным пониманием методов изображений, принятых в созидательной практике людей.
Тесная связь обучения графики с жизнью, производительным трудом открывают реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство учащихся с понятием производственно-технического характера и требованиями технической эстетики, развивает умение наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства.
Кроме этого, графическая подготовка обеспечивает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана, обеспечивая их пропедевтику, участие школьников в проектной и конструкторской деятельности, наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, имеющее очень важное место в любом творческом процессе, поскольку новое решение предстаёт перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. Кроме этого, в процессе овладения данной дисциплиной совершенствуется репродуктивное и продуктивное воображение, проявляющееся в создании объёмных образов реального мира и построении новых (конструирование, переконструирование, совершенствование, преобразование и.т.д.). Эти интеллектуальные операции, носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Развитие пространственных представлений позволяет сформировать у школьников эффективные способы переработки информации - визуализации, что способствует огромной экономии времени. При таком способе работы информация практически одномоментно трансформируется в некоторую обобщённую модель, содержащую необходимые и достаточные элементы для понимания формы, ситуации, явления. Таким образом, развиваются познавательные способности человека, расширяется круг используемых мыслительных средств и умственных операции, что, в свою очередь, повышает адаптивные возможности человека.
Современные требования, предъявляемые к выпускнику общеобразовательной школы, обуславливают необходимость усиления графического образования, являющегося частью общего образования современного человека. В связи с этим актуальным становится рассмотрение графического образования школьников с позиций достаточности для адаптации выпускника общеобразовательной школы к условиям жизни и трудовой деятельности в современном обществе.
Под графическим образованием понимается процесс развития и саморазвития школьника, связанный с овладением графической культурой и графической грамотностью.
Графическая культура школьника – это совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и прочтения информации, её сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.
Учитывая важность предмета для социальной адаптации выпускников школ, уникальность предметной области (ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах представления информации), пропедевтический характер по отношению к другим предметам школьного учебного плана, считаю необходимым использовать возможности учебного плана и вести элективный курс “Графика. Техническое рисование” для учеников 7-8 класса.
Место проведения элективного курса “Графика. Техническое рисование” МБОУ СОШ №17 г. Улан-Удэ Республика Бурятия. Основной формой организации учебной деятельности является учебно-практическая деятельность учащихся. Каждый раздел курса включает в себя основные теоретические сведения и графические работы.
На занятиях используются учебники и пособия по черчению, рекомендованные Министер- ством образования РФ, интерактивные ресурсы Данный курс целесообразно изучать исходя из необходимости учёта потребностей личности школьника, его семьи и общества, распространённости изучаемых технологических умений в сфере производства и образования.
Программа составлена на основании обязательного минимума содержания по графике
для не полной средней школы по1 учебному часу в неделю в течение одного года в соответствии с учебником : А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский, М.Астрель. АСТ, 2010 г. И предполагает продолжение элективного курса, так как не охватывает рекомендуемое стандартом содержание программы по графике для выпускников .
I. Пояснительная записка
Программа “Графика.Техническое рисование” рассчитана на учащихся 7-8 классов средней школы в объёме 34 часа. Цель данной программы заключается в том, чтобы, опираясь на знания, полученные учащимися в процессе уроков технологии, математики решить задачу преодоления постоянно увеличивающегося разрыва между объёмом знаний и сроками обучения учащихся, обеспечить более детальную графическую подготовку, углубить межпредметные связи.
Программа опирается на учебник черчения А.Д.Ботвинников, В.П.Виноградов, И.С. Вышнепольский.
Элективный курс знакомит учеников с понятием технический рисунок, аксонометрическая проекция. Опираясь на данные понятия, программа рассматривает изображения простейших геометрических тел.
Изложение материала ставит задачу на основе навыков, полученных на уроках рисования, постепенно привить учащимся более конкретные правила графики.
В процессе курса, переходя от рисунка к выполнению развёрток геометрических тел, формируется связь между плоскими изображениям и объёмным телом.
Итогом изучения курса следует считать:
1. Учащийся должен иметь представление о прямых, ломаных, кривых, параллельных, перпендикулярных линиях. Что такое окружность, полуокружность, дуга окружности. Чётко различать простейшие геометрические тела и их формообразующие.
- Должен иметь представление о способах построения технического рисунка.
- Иметь навыки простейших геометрических построений.
- Уметь выполнять развёртку геометрического тела.
- Обладать минимальными навыками выполнения чертёжного шрифта.
- Уметь выполнять простейший анализ формы предмета, состоящего из нескольких геометрических тел.
II. Содержательные линии, измерители
1. Введение (4 час)
Содержательные линии: Общие сведения о прямых, ломаных, кривых, параллельных, перпендикулярных линиях, об окружности, полуокружности, дуге, деление окружности на три, четыре, шесть, восемь частей ;что такое правильный многоугольник
Измерители:
- различать прямые, ломаные, кривые, параллельные, перпендикулярные линии,
- различать окружность, полуокружность, дугу окружности,
- делить окружность на 3, 4, 6, 8 частей.
2. Правила оформления чертежей. (14 ч.)
Чертёжные шрифты (5 час)
Содержательные линии: Чем определяется высота, ширина, толщина букв и цифр. Особенности написания широких, узких, высоких букв. Способы написания букв и цифр.
Измерители:
- умение правильно подобрать нужный размер шрифта,
- точное определение соотношения высоты и ширины букв и цифр в надписях,
- правильное определение типа букв и цифр.
Линии чертежа (2 час). Правила нанесения размеров (4 час).
Масштаб (1 час). Сопряжение (2 час).
Содержательные линии: Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
- Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая — основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
- Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
- Применение и обозначение масштаба. Что такое сопряжение и способы его выполнения.
Измерители:
- знания о ГОСТ-ах, умение применять линии чертежей в соответствии с назначением, умение выбрать и нанести необходимое количество размеров, умение применять различные масштабы, знать способы построения сопряжений.
3. Рисование простейших геометрических тел.(15 час)
Простейшие геометрические построения.
Содержательные линии: Технический рисунок, аксонометрические проекции. Геометрические тела и их формообразование. Порядок выполнения их технических рисунков и построение аксонометрических проекций.
Измерители:
- уметь назвать, показать, изобразить куб, параллелепипед, пирамиду, конус, усечённый конус, цилиндр и назвать формообразующие их геометрические фигуры,
- знать, что такое технический рисунок, аксонометрическая проекция и способы его выполнения.
III. Календарно-тематическое планирование.
IV. Технологическая карта.
V. Контрольно-измерительные материалы
VI. Учебно-методическая литература
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7—8 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: ACT: Астрель, 2007.
2. Василенко Е.Л., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. — М.: Просвещение, 1988.
3. Василенко ЕЛ., Е.А., Жукова Е.Т., Катханова Ю.Ф., Терещенко А.Л. Карточки-задания по черчению для 8 класса. — М.: Просвещение, 1990.
4. Гервер ВЛ. Творчество на уроках черчения. — М.: Владос, 1998.
5. Гордеенко НЛ., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. школы / Под ред. В.В.Степаковой. — М.: ACT : Астрель, 2006.
6. Ботвинников АД. и др. Черчение: Методическое пособие к учебнику. — М. Астрель: ACT, 2003..
7. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева ИЛ. Рабочая тетрадь по черчению. — М.: Вентана-граф, 1998.
8. Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. — М.: Просвещение, 1999.
9. Подшибякин В.В., Задания по техническому черчению для 8 класса. -С.Лицей, 1999 г.